Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 07:38, реферат
Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. ………………………………………...…3стр.
Врачебный контроль, его содержание………………………………………3стр.
Педагогический контроль, его содержание…………………………………4стр.
Самоконтроль………………………………………………………………………5стр.
Показатели самоконтроля……………………………………………………5стр.
Ведение дневник самоконтроля……………………………………………..7стр.
Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития………………………………………………………………………………….8стр.
Исследование и оценка функционального состояния ………………………..….10стр.
4.1. Исследование сердечно-сосудистой системы и оценка физической работоспособности. ……………………….………………………………………11стр.
4.2.Исследование и оценка функционального состояния нервной системы………………………………………………………………………………12стр.
4.3.Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы………………………………………………………………………...……13стр.
Контроль за физической подготовленностью…………………………………..…14стр.
Список литературы…………………………………………………………………16стр.
Реферат на тему:
"Самоконтроль
занимающихся физическими,
упражнениями и
спортом"
Содержание:
4.1.
Исследование сердечно-сосудистой системы
и оценка физической работоспособности.
……………………….………………………………………
4.2.Исследование
и оценка функционального состояния нервной
системы……………………………………………………………
4.3.Исследование
и оценка функционального состояния дыхательной
системы……………………………………………………………
Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.
Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.
1.1.Врачебный контроль.
Врачебный
контроль - научно-практический
раздел медицины, изучающий состояние
здоровья, физического развития,
функционального состояния организма
занимающихся физическими упражнениями
и спортом.
Главная задача врачебного
контроля - обеспечение правильности
и высокой эффективности
учебно-тренировочных занятий
и спортивных мероприятий. Врачебный
контроль призван исключить все условия,
при которых могут появляться отрицательные
воздействия от занятий физическими упражнениями
и спортом на организм занимающихся. Врачебный
контроль является обязательным условием
предупреждения травматизма в процессе
физического воспитания студентов и осуществляется
в соответствии с "Положением о врачебном
контроле за физическим воспитанием в
вузе".
Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
-санитарно-
Для
студентов медицинское
Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.
Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:
Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.
1.2.Педагогический контроль.
Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:
В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок:
К методам педагогического контроля относятся:
2.Самоконтроль.
Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.
Субъективные показатели самоконтроля:
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие.
Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки.
Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки.
Сон.
Наиболее эффективным средством восстановления
работоспособности организма после занятий
физическими упражнениями является сон.
Сон имеет решающее значение для восстановления
нервной системы.
Таблица 1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
Признак усталости | Степень утомляемости | ||
небольшая | значительная | резкая (большая) | |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое
покраснение
или побледнение, синюшность |
Потливость | Небольшая | Большая (плечевой пояс) | Очень
большая (все туловище),
появление соли на висках, на рубашке, майке |
Движение | Быстрая походка | Неуверенный
шаг,
покачивание |
Резкие
покачивания,
отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах |
Внимание | Хорошее,
безошибочное
выполнение указаний |
Неточность
в выполнении
команды, ошибки при перемене направлений |
Замедленное
выполнение команд,
воспринимаются только громкие команды |
Самочувствие | Никаких жалоб | Жалобы
на усталость,
боли в ногах, одышку, сердцебиение |
Жалобы
на усталость,
боли в ногах, головную боль, "жжение" в груди, тошноту |
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Объективные показатели самоконтроля:
Пульс. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же впервые 10 с после работы. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.
Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.
Вес. Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.
Нормальный вес тела для людей ростом:
от 155 до 165 см = длина тела-100
165- 175 см = длина тела-105
175 и выше см = длина тела -110
Артериальное давление (АД). Нормальные величины артериального давления определяются по следующим формулам:
мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела
Информация о работе Самоконтроль занимающихся физическими, упражнениями и спортом