Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:34, реферат
Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного
сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта
первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное
толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется
«физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном
(восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕФЕРАТ.
Основы
воспитания физических
качеств.
1.Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов
занятий физическими упражнениями
Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного
сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта
первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное
толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется
«физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном
(восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и
литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-
разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по
физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое
определение.
«Cпорт» — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической
культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной
деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная
соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать
в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например,
бег), но при этом спортсмен' всегда сравнивает свои достижения в физическом
совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях.
Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование
безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему
мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям
сквера «джогингом» — смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый
человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для
поддержания своего здоровья и работоспособности.
Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином
толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого
общественного явления, каким является
современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство
оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как
действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как
зрелище, и как профессиональный труд.
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений.
Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные
понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное
отличие.
2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои
физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и
продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным
воздействиям на организм современного производства и условий повседневной
жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить
физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с
решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных
систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение,
повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно
необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь
физического совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но
реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в
школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно
массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.
Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере
массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от
10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине
«Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет
практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к
массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в
учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам
студент. Более
подробно мы остановимся на этом несколько
позже.