Совершенствование индивидуально-тактических действий футболистов в нападении на этапе специальной базовой подготовки 13-18 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе определяется уровнем специальной работоспособности футболистов, который предполагает гармоничное сочетание основных ее составляющих: техники владения мячом, тактического мастерства, двигательных возможностей, психологической подготовленности.
Цель исследования – совершенствование методики технической и тактической подготовки футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд.

Содержание

Общая характеристика работы
1. Основные проблемы технической и тактической подготовленности футболистов
2. Аналитические закономерности игры в футбол
3. Совершенствование технического мастерства профессиональными футболистами
4. Становление технического мастерства юных футболистов
5. Построение тактических действий футболистов на основании аналитических закономерностей игры в футбол
6. Контроль действий футболистов с мячом в тренировках и соревновательных играх
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

– у отдельных футболистов переход к выполнению перемещений с мячом «в шаге» проходит с определенными затруднениями, причем это относится к игрокам и 28-30 лет, и 18-20 лет.

4. Становление технического мастерства юных футболистов

Для определения этапов обучения юных футболистов технике игры и преимущественных задач, которые должны решаться на этих этапах, был выяснен «вклад» в уровень мастерства футболистов в разном возрасте способностей и умений проявлять быстроту и точность при выполнении различных действий без мяча и специальных («футбольных») действий с мячом (табл. 6).


Таблица 6

Факторный «вклад» (в % по дисперсионному анализу) способностей и умений проявлять быстроту и точность, определенных по результатам контрольных упражнений, в уровень мастерства футболистов 11-17 лет

Способности и умения

Возраст (лет)

проявлять

11

12

13

14

15

16

17

1. Быстроту перемещений

20

12

9

3

33

35

34

2. Скоростно-силовые качества

25

18

15

8

17

62

60

3. Точность движений

22

20

24

17

20

19

21

4. Точность при выполнении ударов по воротам с 16 м

65

13

9

4

3

31

35

5. Точность при выполнении передач мяча на средние расстояния

8

20

17

12

18

47

68

6. Точность при выполнении передач мяча на короткие расстояния

55

13

18

10

7

26

23

7. Быстроту и точность

при перемещениях с мячом

с изменением направления движения

12

17

22

31

40

15

24


Примечание: подчеркнуто статистически существенное факториальное влияние при Р = 0,05

 

Имеет место существенное перераспределение «вклада» способностей и умений проявлять быстроту и точность при выполнении различных двигательных действий в уровень мастерства юных футболистов в разные возрастные периоды, что объясняется неравномерностью развития двигательного аппарата и неодинаковым «вкладом» в уровень мастерства игроков в разном возрасте умений быстро и точно выполнять те или другие технические приемы.

С учетом составляющих технического мастерства юных футболистов и возрастной динамики развития различных способностей и умений проявлять быстроту и точность определены три основные задачи, которые необходимо решить в ходе многолетней технической подготовки футболистов в детско-юношеском возрасте:

– развить «чувство мяча» (обучить умениям посылать мячи в заданном направлении и дифференцировать усилия при операциях с мячом);

– обучить умениям быстро и точно выполнять разные по форме «игровые» действия с мячом (тренировка «техники эпизодов игры»);

– адаптировать освоенные технические навыки к изменениям уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей и к условиям игр «взрослого футбола».

Естественное развитие двигательного аппарата, двигательной чувствительности и физических качеств проходит неравномерно, а занятия футболом в различном возрасте по-разному сказываются на улучшении тех или других способностей и умений. В связи с этим вышеназванные задачи целесообразно решать, с одной стороны, последовательно, а с другой – в определенные возрастные периоды параллельно, и в соответствии с этим расставлять акценты в тренировочной работе.

Многолетние исследования, в которых изучались возрастная динамика быстроты и точности выполнения футболистами технических приемов, влияние развития организма на быстроту и точность «футбольных» и неспецифических действий, степень происходящих через год тренировок изменений в быстроте и точности двигательных действий футболистов разного возраста, позволили выявить благоприятные возрастные периоды для воздействия на отдельные составляющие, определяющие быстроту и точность действий с мячом (рис. 5).

Первое. Возраст до 10-11 лет является наиболее благоприятным периодом в многолетнем процессе становления технического мастерства юных футболистов для обучения их умениям дифференцировать усилия при касаниях мяча и точно определять направление посыла мяча.

Это объясняется тем, что примерно до 10-11 лет быстрыми темпами проходит естественное развитие двигательной чувствительности. Поэтому в этом возрастном периоде имеется возможность получить суммарный эффект двух факторов, влияющих на «чувство мяча», именно на высокие темпы естественного развития двигательной чувствительности «наложить» тренировочное воздействие с целью повышения «чувства мяча».

Второе. После 11 лет улучшение умений дифференцировать усилия при оперировании мячом может быть достигнуто в основном за счет упражнений, в которых создаются все более и более трудные условия с точки зрения требований к проявлению «чувства мяча», так как естественное развитие двигательной чувствительности к 11 годам практически завершается.

С 11 до 15 лет быстрыми темпами происходит естественное развитие скоростных способностей, особенно интенсивно в 12-14 лет. Поэтому после 11 лет от футболистов следует постоянно требовать максимально быстрого и одновременно точного выполнения освоенных ранее действий с мячом.

Третье. После 15 лет основным направлением работы становится адаптация технических навыков игроков к их резко возрастающим под влиянием специальных тренировок двигательным качествам и функциональным возможностям и к условиям игр «взрослого футбола».

