Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе определяется уровнем специальной работоспособности футболистов, который предполагает гармоничное сочетание основных ее составляющих: техники владения мячом, тактического мастерства, двигательных возможностей, психологической подготовленности.
Цель исследования – совершенствование методики технической и тактической подготовки футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд.
Общая характеристика работы
1. Основные проблемы технической и тактической подготовленности футболистов
2. Аналитические закономерности игры в футбол
3. Совершенствование технического мастерства профессиональными футболистами
4. Становление технического мастерства юных футболистов
5. Построение тактических действий футболистов на основании аналитических закономерностей игры в футбол
6. Контроль действий футболистов с мячом в тренировках и соревновательных играх
Выводы
Список использованной литературы
– у отдельных футболистов переход к выполнению перемещений с мячом «в шаге» проходит с определенными затруднениями, причем это относится к игрокам и 28-30 лет, и 18-20 лет.
4. Становление технического мастерства юных футболистов
Для определения этапов обучения юных футболистов технике игры и преимущественных задач, которые должны решаться на этих этапах, был выяснен «вклад» в уровень мастерства футболистов в разном возрасте способностей и умений проявлять быстроту и точность при выполнении различных действий без мяча и специальных («футбольных») действий с мячом (табл. 6).
Таблица 6
Факторный «вклад» (в % по дисперсионному анализу) способностей и умений проявлять быстроту и точность, определенных по результатам контрольных упражнений, в уровень мастерства футболистов 11-17 лет
Способности и умения | Возраст (лет) | ||||||
проявлять | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
1. Быстроту перемещений | 20 | 12 | 9 | 3 | 33 | 35 | 34 |
2. Скоростно-силовые качества | 25 | 18 | 15 | 8 | 17 | 62 | 60 |
3. Точность движений | 22 | 20 | 24 | 17 | 20 | 19 | 21 |
4. Точность при выполнении ударов по воротам с 16 м | 65 | 13 | 9 | 4 | 3 | 31 | 35 |
5. Точность при выполнении передач мяча на средние расстояния | 8 | 20 | 17 | 12 | 18 | 47 | 68 |
6. Точность при выполнении передач мяча на короткие расстояния | 55 | 13 | 18 | 10 | 7 | 26 | 23 |
7. Быстроту и точность при перемещениях с мячом с изменением направления движения | 12 | 17 | 22 | 31 | 40 | 15 | 24 |
Примечание: подчеркнуто статистически существенное факториальное влияние при Р = 0,05
Имеет место существенное перераспределение «вклада» способностей и умений проявлять быстроту и точность при выполнении различных двигательных действий в уровень мастерства юных футболистов в разные возрастные периоды, что объясняется неравномерностью развития двигательного аппарата и неодинаковым «вкладом» в уровень мастерства игроков в разном возрасте умений быстро и точно выполнять те или другие технические приемы.
С учетом составляющих технического мастерства юных футболистов и возрастной динамики развития различных способностей и умений проявлять быстроту и точность определены три основные задачи, которые необходимо решить в ходе многолетней технической подготовки футболистов в детско-юношеском возрасте:
– развить «чувство мяча» (обучить умениям посылать мячи в заданном направлении и дифференцировать усилия при операциях с мячом);
– обучить умениям быстро и точно выполнять разные по форме «игровые» действия с мячом (тренировка «техники эпизодов игры»);
– адаптировать освоенные технические навыки к изменениям уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей и к условиям игр «взрослого футбола».
Естественное развитие двигательного аппарата, двигательной чувствительности и физических качеств проходит неравномерно, а занятия футболом в различном возрасте по-разному сказываются на улучшении тех или других способностей и умений. В связи с этим вышеназванные задачи целесообразно решать, с одной стороны, последовательно, а с другой – в определенные возрастные периоды параллельно, и в соответствии с этим расставлять акценты в тренировочной работе.
Многолетние исследования, в которых изучались возрастная динамика быстроты и точности выполнения футболистами технических приемов, влияние развития организма на быстроту и точность «футбольных» и неспецифических действий, степень происходящих через год тренировок изменений в быстроте и точности двигательных действий футболистов разного возраста, позволили выявить благоприятные возрастные периоды для воздействия на отдельные составляющие, определяющие быстроту и точность действий с мячом (рис. 5).
Первое. Возраст до 10-11 лет является наиболее благоприятным периодом в многолетнем процессе становления технического мастерства юных футболистов для обучения их умениям дифференцировать усилия при касаниях мяча и точно определять направление посыла мяча.
Это объясняется тем, что примерно до 10-11 лет быстрыми темпами проходит естественное развитие двигательной чувствительности. Поэтому в этом возрастном периоде имеется возможность получить суммарный эффект двух факторов, влияющих на «чувство мяча», именно на высокие темпы естественного развития двигательной чувствительности «наложить» тренировочное воздействие с целью повышения «чувства мяча».
Второе. После 11 лет улучшение умений дифференцировать усилия при оперировании мячом может быть достигнуто в основном за счет упражнений, в которых создаются все более и более трудные условия с точки зрения требований к проявлению «чувства мяча», так как естественное развитие двигательной чувствительности к 11 годам практически завершается.
С 11 до 15 лет быстрыми темпами происходит естественное развитие скоростных способностей, особенно интенсивно в 12-14 лет. Поэтому после 11 лет от футболистов следует постоянно требовать максимально быстрого и одновременно точного выполнения освоенных ранее действий с мячом.
