Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:22, реферат
Физическая культура представляет собой специфическую часть общей культуры, включающую различные стороны человеческой деятельности по созданию и рациональному использованию средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека, формированию гармонично развитой личности. К основным ценностям физической культуры относятся такие, как уровень физической подготовленности, физическое развитие, крепкое здоровье, устойчивое психическое состояние, высокий уровень работоспособности, система двигательных умений, навыков и специальных знаний.
Биологические основы физической культуры
Глава
1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Вступление
Физическая
культура представляет собой специфическую
часть общей культуры, включающую
различные стороны человеческой
деятельности по созданию и рациональному
использованию средств, методов и условий
направленного физического совершенствования
человека, формированию гармонично развитой
личности. К основным ценностям физической
культуры относятся такие, как уровень
физической подготовленности, физическое
развитие, крепкое здоровье, устойчивое
психическое состояние, высокий уровень
работоспособности, система двигательных
умений, навыков и специальных знаний.
Основными
средствами физической культуры, связанными
с двигательной деятельностью человека,
являются физические упражнения. С помощью
физических упражнений осуществляется
биологическое воздействие на организм,
изменяющее его физическое состояние.
Их выполнение стимулирует активность
целого ряда физиологических, биохимических,
психических процессов, обеспечивающих
оптимальное функционирование организма
в условиях возрастающей двигательной
активности. Систематические занятия
физическими упражнениями совершенствуют
деятельность всех органов и систем, ведет
к перестройке работы организма в соответствии
с общими биологическими законами.
Поэтому
естественнонаучную основу физической
культуры составляют медико-биологические
науки - биология, физиология, анатомия,
биохимия и др. Достижения этих наук
лежат в основе теории и практики
физической культуры, физического воспитания,
спортивной тренировки.
1.
Организм как биологическая
В
биологии организм рассматривается
как самостоятельно существующая единица
мира, функционирование которой возможно
лишь при постоянном взаимодействии
с окружающей его внешней средой
и самообновлении в результате такого
взаимодействия.
Основной
функцией организма является обмен
веществ (метаболизм), который обеспечивается
одновременно и непрерывно протекающими
процессами во всех органах и тканях
- ассимиляция и диссимиляция.
Ассимиляция
(анаболизм) сводится к образованию
из поступающих в организм извне
веществ и накоплению новых химических
соединений, идущих на формирование
различных тканей (массы тела) и
создание энергетического потенциала,
необходимого для осуществления жизнедеятельности,
в том числе движений.
Диссимиляция
(катаболизм) - это расщепление химических
веществ в организма, разрушение
старых, отмерших или поврежденных
тканевых элементов тела, а также
освобождение энергии из веществ, накопленных
в процессе ассимиляции.
С
обменом веществ связаны такие
функции организма, как рост, развитие,
размножение, питание, пищеварение, дыхание
и выделение продуктов
Многообразно
влияние на организм окружающей среды,
которая является для него не только поставщиком
жизненно необходимых веществ, но и источником
возмущающих воздействий (раздражителей).
Постоянные колебания внешних условий
стимулируют соответствующие приспособительные
реакции в организме, которые предотвращают
возможное появление отклонений в его
внутренней среде (кровь, лимфа, тканевая
жидкость) и большинстве клеточных структур.
В
процессе эволюции, при формировании
взаимоотношений организма с
внешней средой, в нем выработалось
важнейшее свойство сохранять постоянство
состава внутренней среды - гомеостаз
( от греч. « гомойос» - одинаковый, «стасис»
- состояние). Выражением гомеостаза
является наличие ряда биологических
констант - устойчивых количественных
показателей, характеризующих нормальное
состояние организма. К ним относятся
температура тела, содержание в крови
и тканевой жидкости белков, сахара, ионов
натрия, калия и др. Константы определяют
физиологические границы гомеостаза,
поэтому при длительном пребывании организма
в условиях, значительно отличающихся
от тех, к которым он приспособлен, гомеостаз
нарушается и могут произойти сдвиги,
не совместимые с нормальной жизнью.
