Социально-биологические основы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:06, реферат

Описание работы

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Содержание

Введение 3
Воздействие природных и социально-экологических факторов на
организм и жизнедеятельность человека 5
Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием организма 9
Физиологические закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки 14
Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека
к различным условиям внешней среды 16
Вредные и полезные привычки человека 18
Литература 25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 42.68 Кб (Скачать)

       Клетки  головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом.

       Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

       Санитарно-гигиенические  исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45 %, т. е. увеличивается в 5-15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

       Все это говорит о необходимости  проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

       На  качестве умственной деятельности значительно  сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40-50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

       Немало  споров возникает вокруг вопроса  об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

       По  мнению советских ученых, негромкая  мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казанском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исходный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию-проверке преподавателем их знаний по иностранному языку с проставлением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в течение 2,5-3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

       После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения  наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действовала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение понизилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восстанавливался уровень эмоционального состояния.

       С моей точки зрения, музыку лучше  всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

       Гигиена умственного труда предъявляет  требования и к одежде. Важно, чтобы  она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

       Необходимо  контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как студенты сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75-80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

       На  столе желательно иметь пюпитр-подставку  для книги. Вместо подставки можно  использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

       Академик  Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

       1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так н после отпуска.

       2. Подбирать удобный для себя  индивидуальный ритм работы. Оптимальным  ученый считает равномерный, средний  темп. Утомляет неритмичность и  чрезмерная скорость умственного  труда. При этом быстрее наступает утомление.

       3. Соблюдать привычную последовательность  и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

       4. Установить правильное, рациональное  чередование труда и отдыха. Это  поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Физиологические закономерности совершенствования  отдельных систем организма под  воздействием направленной физической тренировки 

      Человек обладает высокой пластичностью  всех программ жизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средой существования, в том числе и  социальной средой. Особой пластичностью  по сравнению с животными характеризуется  генетическая специализация человека в сфере двигательной деятельности. Человек не рождается ни бегуном, ни прыгуном, ни гимнастом. Он становится им благодаря отсутствию жёсткой  генетической программы, ограничивающей феноменологические проявления двигательной функции. Пластичность - высочайший дар и благо для проявления человеческих способностей в самых различных сферах двигательной деятельности. Человек становится прекрасным бегуном, пловцом, поражает своей прыгучестью и выносливостью. И всё это - результат не только развития мозга и управляемых им функций, но и социального наследования, усвоения опыта предшествующих поколений в период, когда мозг обладает высокой пластичностью.

      В процессе эволюции возникли новые механизмы  адаптации вегетативных и соматических систем организма (да и самого мозга) к внешним воздействиям - механизмы сознательного управления адаптационными резервами организма. Мозг, этот материальный субстрат идеальных форм отражения мира, сам стал объектом управления! Эта способность сознательного волевого управления своими действиями успешно реализуется в спорте. Спортивная практика даёт нам немало примеров того, насколько высока эффективность обучения и тренировки там, где к огромному опыту тренера добавляется воля и разум самого спортсмена.

      Совершенно  беспомощный при рождении человек, благодаря высокой пластичности мозга, его дозреванию при целенаправленном физическом воспитании приобретает огромное количество двигательных навыков и умений, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Двигательная  функция и повышение  устойчивости организма  человека к различным  условиям внешней  среды 

      Сфера человеческой деятельности в основном состоит из двух форм - умственной и  двигательной деятельности. Другие же формы деятельности в общей сфере  человеческой деятельности занимают небольшую  часть.

      Двигательная  деятельность в общей системе  жизнедеятельности человека не только является подавляющей по объему и  времени, но и имеет решающее значение для организма. Практически все  формы деятельности человека совершаются  с участием двигательной деятельности, а двигательная деятельность сопровождается активизацией умственной деятельности.

      Двигательная  деятельность человека состоит из    внешних и внутренних форм движений, которые объединяются в целостную  форму двигательных действий и физических упражнений. Внешние формы двигательной деятельности человека обеспечиваются действиями опорно-двигательного аппарата в процессе перемещения тела и  частей тела в пространстве - это  так называемая видимая часть  двигательной деятельности человека.

      Физическая  культура как наука, а также теория и дидактика физической культуры как учебная дисциплина изучают  закономерности проявления внешних  форм двигательной деятельности, которые  в основном используются для физического  совершенствования людей. В этом направлении достигнуты значительные успехи исследователями,  а также  практиками в области физической культуры. Следует отметить, что  существует и другая, внутренняя, форма  проявления двигатель ной деятельности. Это невидимая, подводная часть "айсберга", которая изучена крайне мало. Cпециалисты в области физической культуры практически  не затрагивают особенности проявления внутренних форм двигательной деятельности. Сюда относятся движения сердца и  сосудов, дыхательного аппарата, моторика желудочно-кишечного тракта, движение клеток мозга, т.е. огромное количество движений, суть и закономерности которых требуют самого пристального изучения как фактора преобразования в целом двигательной культуры человека. Важной проблемой является соотношение внутренней и внешней форм двигательной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вредные и полезные привычки человека  

      Как известно, привычки - это форма нашего поведения. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, - наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

      Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию.

      Однако  в студенческие годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

      Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания сердечно-сосудистой системы, ведущие кардиологи мира курению отводят третье-четвертое место. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения на основе статистических данных разработал таблицу, по которой можно приблизительно определить на сколько сокращается возможная длительность жизни человека из-за курения. Согласно этой таблице человек 20-25 лет, выкуривающий до 9 сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4,6 лет, выкуривающий 10-19 сигарет,- на 5,5 лет.

      Приведенные цифры можно объяснить явлениями, которые происходят в организме курящих. В настоящее время выделено 30 ядовитых химических веществ, составных частей табачного дыма. Наиболее сильные среди них —никотин, угарный газ, или оксид углерода, канцерогенные вещества, как, например, бензпирен, и др.

      Чаще  всего вредное действие табачного  дыма связывается с никотином. Он попадает в кровь в течение 20 с, активно действует па центральную и периферическую нервную системы. У выкурившего сигарету и первые минуты несколько расширяются сосуды мозга, вследствие чего кратковременно улучшается умственная работоспособность. Но вскоре сосуды мозга сужаются, и происходит ухудшение качества умственной деятельности, появляется опять потребность в сигарете. У людей, которые курят на протяжении длительного времени, отмечают хронические спазматические явления сосудов мозга. Кроме того, никотин отрицательно действует на синапсы, которые передают нервные импульсы с одного нейрона на другой. В связи с этим снижается проводимость нервной системы.

      Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и особенно на надпочечники. Они начинают больше обычного выделять гормон адреналин, излишек которого вызывает сужение сосудов, повышение артериального давления, нарушение ритма работы сердца.

      Под воздействием никотина нередко происходит жировое перерождение сердечной мышцы. Никотин, возбуждая гипоталамус, усиливает этим выделение гормона вазопрессина, что вызывает спазм сосудов сердца. В результате ухудшается его функционирование.

Информация о работе Социально-биологические основы физического воспитания