Роль ушу в развитии сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:15, реферат

Описание работы

Ушу (У Шу; ушу; у-шу, в переводе с китайского — «боевое искусство») — зародилось в Китае столетия назад. Оно практиковалось в монастырях, армии, частных школах и было закрытым знанием. Благотворное воздействие ушу использовалось дворянским сословием для поддержания здоровья и долголетия. В наши дни, в мире развиваются различные направления ушу.

Современное развитие древнего боевого искусства. Это невероятно зрелищное скоростное исполнение техники ушу, включающее прыжки, акробатику, работу со спортивным оружием. В спортивном ушу есть комплексы упражнений всех уровней сложности, от новичков до профессионалов, поэтому каждый может участвовать в соревнованиях и контролировать собственные успехи.

Спортивное ушу вобрало в себя все лучшее из традиционных и боевых направлений — это сложная техника, аспект соревнований, многогранное развитие и оздоровление организма.

Сложная техника ушу задействует многие группы мышц, которые никогда не включаются в работу в обычной жизни и других видах спорта. В мышцах тренируется не только сила, но и скорость, выносливость, растяжка, взрывные качества. Результат — гармоничное развитие тела.

Содержание

Введение

1. Ушу с точки зрения европейской науки

1.1. Отличия и преимущества ушу

1.2. Особенности развития сознания в традиционном ушу (воинском искусстве).

1.3. Факторы перестройки сознания человека.

1.4. Красота и экзотика Ушу

2. Традиционное Ушу и спортивное Ушу

2.1. Смысл упражнений в работе со стихиями

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.88 Кб (Скачать)

   Уральский социально-экономический институт

   Академия  труда и социальных отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   РЕФЕРАТ

   По  дисциплине физическая культура

   На  тему: «Роль ушу в развитии памяти» 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила: студентка группы ФСД-201

   Лежнева Татьяна

   Принял: Кастальский О.О. 
 
 
 
 
 
 

   Челябинск 2010г.

Содержание

Введение

1. Ушу с точки зрения европейской науки

   1.1. Отличия и преимущества ушу 

   1.2. Особенности развития сознания в традиционном ушу (воинском искусстве).

   1.3. Факторы перестройки сознания человека.

   1.4. Красота и экзотика  Ушу

2. Традиционное Ушу и спортивное Ушу 

   2.1. Смысл упражнений  в работе  со стихиями

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

           Ушу (У Шу; ушу; у-шу, в переводе с китайского — «боевое искусство») — зародилось в Китае столетия назад. Оно практиковалось в монастырях, армии, частных школах и было закрытым знанием. Благотворное воздействие ушу использовалось дворянским сословием для поддержания здоровья и долголетия. В наши дни, в мире развиваются различные направления ушу.

          Современное развитие древнего боевого искусства. Это невероятно зрелищное скоростное исполнение техники ушу, включающее прыжки, акробатику, работу со спортивным оружием. В спортивном ушу есть комплексы упражнений всех уровней сложности, от новичков до профессионалов, поэтому каждый может участвовать в соревнованиях и контролировать собственные успехи.

          Спортивное ушу вобрало в себя все лучшее из традиционных и боевых направлений — это сложная техника, аспект соревнований, многогранное развитие и оздоровление организма.

          Сложная техника ушу задействует многие группы мышц, которые никогда не включаются в работу в обычной жизни и других видах спорта. В мышцах тренируется не только сила, но и скорость, выносливость, растяжка, взрывные качества. Результат — гармоничное развитие тела.

          Многогранные движения ушу развивают координацию, реакцию, память, творчество, пространственное мышление. Результат — успехи в школе у детей и улучшение работоспособности у взрослых. Ушу останавливает процессы старения.

          Ушу — боевое искусство, которое прививает, в первую очередь, дисциплину, способность слушать и запоминать, не отвлекаться от выполняемого задания. Концентрация внимания — мера мастерства.

          Умение преодолевать трудности, умение достигать цели, любовь к жизни, доброта, благородство, многогранные интересы — неизменные спутники мастера ушу. 
 
