Совершенствование индивидуально-тактических действий футболистов в нападении на этапе специальной базовой подготовки 13-18 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе определяется уровнем специальной работоспособности футболистов, который предполагает гармоничное сочетание основных ее составляющих: техники владения мячом, тактического мастерства, двигательных возможностей, психологической подготовленности.
Цель исследования – совершенствование методики технической и тактической подготовки футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд.

Содержание

Общая характеристика работы
1. Основные проблемы технической и тактической подготовленности футболистов
2. Аналитические закономерности игры в футбол
3. Совершенствование технического мастерства профессиональными футболистами
4. Становление технического мастерства юных футболистов
5. Построение тактических действий футболистов на основании аналитических закономерностей игры в футбол
6. Контроль действий футболистов с мячом в тренировках и соревновательных играх
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 9

Информативность показателей общекомандных действий футболистов с мячом в соревновательных играх по отношению к результату игры

Показатели общекомандных

действий в отдельных играх

Информативность

показателей

Разница в количестве действий с мячом, выполненных с максимальной мощностью футболистами встречающихся команд

Показатель информативен

в средней степени

Разница в количестве эпизодов игры в штрафной площади, проведенных футболистами встречающихся команд

Показатель информативен

в средней степени

Количество действий с мячом в зоне атаки (исключая штрафную площадь)

Показатель информативен

в низкой степени

Количество ударов по воротам из-за штрафной площади

Показатель

неинформативен

Разница в количестве ударов по воротам из-за штрафной площади, выполненных футболистами встречающихся команд

Показатель

неинформативен

Общее количество передач мяча в штрафную площадь соперника

Показатель

неинформативен

Количество удачных передач в штрафную площадь соперника

Показатель информативен

в средней степени

Количество действий с мячом, выполненных не ближе 35 м от линии ворот соперника

Показатель информативен в низкой степени с отрицательным значением

Количество передач мяча в середине поля и количество передач мяча назад и поперек поля

Показатели информативны в средней степени с отрицательным значением


 

Основными задачами при проведении контроля технической подготовленности футболистов являются определение причин ошибок при выполнении действий с мячом в соревновательных играх и оценка потенциальных возможностей каждого футболиста оперировать мячом.

 

Таблица 10

Информативность показателей общекомандных действий футболистов с мячом в соревновательных играх по отношению к вероятности гола в конкретной атаке

Показатели общекомандных

действий в отдельных играх

Информативность

показателей

Попытка доставки мяча в штрафную площадь соперника

Вероятность гола примерно 2%

Эпизод игры в штрафной площади

Вероятность гола примерно 5-8%

Удар по воротам из-за штрафной площади

Вероятность гола 3-6%

Длительность прохождения атаки

 

Вероятность гола в очень высокой степени зависит от длительности атаки. В двух третях случаев голевые атаки длятся не более 15 с

Количество передач, выполненных игроками с момента овладения командой мячом

Показатель информативен в высокой степени с отрицательным значением


Для оценки техники владения мячом футболистами при выполнении быстрых перемещений предлагается система тестов, которые:

– информативны по отношению к возможностям игроков выполнять в соревновательных играх с необходимым качеством действия, связанные с доставкой мяча в штрафную площадь соперника в разных условиях;

– могут использоваться в качестве обычных тренировочных упражнений.

Контроль построения упражнений с мячом и качества их выполнения футболистами должен предполагать оценку быстроты и точности действий игроков с мячом, объема повторений ими действий с мячом, соблюдения специализированности условий упражнений.

 


ВЫВОДЫ

 

1. Анализ специальной научно-методической литературы, тенденций развития игры в футбол, данных наблюдений за игровой и тренировочной деятельностью футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд позволил сформулировать несколько основных проблем, касающихся базовой и профессиональной технической и тактической подготовки футболистов.

В футболе высокого уровня главной проблемой является повышение точности ударов по воротам (процента попадания мяча в створ ворот) и увеличение количества «эпизодов игры» в штрафной площади соперника, что связано с техническим и тактическим мастерством футболистов.

Возможности повышения квалифицированными футболистами быстроты и точности действий с мячом при прочих равных условиях (природной одаренности, двигательной подготовленности) полностью определяется тренировкой.

В связи с этим при построении технической подготовки профессиональных футболистов возникает проблема эффективности тренировочных упражнений, а именно определение, какие упражнения с точки зрения условий их выполнения позволяют квалифицированным футболистам повысить техническое мастерство, необходимое для игры в футбол.

Эффективность процесса становления технического мастерства юных футболистов зависит от своевременности использования соответствующих тренировочных средств, которая определяется тем, применяются ли данные средства именно в благоприятные возрастные периоды, когда тренировки могут оказывать наиболее сильное влияние на различные составляющие, определяющие умения быстро и точно действовать с мячом.

