Роль ушу в развитии сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:15, реферат

Описание работы

Ушу (У Шу; ушу; у-шу, в переводе с китайского — «боевое искусство») — зародилось в Китае столетия назад. Оно практиковалось в монастырях, армии, частных школах и было закрытым знанием. Благотворное воздействие ушу использовалось дворянским сословием для поддержания здоровья и долголетия. В наши дни, в мире развиваются различные направления ушу.

Современное развитие древнего боевого искусства. Это невероятно зрелищное скоростное исполнение техники ушу, включающее прыжки, акробатику, работу со спортивным оружием. В спортивном ушу есть комплексы упражнений всех уровней сложности, от новичков до профессионалов, поэтому каждый может участвовать в соревнованиях и контролировать собственные успехи.

Спортивное ушу вобрало в себя все лучшее из традиционных и боевых направлений — это сложная техника, аспект соревнований, многогранное развитие и оздоровление организма.

Сложная техника ушу задействует многие группы мышц, которые никогда не включаются в работу в обычной жизни и других видах спорта. В мышцах тренируется не только сила, но и скорость, выносливость, растяжка, взрывные качества. Результат — гармоничное развитие тела.

Содержание

Введение

1. Ушу с точки зрения европейской науки

1.1. Отличия и преимущества ушу

1.2. Особенности развития сознания в традиционном ушу (воинском искусстве).

1.3. Факторы перестройки сознания человека.

1.4. Красота и экзотика Ушу

2. Традиционное Ушу и спортивное Ушу

2.1. Смысл упражнений в работе со стихиями

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.88 Кб (Скачать)

4. Занятия  традиционными воинскими искусствами,  моделируя многоразличные ситуации  боевого характера, требуют оригинальной, непредвзятой и адекватной реакции  на них. Вследствие этого, адепт  формирует свои творческие способности,  учится учитывать и использовать  собственные индивидуальные особенности.  В противном случае, он станет  предсказуемым, а это в реальной  боевой ситуации зачастую ведёт  к поражению и даже к смерти. Таким образом, сознание человека, формирующегося внутри воинской  традиции, получает постоянно обновляемый  творческий стимул.

5. Состояние  сознания, формируемое воинскими  искусствами, имеет различные  взаимопереплетающиеся модусы. Наиболее существенными из них, на наш взгляд, являются: осознанность и ясность восприятия по отношению к различным процессам, происходящим в микро- и макрокосме; состояние безмыслия и спонтанно-адекватной реакции на «вызовы» окружающей среды; творческое мышление, гармонично сочетающее логику и интуицию. Невзирая на кажущееся противоречие все эти модусы органично сочетаются в деле разрешения боевой ситуации. Их культивация способствует развитию умений предвидения, постановки себя на место другого, разотождествления с собственным сознанием. Если присовокупить к этому определенное разотождествление с собственным телом путём развития иммунитета, привыкания к боли, повышения порога болевой чувствительности, то можно заключить, что сознание, пользуясь средствами традиционных воинских искусств, способно постепенно стереть грань между субъектом и объектом, вывести человека за пределы собственного эго и привести к самоидентификации с другим человеком, социальной группой, природными стихиями и целой вселенной. Этому также способствуют различные медитативные практики, необходимым образом включенные в целостную систему, пожалуй, любого традиционного воинского искусства. Таким образом, адепт может развить до качественно более высокого уровня коммуникативные способности своего сознания. Стирание границ собственного эго естественным образом ведёт к формированию гуманистического, нравственного отношения к другим живым существам. В этом аспекте также высокую развивающую роль играют такие элементы традиции, как уважение и благодарность к мастеру и учителю, уважение к партнёрам, которые также находятся в живом теле традиции и, совершенствуя себя, помогают совершенствоваться каждому адепту.

Таким образом, занятия традиционными  воинскими искусствами формируют  многомерное состояние сознания, качественно отличающееся от профанного, обыденного. Его свойствами являются творчество, волевая устремленность, осознанность, спокойствие, устойчивость и незамутнённость, нравственность, удовлетворённость, сострадательность, способность полного пребывания в настоящем, используя опыт прошлого и предвидя будущее. На наш взгляд, человека, соединяющего в себе указанные модусы, можно назвать духовным. Подобного рода воинская духовность крайне необходима в современном мире. Это обусловлено тем, что ныне существующая система общественных отношений занимает чрезвычайно агрессивную позицию по отношению к творческой личности. Творчеству нового содержания оно предпочитает производство новой формы, очередной иллюзии, связанной с ненасытной потребностью эго в «хлебе и зрелищах» Под совершенством понимается эффективность выполнения продуктом (за какового считается и человек!) надлежащих функций и степень оптимальности ресурсных затрат. Очевидно, что одной из существеннейших проблем современности является развитие тенденции забвения традиционных культурных возможностей гармоничного единения природы и цивилизации, социального, прошлого, настоящего и будущего, индивида и общества. В этом отношении категориально, без тени пафоса можно определить как «культурный герой» онтологический статус человека, сохраняющего и совершенствующего собой ту или иную живую, созидательную традицию, в том числе и традиционное воинское искусство. Независимо от своего желания, такой человек ныне противостоит «не помнящей родства» масс-культуре, живущей согласно пословицам «своя рубашка ближе к телу» и «после нас – хоть потоп». Не случайно полумифические основатели мощнейших духовно-культурных течений в качестве одного (и, зачастую, главного своего совершенства) имели владение системой воинских навыков, полученных традиционным образом – от компетентных учителей – людей и богов. К таковым относятся Гильгамеш для древнего Шумера, Хуан-ди для Древнего Китая, Тесей, Геракл для Древней Эллады, Феридун для иранцев, Кришна для индо-ариев, Вайнямейнен для многих финно-угорских народов и т.п. Древние посредством мифологического языка достаточно чётко обозначили творческие во всеобщем смысле потенции традиционного боевого искусства и связали их с формированием особого, непрофанного типа сознания у адепта воинской традиции.