Однако
адаптивные механизмы организма
не исчерпываются сохранением
Современная
наука рассматривает организм как
саморегулирующуюся биологическую
систему, в которой все клетки,
ткани, органы находятся в тесной
взаимосвязи и взаимодействии, образуя
единое целое с высокой функциональной
эффективность.. Еще И.П. Павлов подчеркивал
« человек есть... система в высочайшей
степени саморегулирующаяся, сама себя
поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая
и даже совершенствующая».
Взаимосвязь
функций и процессов
Гуморальный
механизм ( от лат. «хумор» - жидкость) регулирования
осуществляется за счет химических веществ,
которые содержатся в циркулирующих в
организме жидкостях (крови, лимфе, тканевой
жидкости). Важнейшими из них являются
гормоны (от греч. «хормон» - движущий),
которые выделяются железами внутренней
секреции. Попадая в кровоток, они поступают
ко всем органам и тканям, независимо от
того участвуют они в регуляции функций
или нет. Только избирательное отношение
тканей к конкретному веществу обуславливает
включение гормона в процесс регуляции.
Движутся гормоны со скоростью кровотока
без определенного «адресата». Между различными
химическими регуляторами, особенно гормонами,
четко проявляется принцип саморегуляции.
Например, если становится избыточным
количество инсулина (гормона поджелудочной
железы) в крови, это служит пусковым сигналом
к усилению продукции адреналина (гормона
мозгового слоя надпочечников). Динамическое
равновесие уровня концентрации этих
гормонов обеспечивает оптимальное содержание
сахара в крови.
Нервный
механизм регулирования осуществляется
через нервные импульсы, идущие по определенным
нервным волокнам к строго определенным
органам или тканям организма. Нервная
регуляция совершенней гуморальной, поскольку,
во-первых, распространение нервных импульсов
идет быстрее (от 0,5 до 120 м/с) и , во-вторых,
они имеют адресную направленность, т.е.
по нейронным путям импульсы идут к конкретным
клеткам или группам клеток.
Основным
нервным механизмом регуляции функций
является рефлекс ответная реакция
тканей или органов на раздражение,
поступающее из внешней и внутренней среды.
Он реализуется по рефлекторной дуге -
пути, по которому идет возбуждение от
рецепторов до исполнительных органов
(мышц, желез), осуществляющих ответную
реакцию на раздражение. Различают два
вида рефлексов: безусловные или врожденные
и условные или приобретенные. Нервная
регуляция функций организма складывается
из сложнейших взаимоотношений этих двух
видов рефлексов.
Нервная
и гуморальная регуляция
В
процессе двигательной деятельности сокращаются
мышцы, изменяет свою работу сердце, железы
выделяют в кровь гормоны, которые, в свою
очередь, оказывают усиливающее или ослабляющее
воздействие на те же мышцы, сердце и другие
органы. Иначе говоря, рефлекторная реакция
сопровождается гуморальными сдвигами,
а гуморальный сдвиг сопровождается изменением
рефлекторной регуляции.
Функционирование
нервной системы и химическое
взаимодействие клеток и органов
обеспечивают важнейшую способность
организма – саморегуляцию
Суть саморегулирования
Принцип неравновесности
Принцип замкнутого контура
регулирования заключается в том, что
в живой системе информация о реакции
на поступившее раздражение определенным
образом анализируется и в случае необходимости
корректируется. Информация циркулирует
по замкнутому контуру с прямыми и обратными
связями пока не будет достигнут заданный
результат. Примером может служить регуляция
работы скелетных мышц.
Из центральной нервной
Принцип прогнозирования
2.
Двигательная активность как
биологическая потребность
Двигательная активность
Мышечная работа стимулирует
функциональную активность
Информация о работе Биологические основы физической культуры