 
 
 

  1. Ушу с точки зрения европейской науки

Традиционный  китайский взгляд на ушу заключается  в том, что в процессе регулярных занятий гармонизируется и выправляется внутренняя "Ци" (энергия) организма, улучшается проходимость энергетических каналов Цзин Ло, а также закаляется так называемая "защитная Ци" организма - повышается иммунитет. Для европейца это может звучать не совсем привычно, поэтому давайте разберемся в том, что такое ушу с точки зрения современной науки.  Во-первых, ушу - это олимпийский вид спорта. Так же, как и другие виды спорта (легкая атлетика, гимнастика, футбол и т.п.), ушу решает несколько глобальных проблем современной жизни. Регулярные занятия ушу, во-первых, ликвидируют дефицит движений у детей и молодежи. Именно этот дефицит - одна из причин многочисленных проблем с физическим и психическим здоровьем у детей и взрослых. По сути, ушу, как и другие виды спорта, при грамотном их использовании делает наших детей и молодежь полноценными, гармонично развитыми людьми. Во-вторых, ушу повышает устойчивость организма к различным перегрузкам. Имеются в виду занятия в школе и ВУЗе, тяжелая работа, эмоциональные стрессы и т.п. Люди, занимающиеся ушу, лучше переносят все это, сохраняя физические, умственные, сексуальные и другие способности. В-третьих, грамотно построенные длительные занятия ушу предотвращают различные заболевания: внутренних органов, нервной системы (особенно неврозы), частые простуды; улучшают осанку. Но ведь всего этого помогают добиться и другие виды спорта, скажут скептики.

    1. Отличия и преимущества ушу.

У ушу  самые глубокие корни, самая большая  история и самый длительный успешный опыт применения. Более 2000 лет, используя  знания медицинские, философские, военные  и религиозные, мастера ушу развивали  его. У них было время отсеять  все лишнее и отобрать все лучшее. Ушу дает наиболее гармоничное и  разностороннее физическое развитие. Если использовать американскую классификацию  видов спорта, основанную на динамическом и статическом компонентах, то ушу занимает в соответствующей таблице "золотую середину", т.е. оба основные компонента выражены в равной степени. В ушу нет "переборов" и "перекосов". По влиянию на опорно-двигательный аппарат ушу относится к "симметричным" видам спорта. Название говорит само за себя!

В ушу  спортсмен работает как с собственным  телом, так и с предметами (оружием), а это весьма редкая и крайне полезная для организма комбинация. И, наконец, про развитие основных качеств, выделяемых в физиологии спорта. При активном занятии большинство видов спорта развивают только одно-два качества, нередко доводя их до патологии. Это  касается тяжелой атлетики (качество силы), гимнастики (гибкость и ловкость ), лыжные гонки (выносливость), спринтерский бег (быстрота) и так далее. Ушу одновременно развивает ловкость, быстроту, гибкость, силу и выносливость, да еще тренирует память! Это прекрасная и физиологичная комбинация!

И еще  два уникальных свойства ушу  Специальные  упражнения на "растяжку". Мастера  ушу придают им первостепенное значение. По их мнению, упражнения на растяжение сухожилий, связок и апоневрозов  позволяют энергии свободно и  правильно распределяться по организму. С точки зрения физиологии, можно  сказать, что в связках находится  огромное число нервных окончаний, намного больше, чем в мышцах. В этой связи "растяжка" в ушу  обладает глубоким воздействием на организм. Она тонизирует и гармонизирует  нервную систему, а через нее  мышцы, внутренние органы и даже сознание. Очевидно, тысячелетние наблюдения позволили  отобрать наиболее эффективные в этом отношении упражнения и позы. И последнее, то, что в ушу называется воспитание и укрепление "духа", на наш взгляд еще и просто снимает тревогу и депрессию, которые столь характерны для современного человека.

    1. Особенности развития сознания в традиционном ушу

      (воинском  искусстве).

Для того чтобы адекватно раскрыть тему данной статьи, необходимо определиться со смыслом  ключевых понятий, вынесенных в её заглавие. В первую очередь, надо разъяснить понятие  «традиционное ушу», что сначала  обязывает нас определить, что  же такое «традиция». Данное понятие  этимологически происходит от латинского “traditio”, что в переводе значит «передача». Исходя из этого, в современной философской и культурологической литературе под традицией подразумевается, как правило, передаваемая из поколения в поколение целостная система культурных форм (в виде знаний, алгоритмов деятельности, умений, норм, правил, ценностей, способов многопланового развития и т.п.), которые содержат квинтэссенцию ценного опыта предков, накопленного в той или иной сфере общественной жизни. Важно отметить, что полноценная традиция должна быть организована именно как целостность, ибо предполагает возможность практического формирования личности своими средствами – такого формирования, при котором гармоничное развитие получают все основные сферы бытия социально активного человека. То есть, традиция – это своего рода конкретное «тело» ценной культуры, внутри которой человек может жить и развиваться – подобно куколке, превращающейся в бабочку.