    1. Красота и экзотика  Ушу.

Красота и экзотика Ушу — зрелищный и интересный вид спорта, пронизанный романтикой Китая, героизмом и боевым духом. Спортсмены изучают технику различных стилей ушу и древнего оружия — меч, шест, копье, алебарда, парный меч, технику поединков. В нашем клубе занятия ушу проводятся опытным тренером высшей категории Афанасьевым Николаем. Возможны персональные тренировки или занятия в группе.

Традиционное  Ушу — это техника традиционного  боя, которая упорядочивается, совершенствуется и передается от одного поколения  другому на протяжении нескольких тысячелетий. Ушу представляет собой комплекс, концентрирующий навыки самообороны, укрепляющий здоровье и тренирующий  тело.

У традиционного  ушу множество направлений и  стилей, каждое из которых обладает уникальной методикой, позволяющей  одерживать победы в бою. Каждое из стилей ушу является целостной системой, отражающей квинтэссенцию традиционной культуры, выступающей в качестве теоретической основы, что позволяет  с помощью комплексов упражнений различного уровня (начального, среднего, высокого) развивать боевые способности  и углублять познания традиционного  ушу.

Цель  занятий ушу — победа в бою. Следует указать, что важнейшая  форма проявления традиционного  ушу — это не комплекс упражнений, а мастерство ведения боя, а проявлением  мастерства являются способности и  навыки. Только совокупность боевых приемов, мастерства и навыков можно назвать  настоящим традиционным ушу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Традиционое Ушу и Спортивное Ушу

Время меняет самое незыблемое, сколь прочным  оно ни казалось. Почти ушло в  прошлое понимание Ушу как "Пути". Сегодня оно представляет собой  огромный конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий общей  терминологии и методики преподавания систем. Отошло на второй план и понятие  Ушу как воинского искусства. Вперед выдвинулось Ушу как спорт.

В китайской  энциклопедии так дано определение  современному Ушу: "...является традиционным китайским видом спорта. В его  содержание включены элементы рукопашного  боя, упражнения с предметами для  нападения и самообороны. Комплексы  упражнений выполняются индивидуально  и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат в своем  арсенале удары ногами, руками, броски, захваты, падения, выпады, прыжки, а  также колющие и рубящие действия".

Однако  спорт, по определению, боевым искусством не является. Поэтому многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в китайских деревнях и за пределами  КНР) полностью отвергают современное "официальное" Ушу и противопоставляют  ему "народное".

Тогда, когда Ушу еще было искусством боя и искусством жизни, обучение в монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет. Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные удары и блоки, закалялись дух  и тело ученика. Последующие пять лет посвящались закреплению  приемов и их комбинаций, овладению  стратегией и тактикой боя, работе с  различными видами оружия, единоборствам  с вооруженным противником. Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма  и изучение тайных традиций школы - наиболее сложных приемов, экстрасенсорных  навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д.

Человек, это порождение Земли и Неба, соединивший  в себе пять первоэлементов, рассматривался в системе подготовки Ушу комплексно. Развитие психических и физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями внешней  среды и с теми изменениями, которые  могут вызвать в организме  ученика все колебания окружающего  мира.

Система воспитания базировалась на овладении  в совершенстве тремя основами Ушу:

-  осмысленным движением и позами;

-  правильным дыханием;

-  особым состоянием ума.

Причем  в ходе занятий 85% времени отводилось психофизической подготовке и лишь 15% физическому тренажу, который  включал в себя отработку базовой  техники (стойки, позы, шаги, перемещения); падений, подкатов, прыжков и ударов в прыжке; ударов руками и ногами; захватов и освобождений от них; многочисленных комплексов упражнений, в их числе  звериных, основанных на имитации движений животных и птиц. Кроме того, учеников обучали технике фехтования с оружием, обороне от нападения вооруженного противника.

Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка не содержит в себе особого секрета, то занятия по развитию и становлению  психофизического аппарата менее известны.

Одним из важнейших в системе такого обучения считался раздел работа со стихиями (первоэлементами). Осваивая специальные  комплексы, ученик не только приучался  видеть все жизненные процессы через  призму пяти стихий и полярных сил  инь-ян, но и приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода, бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.