2. В результате статистического анализа игровой деятельности футболистов высокой квалификации выявлены аналитические закономерности игры в футбол, отражающие вероятность различных событий и действий в соревновательных играх при доставке мяча на ударную позицию и взятии ворот. Они характеризуют:

– значимость гола для результата игры;

– вероятность второго подряд взятия ворот и пропустить ответный гол в разные интервалы времени после забитого гола;

– соотношение голов, забиваемых «с игры» и «со стандартных положений» (соответственно 65-73% и 27-35% голов);

– области выполнения ударов по воротам и голевых ударов;

– вероятность попадания мяча в створ ворот и гола в зависимости от дистанции ударов;

– особенности выполнения последнего «хода» перед голевым ударом;

– длительность голевых атак (из всех голевых атак, начинающихся «с игры», две трети составляют атаки длительностью не более 15 с, в трети случаев голевые атаки длятся не более 10 с);

– вероятность гола в зависимости от количества передач мяча, выполненных командой с момента овладения мячом до нанесения удара по воротам (с увеличением числа передач вероятность гола снижается, при проведении атак, в которых выполняется шесть-семь передач мяча и более, вероятность гола составляет 3-5%);

– вероятность гола и назначения 11-метрового удара в зависимости от места и варианта начала атаки.

3. Отличительными чертами техники действий с мячом в современном футболе являются умения играть с максимальной мощностью, в физическом контакте с соперником, в положении спиной к воротам соперника, при реализации «стандартных положений».

Тенденциями развития техники футбола являются:

– выполнение игроками действий с мячом на разных участках поля с определенной спецификой, характерной для конкретных мест и условий;

– использование игроками для проведения атакующих действий универсального способа оперирования мячом – «в шаге».

Специфику в технике действий с мячом в разных эпизодах соревновательных игр определяют пять основных факторов:

– место выполнения приемов;

– исходное положение игрока;

– целевая направленность действий;

– степень сопротивления соперника;

– степень требований к быстроте выполнения приемов.

В целом выделены три принципиально отличающихся вида «техники эпизодов игры»: в штрафной площади, зоне атаки, средней зоне и зоне обороны.

4. Переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом не происходит, если действия с мячом тренируются в одних условиях (по быстроте исполнения приемов; усилиям, прилагаемым игроками для их выполнения; внешней форме движений футболистов), а выполнять их необходимо в других условиях (изменения результатов футболистов при проведении экспериментов по изучению переноса тренированности в этих случаях статистически не существенные при Р = 0,05).

На этом основании сформулированы требования к построению упражнений для совершенствования технического мастерства. Условия упражнений должны «обеспечивать» игрокам возможность выполнять действий с мячом именно так, как эти действия выполняются в конкретных эпизодах соревновательных игр (по быстроте исполнения приемов; усилиям, прилагаемым игроками для их выполнения; внешней форме движений футболистов).

5. С учетом аналитических закономерностей игры в футбол, специфики в технике выполнения действий с мячом в различных игровых ситуациях, закономерностей переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом разработана методика технической подготовки профессиональных футболистов.

Основное направление их работы при совершенствовании технического мастерства представляет собой тренировку специфичной для разных зон поля техники действий с мячом («техники эпизодов игры»).

6. В ходе многолетней технической подготовки юных футболистов необходимо решить следующие основные задачи:

– обучить умениям посылать мячи в заданном направлении и дифференцировать усилия при операциях с мячом (развить «чувство мяча»);

– обучить умениям максимально быстро и точно выполнять разные по форме «игровые» действия с мячом (тренировка «техники эпизодов игры»);

– адаптировать технические навыки к изменениям уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей «на переходе к взрослому футболу» и к условиям игр «взрослого футбола».

На основании данных комплексных исследований определены благоприятные возрастные периоды для акцентированного тренировочного воздействия на отдельные составляющие, определяющие быстроту и точность действий футболистов с мячом:

– до 10-11 лет – развитие «чувства мяча» в ходе освоения технических навыков;

– до 15 лет – обучение умениям быстро и точно выполнять различные по форме движений «игровые» действия с мячом;

– после 15 лет – адаптация техники к условиям игр «взрослого футбола» и значительно возрастающим двигательным качествам и функциональным возможностям футболистов.

7. Разработан подход к моделированию тактики игры в целом и в отдельных игровых ситуациях, предполагающий использование для выбора наиболее эффективных вариантов атакующих и оборонительных действий футболистов аналитических закономерностей игры в футбол и учет тенденции развития тактики игры в футбол.

Предлагаются варианты построения тактических атакующих и оборонительных действий футболистов (индивидуальных, групповых и командных) в различных эпизодах соревновательных игр, успешно использовавшиеся в практике соревновательной деятельности команд высокой квалификации.

Информация о работе Совершенствование индивидуально-тактических действий футболистов в нападении на этапе специальной базовой подготовки 13-18 лет