Следующим понятием, которое необходимо разъяснить, является «искусство». Последнее в  наиболее всеобщем смысле в научно-философской  литературе понимается как особый род  духовно-практического освоения мира во всём его разнообразии, и, следовательно, как гармоничное единство познания, творчества, формирования мировоззренческих  оценок и общения между людьми. Род деятельности, доведённый до уровня искусства, начинает подниматься над  своими особенными задачами и выражать собственными средствами становление  и развитие общечеловеческих ценностей, мало зависимых от конкретного времени  и пространства (например, ценности жизни в гармонии с природой, обществом  и самим собой). Если искусство  развивается до такого уровня, что  из поколения в поколения сохраняет  живую систему формирования подобных общечеловеческих ценностей в своих  адептах и при этом учит различным  способам гармоничного и созидательного действия в конкретной исторической ситуации, то оно становится традиционным. Следовательно, традиционное воинское искусство – это способ гармоничного, всестороннего бытия-в-мире, осуществляемый путём освоения различных элементов накопленной поколениями воинской культуры и системного практического применения получаемых знаний к различным жизненным ситуациям. Такого рода понимание традиционного воинского искусства предполагает, что его последовательные адепты путём выполнения различных отработанных многими мастерами практик формируют такое динамическое (подвижное, не закостенелое) состояние сознания, которое позволяет человеку быть успешным в различных сферах деятельности, гармонично развивать свои способности, быть одновременно и мудрым, благодаря опыту многих поколений, и современным, благодаря применимости традиционной системы к меняющимся жизненным ситуациям. Таким образом, средства рассматриваемого искусства носят специфический, воинский характер, будучи сформированы на основе многовековой культивации боевых знаний, умений и навыков человека, а результаты освоения выходят далеко за пределы чисто боевой сферы применения.

    1. Факторы перестройки сознания человека.

Рассмотрим  теперь, благодаря каким конкретным факторам в ходе занятий традиционным воинским искусством происходит зачастую глубокая перестройка сознания человека в сторону усовершенствования его  структуры, а следовательно, и в сторону более глубоко развития его способностей взаимодействия с окружающим макрокосмом и собственным микрокосмом.

1. В  результате освоения воинского  искусства происходит существенное  развитие способностей к выполнению  сложнокоординационной работы, включающих в себя как гармоничную работу всех частей тела, так и умение гармонично (адекватно) взаимодействовать с партнёром и даже с противником. Выполнение такого рода работы способствует нарастающей активизации всё больших и больших участков коры больших полушарий, и, следовательно, качественному развитию головного мозга. В этом отношении абсолютно справедлив марксистский афоризм, что «труд создал человека» как разумное существо.

2. Достижение  высокого уровня в освоении  традиционного воинского искусства  трудно представить без развития  таких личностных качеств как  способность к концентрации, спокойствие,  терпение, уверенность и мощная  эмоциональная устойчивость –  даже в экстремальных ситуациях.  Приобретение данных качеств влечет за собой существенное упорядочивание деятельности сознания, связанное с избавлением от хаотических элементов, каковые вызываются постоянным перепрыгиванием с одной мысли на другую, затуманиванием адекватного отражения окружающего мира посторонними эмоциями и т.п. Очевидно, что снятие хаоса сознания ведёт к увеличению быстроты, правильности и объективности мышления, интенсификации способности принимать решения (причём не скоропалительные), брать ответственность на себя и т.п. Одновременно, резко понижается восприимчивость к разного рода стрессам, каковые являются в настоящее время, бичом обыденного человеческого сознания, крайне негативно сказываясь и на здоровье тела, и на здоровье разума. Стрессогенные для обыденного сознания факторы, наличие которых объективно обусловлено достаточно агрессивной средой обитания человека, перестают восприниматься как эмоционально дискомфортные, вследствие чего более чётко видятся пути их устранения. Таким образом, для упорядоченного благодаря указанным факторам сознания даже стрессы начинают играть не деструктивную, но творческую, созидательную роль.

3. Занятия  традиционным воинским искусством  способствуют формированию постоянно  возобновляемого естественного  волевого усилия. Под естественностью  в данном случае подразумевается  способность выполнять то или  иное, зачастую нелёгкое, дело не  путём жёсткого самопринуждения, но посредством формирования устойчивой привычки к достижению результата. Эта привычка возникает благодаря включённости в последовательный тренировочный процесс, который есть ни что иное, как отражение в конкретной практике всеобщего закона перехода количественных изменений в качественные. Привычка спокойно реализовывать результат, с одной стороны, минимизирует возможность надрыва, а с другой стороны, постепенно устраняет сомнительную необходимость постоянного обновления мотивации, выдвигая на первый план не цель, а процесс, в совершенном осуществлении которого и кроется тайна всякого серьёзного достижения. Очевидно, что сознание, структурированное постоянно возобновляемым естественным волевым усилием, значительно повышает свой коэффициент полезного действия.

Информация о работе Роль ушу в развитии сознания