По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды кулачного боя и оружия: оборонного, наступательного, колющего, режущего, рубящего, дробящего, обвивающего и  т.д. Зная принцип, владея арсеналом  школы, ее тактикой и стратегией, можно  было противопоставить действию противника оптимальное противодействие, подобно  тому, как огонь плавит металл, а  вода тушит огонь. Об ученике, овладевшем методикой работы со стихиями, говорили, что в его Ушу есть гунфу. "Тому, кто не замыкается в себе, формы и вещи сами становятся понятны. Движения такого человека естественны, как течение воды, его покой чист, как зеркало, его ответ быстр, как эхо" - так высоко в древности ценили это умение.

    1. Смысл упражнений в работе со стихиями.

Дерево. Работа с этим элементом включает в себя статические упражнения типа: обнять дерево, смотреть на листву, кору, висеть или подтягиваться на ветке. Динамические упражнения: лазать по деревьям, ударять по стволу, пробивать и  раскалывать доски, ходить на ходулях. Сюда входили комплексы упражнений с палками, копьями и т.п.

Огонь. Работа строится на изучении свойств  огня и умении пользоваться его энергией. На первом этапе преобладают упражнения по привыканию к этой стихии. Например, прыжки через огонь, хождение по горящим  углям, тушение огня руками, держание горящего огня в ладонях, глотание огня, обжигание различных частей тела.

На втором этапе происходит развитие ударной  техники: гашение пламени свечи  ударами рук, ног и т.п.

Земля. Работа по освоению этой стихии основана на упражнениях по укреплению кожного  покрова тела: кувырки, ползание, падения, подкаты на различных видах земного  грунта. Для того чтобы ученик смог чувствовать землю, его закапывали в нее по колено, по грудь или  целиком. Сюда же относятся проверочные  упражнения-тесты по разбиванию кирпичей, рубке булыжников, черепицы, каменных блоков.

Металл. Разучивание упражнений, аналогичных различным свойствам металлов, таким, как жесткость, упругость, проникаемость, концентрация, рубка, резание, сверление. Кроме того, вырабатывалось умение преодолевать препятствия из металла в виде ножей, сабель, гвоздей, решеток и т.п.

Вода. Ученик должен познать эту стихию в трех ее состояниях: кипящая вода (пар), холодная вода и лед, а также уметь использовать воду как средство массажа и закаливания. Цель работы с этим элементом - научиться  действиям в иной среде, регулировать дыхание под водой, легко выдерживать  перепады температур. Сюда же относятся  упражнения по разбиванию плавающих  в воде досок, ледяных глыб.

Для работы со стихиями существует особая техника, известная под названием "упражнение цигун" (ци - энергия, гун - работа). По сути, это различные способы тренировки психики и сознания (см. статью Цигун боевой).

В древнекитайских  трактатах изложены основные правила  боевых единоборств Ушу. Написаны они  образным, удивительно поэтичным  языком, но мы ограничимся лишь краткой  характеристикой этого своеобразного  свода техники Ушу:

Двенадцать принципов движения тела.

Согласно  им движения тела, рук и ног должны быть: мощными, как волна, твердыми, как гора, тяжелыми, как чугун, легкими, как падающий осенний листок, быстрыми, как порыв ветра, медленными, как  парящий в воздухе орел. Подниматься нужно, подобно обезьяне, а опускаться подобно сороке, стоять на одной ноге уверенно, как петух, а на двух - устойчиво, как раскидистая сосна, глубоко пустившая корни в землю и способная противостоять могучему урагану. 
 

Пять  стихий и пять органов

Все без  исключения школы Ушу создавали  боевые единоборства на основе системы  соответствий пяти мировых первоэлементов (стихий) пяти внутренним и пяти внешним  органам человека.

Четыре  представителя

С помощью  этого правила достаточно нескольких минут, чтобы по четырем внешним  признакам определить состояние  организма, степень его готовности к большим физическим нагрузкам. Согласно учению волосы представляют кровь. Если они тусклые и ломкие, то кровь требует очистки. Ногти - показатель связок и сухожилий. Если первые крошащиеся и ломкие, тогда  и вторые не в лучшем состоянии. Точно  так же зубы - отражение состояния  костей. Язык же может дать представление  о мышцах. Если он ослаблен и у  человека нечеткая речь, - значит, мышцы  следует укрепить.

Восемь способов движения тела

При всем многообразии приемов в Ушу существует только восемь способов движения: поднимание - опускание; наступление - отступление; опрокидывание - уворачивание; сжатие - распрямление. Причем делать их надо по следующим правилам: подниматься нужно, двигаясь поперек, а опускаться - вдоль; наступать на соперника надо низко, а отступать - в высоких стойках; опрокидываться на землю следует в случае, если защищаешь спину, а уворачиваться влево и вправо - если защищаешь бока; сжиматься перед прыжком нужно, как кошка в засаде, тогда он получится молниеносным и легким, а распрямляться - с мощностью прыгающего тигра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль ушу в развитии сознания