Социально биологические основы физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение социально- биологических основ физической культуры.
Исходя из указанной цели работы, задачами являются:
1)Изучить организм как единую биологическую систему;
2)Рассмотреть функциональные системы организма;
3)Изучить факторы внешней среды, воздействующие на организм студента.

Содержание

Введение 2
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система 4
2. Функциональные системы организма 6
3. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека 10
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

Социально биологические основы.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 2

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система 4

2. Функциональные системы организма 6

3. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека 10

Заключение 14

Список используемой литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Научно-технический, социальный прогресс приносит не только благо. Он ведет  к загрязнению окружающей среды, повышает требования к стрессовой устойчивости, вызывает необходимость усвоения большого информационного потока, снижает  объем двигательной активности человека, что в совокупности ведет к  ухудшению здоровья. Единственное оружие человека в защите здоровья в создавшихся  условиях — физическая культура.

Физическая  культура представляет собой часть  общей культуры, вид деятельности, направленный на познание и преобразование физической природы человека. Физическая культура как составная часть общей культуры является обязательной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях.

По  мнению Тимушкина А.В., физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни студентов, ибо она представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, область удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, решает задачу физического совершенства, разрешает проблемы рационального использования свободного времени. Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии (2 раза в году), учебные практики — все это требует от учащихся не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности.

П.Ф.Лесгафт, говоря о значимости физической культуры, подчеркивал: "Несоответствие слабого  тела и развитой умственной деятельности неизменно окажет свое отрицательное  влияние на человека. Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и проведения и применения их на практике" [Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1988].

Выражение "занятия физической культурой" соответствует обыденному сознанию и языку людей. Его следует  понимать как деятельность по развитию и совершенствованию человеком  заложенных в нем, имеющихся у  него природных способностей, качеств, в том числе морфофункциональных  и психических.

Медико-биологические  и педагогические науки имеют  дело с человеком как с существом  не только биологическим, но и социальным. Социальность - специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека - необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры - это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Естественно - научные основы физической культуры - комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.).

Анатомия  и физиология - важнейшие биологические  науки о строении и функциях человеческого  организма. Человек подчиняется  биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых  условий жизни и общественных взаимоотношений.

Труд  и влияние социальной среды в  процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма  современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.

Актуальность  данной темы заключается в том, что без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности, влиянии социальных условий нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи.

Целью данной работы является изучение социально- биологических основ физической культуры.

Исходя  из указанной цели работы, задачами являются:

1)Изучить  организм как единую биологическую систему;

2)Рассмотреть  функциональные системы организма;

3)Изучить  факторы внешней среды, воздействующие на организм студента.

 

    1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система

Организм — сложная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды [1, c34].

Развитие  организма осуществляется во все  периоды его жизни - с момента  зачатия и до ухода из жизни. Это  развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При  этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).

Каждый  родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически  обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения, образно  говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается  масса, длина и площадь поверхности  его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек  наибольшая интенсивность роста  наблюдается в период от 10 до 13, а  у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически  параллельно с увеличением его  длины и стабилизируется к 20 - 25 годам. Необходимо отметить, что за последние 100 - 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре - чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Как правило, юношеский возраст (16 - 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости.

Студенческий  возраст, согласно Тимушкину А.В., можно назвать заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Вот почему физическая культура и спорт становятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией.

  Здоровый образ жизни, активная  двигательная деятельность в  процессе жизни существенно замедляют  процесс старения. В основе жизнедеятельности  организма лежит процесс автоматического  поддержания жизненно важных  факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого  ведет к немедленной мобилизации  механизмов, восстанавливающих этот  уровень (гомеостаз).

Согласно  мнению Ю.Л. Кислица, гомеостаз представляет собой совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс, по мнению автора, обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Данные механизмы позволяют сохранять постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма. В нормальном состоянии колебания физиологических и биохимических констант происходят в узких гомеостатических границах, и клетки организма живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство физико-химического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов [1, c. 35].

Таким образом, человеческий организм является сложной биологической системой, состоящей из огромного количества клеток и тканей, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма. В процессе жизнедеятельности происходит снабжение тканей питательными веществами и  необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

    1. Функциональные  системы организма

Совокупность  органов, выполняющих общую для  них функцию, называют системой органов (пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая, половая, мочевая и др.) и аппаратом органов (опорно-двигательный, эндокринный, вестибулярный и др.).

Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Его основные функции это опора и перемещение тела и его частей в пространстве. Основой является скелет — комплекс костей, различных по форме и величине. У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных). Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета свободных конечностей. Все кости скелета соединены посредством суставов, связок и сухожилий. Суставы — подвижные соединения, область соприкосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плотной соединительной ткани, срастающейся с надкостницей сочленяющихся костей.

Мышечная  система представлена двумя видами мускулатуры: гладкая (непроизвольная) и поперечно - полосатая (произвольная). Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они сужают или расширяют сосуды, продвигают пищу по желудочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря. Поперечно - полосатые мышцы — это все скелетные мышцы, которые обеспечивают многообразные движения тела.

Скелетные мышцы входят в структуру опорно-двигательного аппарата, крепятся к костям скелета и при сокращении приводят в движение отдельные звенья скелета, рычаги. Они участвуют в удержании положения тела и его частей в пространстве, обеспечивают движения при ходьбе, беге, жевании, глотании, дыхании и т.д., вырабатывая при этом тепло. Скелетные мышцы обладают способностью возбуждаться под влиянием нервных импульсов. Возбуждение проводится до сократительных структур (миофибрилл), которые, сокращаясь, выполняют определенный двигательный акт – движение или напряжение.

В процессе мышечного сокращения потенциальная  химическая энергия переходит в  потенциальную механическую энергию напряжения и кинетическую энергию движения. Химические превращения в мышце протекают как при наличии кислорода (в аэробных условиях), так и при его отсутствии (в анаэробных условиях). Первичным источником энергии для сокращения мышцы служит расщепление АТФ. Из каждой грамм-молекулы АТФ освобождается 10 000 кал. Запасы АТФ в мышце незначительны и, чтобы поддерживать их деятельность, необходим непрерывный ресинтез АТФ. Он происходит за счет энергии, получаемой при распаде креатинфосфата (КрФ) на креатин (Кр) и фосфорную кислоту (анаэробная фаза). При этом на каждый моль КрФ освобождается 46 кДж.

Кровь — жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе и обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма в качестве органа и физиологической системы. Она состоит из плазмы (55—60%) и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и других веществ (40—45%); имеет слабощелочную реакцию (7,36 рН).

Эритроциты — красные кровяные клетки заполнены особым белком — гемоглобином, который способен образовывать соединение с кислородом (оксигемоглобин) и транспортировать его из легких к тканям, а из тканей переносить углекислый газ к легким, осуществляя, таким образом, дыхательную функцию. Лейкоциты — белые кровяные тельца, выполняют защитную функцию, уничтожая инородные тела и болезнетворные микробы (фагоцитоз). В 1 мл крови содержится 6—8 тыс. лейкоцитов. Тромбоциты (а их содержится в 1 мл от 100 до 300 тыс.) играют важную роль в сложном процессе свертывания крови. В плазме крови растворены гормоны, минеральные соли, питательные и другие вещества, которыми она снабжает ткани, а также содержатся продукты распада, удаленные из тканей.

Сердечно - сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце — главный орган кровеносной системы – представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Пульс – волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. В покое пульс здорового человека равен 60—70 удар/мин. Кровяное давление создается силой сокращения желудочков сердца и упругостью стенок сосудов. Оно измеряется в плечевой артерии. Различают максимальное (или систолическое) давление, которое создается во время сокращения левого желудочка (систолы), и минимальное (или диастолическое) давление, которое отмечается во время расслабления левого желудочка (диастолы). В норме у здорового человека в возрасте 18— 40 лет в покое кровяное давление равно 120/70 мм рт.ст. (120 мм систолическое давление, 70 мм — диастолическое).

Дыхательная система включает в себя носовую полость, гортань, трахею, бронхи и легкие. В процессе дыхания из атмосферного воздуха через альвеолы легких в организм постоянно поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Трахея в нижней своей части делится на два бронха, каждый из которых, входя в легкие, древовидно разветвляется. Конечные мельчайшие разветвления бронхов (бронхиолы) переходят в закрытые альвеолярные ходы, в стенках которых имеется большое количество шаровидных образований — легочных пузырьков (альвеол). Каждая альвеола окружена густой сетью капилляров. Общая поверхность всех легочных пузырьков очень велика, она в 50 раз превышает поверхность кожи человека и составляет более 100 м2. Процесс дыхания — это целый комплекс физиологических и биохимических процессов, в реализации которых участвует не только дыхательный аппарат, но и система кровообращения.

Информация о работе Социально биологические основы физической культуры