Необходимость адаптации техники к условиям игр «взрослого футбола» ярко прослеживается, когда игрокам приходится действовать с мячом в «экстремальных» условиях, присущих этому футболу: с максимальной мощностью, в физическом контакте с соперником, при дефиците времени на исполнение приемов.

Акценты в тренировочной работе целесообразно сделать на следующем:

– в период до 10-11 лет: в ходе обучения игроков основным техническим навыкам на развитие «чувства мяча» посредством выполнения различных видов перемещений с мячом на доступных скоростях;

– в период после 11 лет: требовать от игроков максимально быстрого и одновременно точного выполнения освоенных ими действий с мячом, то есть акцентировать внимание на тренировке «техники эпизодов игры»;

– в период после 15 лет: обучать футболистов умениям быстро и точно оперировать мячом при выполнении действий с максимальной мощностью и в условиях физического контакта с соперником.

 

5. Построение тактических действий футболистов на основании аналитических закономерностей игры в футбол

 

Наличие аналитических закономерностей игры в футбол, отражающих вероятность тех или иных событий в соревновательных играх, позволяет использовать их при определении тенденций развития тактики футбола, построении тактических действий футболистов.

На основании аналитических закономерностей игры в футбол разработаны варианты построения игры команд в целом и тактических действий футболистов (индивидуальных, групповых и командных) в конкретных ситуациях, которые были успешно апробированы в профессиональных командах различного уровня.

Предлагаются варианты оборонительных действий в ситуациях:

– при началах атак соперником;

– при доставке мяча соперником на ударную позицию;

– при выполнении соперником угловых ударов (рис. 6);

– при выполнении соперником штрафных и свободных ударов;

– при выполнении замен игроков в команде соперника;

– после пропущенного командой гола.

Предлагаются варианты атакующих действий в ситуациях:

– при началах атак вратарем и полевыми игроками (табл. 7);

 

Таблица 7

Наиболее рациональные варианты действий вратарей при начале атак для решения различных тактических задач, разработанные на основании аналитических закономерностей взятия ворот

Задачи

Наиболее рациональные действия вратарей

Надежное овладение мячом партнерами

Передачи мяча в зону обороны со штрафных и свободных ударов, ударом ногой «с игры» без противодействия соперника и броском рукой или в среднюю зону броском рукой.

Передачи мяча в зону обороны или в среднюю зону броском рукой вратарям целесообразно выполнять без длительной задержки (в 5-6 с) во времени после овладения мячом руками.

Обеспечение партнерам благоприятных условий для проведения голевых атак и атак, завершающихся назначением

11-метрового удара

Передачи мяча в зону атаки со штрафных и свободных ударов, «ударом ногой с рук» и ударом ногой «с игры» без противодействия соперника.

Передачи мяча в зону атаки «ударом ногой с рук» вратарям целесообразно выполнять как можно быстрее после овладения мячом руками.


– при доставке мяча на ударную позицию (для увеличения вероятности взятия ворот доставка мяча на ударную позицию должна проходить как можно быстрее по времени (до 10-15 с) и с небольшим количеством передач мяча (до пяти) с момента овладения игроками атакующей команды мячом до нанесения удара по воротам);

– при выполнении штрафных и свободных ударов;

– при передачах мяч с угловых ударов в штрафную площадь (рис. 7);

– при реализации 11-метровых ударов.

– после забитого гола.

6. Контроль действий футболистов с мячом в тренировках и соревновательных играх

 

Методика контроля действий игроков с мячом в тренировках и соревновательных играх предполагает три основных направления: оценку игровой деятельности, технической подготовленности футболистов, построения упражнений с мячом и качества их выполнения.

Основными критериями информативности при контроле игровой деятельности футболистов являются результат соревнования в целом и отдельной игры, эффективность конкретной атаки в матче.

Чтобы получить показатели, имеющие хотя бы малую степень информативности, действия игроков необходимо рассматривать по зонам их выполнения на поле.

При таком подходе к контролю игровой деятельности футболистов по отдельным общекомандным показателям действий с мячом предсказуема в высокой степени вероятность гола в конкретной атаке и достаточно точно может быть оценен класс команды.

Наиболее информативными по отношению ко всем трем критериям: классу команды, результату отдельной игры, вероятности гола в конкретной атаке являются показатели общекомандных действий с мячом в штрафной площади соперника (табл. 8-10).

Следует отметить, что практически нет показателей, на основании которых можно уверенно предсказать результат матча.

«Вклад» действий конкретного игрока в результат матча необходимо рассматривать с точки зрения выполнения им установки тренера. В этом случае главным показателем может быть объем выполненных игроком действий с мячом в определенных зонах поля, в частности в зоне атаки, а не соотношение удачных и неудачных попыток исполнения тех или иных технических приемов (эффективность, выраженная в процентах).


Таблица 8

Информативность показателей общекомандных действий футболистов с мячом в соревновательных играх по отношению к классу команды

Показатели общекомандных

действий в отдельных играх

Информативность

показателей

Количество действий с мячом с максимальной мощностью

Показатель информативен в высокой степени

Количество эпизодов игры в штрафной площади

Показатель информативен в высокой степени

Количество действий с мячом в зоне атаки (исключая штрафную площадь)

Показатель информативен

в низкой степени

Количество действий с мячом, выполненных не ближе 35 м от линии ворот соперника

Показатель неинформативен

Информация о работе Совершенствование индивидуально-тактических действий футболистов в нападении на этапе специальной базовой подготовки 13-18 лет