Самоконтроль занимающихся физическими, упражнениями и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 07:38, реферат

Описание работы

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

Содержание

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. ………………………………………...…3стр.
Врачебный контроль, его содержание………………………………………3стр.
Педагогический контроль, его содержание…………………………………4стр.


Самоконтроль………………………………………………………………………5стр.
Показатели самоконтроля……………………………………………………5стр.
Ведение дневник самоконтроля……………………………………………..7стр.


Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития………………………………………………………………………………….8стр.


Исследование и оценка функционального состояния ………………………..….10стр.
4.1. Исследование сердечно-сосудистой системы и оценка физической работоспособности. ……………………….………………………………………11стр.

4.2.Исследование и оценка функционального состояния нервной системы………………………………………………………………………………12стр.

4.3.Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы………………………………………………………………………...……13стр.


Контроль за физической подготовленностью…………………………………..…14стр.


Список литературы…………………………………………………………………16стр.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации ФГОУ.docx

— 59.73 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

"Самоконтроль  занимающихся физическими,  упражнениями и  спортом" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

  1. Диагностика и самодиагностика состояния  организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. ………………………………………...…3стр.
    1. Врачебный контроль, его содержание………………………………………3стр.
    2. Педагогический контроль, его содержание…………………………………4стр.
 
  1. Самоконтроль………………………………………………………………………5стр.
    1. Показатели самоконтроля……………………………………………………5стр.
    2. Ведение дневник самоконтроля……………………………………………..7стр.
 
  1. Методы  стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития………………………………………………………………………………….8стр.
 
  1. Исследование  и оценка функционального состояния ………………………..….10стр.

4.1. Исследование сердечно-сосудистой системы и оценка физической работоспособности. ……………………….………………………………………11стр.

4.2.Исследование и оценка функционального состояния нервной системы………………………………………………………………………………12стр.

4.3.Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы………………………………………………………………………...……13стр. 

  1. Контроль  за физической подготовленностью…………………………………..…14стр.
 
  1. Список  литературы…………………………………………………………………16стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Диагностика и самодиагностика  состояния организма  при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

      Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

      К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

      Цель  диагностики  - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

      1.1.Врачебный контроль.

      Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий   состояние   здоровья,   физического   развития,   функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.  
 Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой   эффективности   учебно-тренировочных   занятий   и   спортивных мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

      Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

  • регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
  • врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
  • санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

      -санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

  • профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
  • проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

      Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

      Ежегодные врачебные осмотры студентов  позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

      Установленное многолетней практикой  врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:

  • основную (без отклонений в состоянии здоровья);
  • подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);
  • специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).

      Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

      1.2.Педагогический контроль.

      Педагогический   контроль - процесс получения информации о влиянии занятий  физическими   упражнениями и спортом  на организм занимающихся с целью повышения эффективности               учебно-тренировочного процесса.

      Практическая  реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

  • степень усвоения техники двигательных действий;
  • уровень развития физических качеств.

      В системе контроля за усвоением техники  двигательных действий осуществляемого преподавателем    физического воспитания, принято различать три вида проверок:

  • предварительную (контрольные нормативы);
  • текущую (отмечается в журнале);
  • итоговую (прием государственных тестов).

      К методам педагогического  контроля относятся:

  • анкетирование занимающихся;
  • анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
  • педагогические наблюдения во время занятий;
  • регистрацию функциональных и других показателей;
  • тестирование различных сторон подготовки.
 
 
 
 

      2.Самоконтроль.

      Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

      Самоконтроль  необходим для того, чтобы занятия  оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.

      Субъективные  показатели самоконтроля:

      Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие.

      Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки.

      Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки.

      Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы.  
 
 
 
 

      Таблица 1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)

      Признак  усталости       Степень утомляемости
              небольшая       значительная       резкая (большая)
Окраска кожи       Небольшое покраснение       Значительное  покраснение        Резкое  покраснение

       или побледнение, синюшность

  Потливость       Небольшая       Большая (плечевой пояс)        Очень большая (все туловище),

       появление соли на висках,

       на  рубашке, майке

Движение       Быстрая походка       Неуверенный шаг,

        покачивание

       Резкие  покачивания,

       отставание  при ходьбе,

       беге, в альпинистских походах

Внимание       Хорошее, безошибочное

        выполнение указаний

      Неточность  в выполнении

        команды, ошибки 

      при перемене направлений

       Замедленное выполнение команд,

       воспринимаются  только

       громкие команды

Самочувствие       Никаких жалоб       Жалобы  на усталость,

      боли  в ногах,

      одышку, сердцебиение

       Жалобы  на усталость,

       боли  в ногах, головную боль,

       "жжение" в груди, тошноту

      Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.

      Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

      Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

      Объективные показатели самоконтроля:

      Пульс. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же впервые 10 с после работы. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.

      Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.

      Вес. Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

      Нормальный  вес тела для людей  ростом:

      от 155 до 165 см = длина тела-100

      165- 175 см = длина тела-105

      175 и выше см = длина тела -110

      Артериальное  давление (АД). Нормальные величины артериального давления определяются по следующим формулам:

      мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела

Информация о работе Самоконтроль занимающихся физическими, упражнениями и спортом