Третье. После 15 лет основным направлением работы становится адаптация технических навыков игроков к их резко возрастающим под влиянием специальных тренировок двигательным качествам и функциональным возможностям и к условиям игр «взрослого футбола».
Необходимость адаптации техники к условиям игр «взрослого футбола» ярко прослеживается, когда игрокам приходится действовать с мячом в «экстремальных» условиях, присущих этому футболу: с максимальной мощностью, в физическом контакте с соперником, при дефиците времени на исполнение приемов.
Акценты в тренировочной работе целесообразно сделать на следующем:
– в период до 10-11 лет: в ходе обучения игроков основным техническим навыкам на развитие «чувства мяча» посредством выполнения различных видов перемещений с мячом на доступных скоростях;
– в период после 11 лет: требовать от игроков максимально быстрого и одновременно точного выполнения освоенных ими действий с мячом, то есть акцентировать внимание на тренировке «техники эпизодов игры»;
– в период после 15 лет: обучать футболистов умениям быстро и точно оперировать мячом при выполнении действий с максимальной мощностью и в условиях физического контакта с соперником.
5. Построение тактических действий футболистов на основании аналитических закономерностей игры в футбол
Наличие аналитических закономерностей игры в футбол, отражающих вероятность тех или иных событий в соревновательных играх, позволяет использовать их при определении тенденций развития тактики футбола, построении тактических действий футболистов.
На основании аналитических закономерностей игры в футбол разработаны варианты построения игры команд в целом и тактических действий футболистов (индивидуальных, групповых и командных) в конкретных ситуациях, которые были успешно апробированы в профессиональных командах различного уровня.
Предлагаются варианты оборонительных действий в ситуациях:
– при началах атак соперником;
– при доставке мяча соперником на ударную позицию;
– при выполнении соперником угловых ударов (рис. 6);
– при выполнении соперником штрафных и свободных ударов;
– при выполнении замен игроков в команде соперника;
– после пропущенного командой гола.
Предлагаются варианты атакующих действий в ситуациях:
– при началах атак вратарем и полевыми игроками (табл. 7);
Таблица 7
Наиболее рациональные варианты действий вратарей при начале атак для решения различных тактических задач, разработанные на основании аналитических закономерностей взятия ворот
Задачи | Наиболее рациональные действия вратарей |
Надежное овладение мячом партнерами | Передачи мяча в зону обороны со штрафных и свободных ударов, ударом ногой «с игры» без противодействия соперника и броском рукой или в среднюю зону броском рукой. Передачи мяча в зону обороны или в среднюю зону броском рукой вратарям целесообразно выполнять без длительной задержки (в 5-6 с) во времени после овладения мячом руками. |
Обеспечение партнерам благоприятных условий для проведения голевых атак и атак, завершающихся назначением 11-метрового удара | Передачи мяча в зону атаки со штрафных и свободных ударов, «ударом ногой с рук» и ударом ногой «с игры» без противодействия соперника. Передачи мяча в зону атаки «ударом ногой с рук» вратарям целесообразно выполнять как можно быстрее после овладения мячом руками. |
– при доставке мяча на ударную позицию (для увеличения вероятности взятия ворот доставка мяча на ударную позицию должна проходить как можно быстрее по времени (до 10-15 с) и с небольшим количеством передач мяча (до пяти) с момента овладения игроками атакующей команды мячом до нанесения удара по воротам);
– при выполнении штрафных и свободных ударов;
– при передачах мяч с угловых ударов в штрафную площадь (рис. 7);
– при реализации 11-метровых ударов.
– после забитого гола.
6. Контроль действий футболистов с мячом в тренировках и соревновательных играх
Методика контроля действий игроков с мячом в тренировках и соревновательных играх предполагает три основных направления: оценку игровой деятельности, технической подготовленности футболистов, построения упражнений с мячом и качества их выполнения.
Основными критериями информативности при контроле игровой деятельности футболистов являются результат соревнования в целом и отдельной игры, эффективность конкретной атаки в матче.
Чтобы получить показатели, имеющие хотя бы малую степень информативности, действия игроков необходимо рассматривать по зонам их выполнения на поле.
При таком подходе к контролю игровой деятельности футболистов по отдельным общекомандным показателям действий с мячом предсказуема в высокой степени вероятность гола в конкретной атаке и достаточно точно может быть оценен класс команды.
Наиболее информативными по отношению ко всем трем критериям: классу команды, результату отдельной игры, вероятности гола в конкретной атаке являются показатели общекомандных действий с мячом в штрафной площади соперника (табл. 8-10).
Следует отметить, что практически нет показателей, на основании которых можно уверенно предсказать результат матча.
«Вклад» действий конкретного игрока в результат матча необходимо рассматривать с точки зрения выполнения им установки тренера. В этом случае главным показателем может быть объем выполненных игроком действий с мячом в определенных зонах поля, в частности в зоне атаки, а не соотношение удачных и неудачных попыток исполнения тех или иных технических приемов (эффективность, выраженная в процентах).
Таблица 8
Информативность показателей общекомандных действий футболистов с мячом в соревновательных играх по отношению к классу команды
Показатели общекомандных действий в отдельных играх | Информативностьпоказателей |
Количество действий с мячом с максимальной мощностью | Показатель информативен в высокой степени |
Количество эпизодов игры в штрафной площади | Показатель информативен в высокой степени |
Количество действий с мячом в зоне атаки (исключая штрафную площадь) | Показатель информативен в низкой степени |
Количество действий с мячом, выполненных не ближе 35 м от линии ворот соперника | Показатель неинформативен |