Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:07, контрольная работа
Неудачи и трудности, с которыми слабовидящий ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники.
Введение
Неудачи
и трудности, с которыми слабовидящий
ребенок сталкивается в обучении, в игре,
в овладении двигательными навыками, пространственной
ориентировке, вызывают сложные переживания
и негативные реакции, проявляющиеся в
неуверенности, пассивности, самоизоляции,
неадекватном поведении и даже агрессивности.
Многим детям с нарушением зрения присуще
астеническое состояние, характеризующееся
значительным снижением желания играть,
нервным напряжением, повышенной утомляемостью.
Нужно иметь в виду, что дети с депривацией
зрения оказываются в стрессовых ситуациях
чаще, чем их нормально видящие сверстники.
Постоянно высокое эмоциональное напряжение,
чувство дискомфорта могут в отдельных
случаях вызвать эмоциональные расстройства,
нарушения баланса процессов возбуждения
и торможения в коре головного мозга. А.Г.
Литвак (1998) отмечает, что среди детей с
нарушением зрения можно встретить обладающих
замечательными волевыми качествами,
и наряду с этим наблюдаются такие дефекты
воли, как импульсивность поведения, внушаемость,
упрямство, негативизм.
Развитие психических свойств личности с нарушением зрения в процессе АФВ
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребёнка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребёнка со зрительной депривацией.
Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание! Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.
У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих, при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.
Особенности
восприятия. У детей с депривацией зрения
ослаблены зрительные ощущения, а восприятие
внешнего мира ограничено. Эти затруднения
сказываются на степени полноты, целостности
образов отображаемых предметов и действий,
но они могут только изменить тип восприятия,
но не влияют на физиологический механизм
восприятия. В зависимости от степени
поражения зрительных функций нарушена
целостность восприятия. У слабовидящих
доминирует зрительно-двигательно-слуховое
восприятие. Объем внимания у младших
школьников мал. Они способны одновременно
воспринимать одно-два движения или отдельные
элементы движений. У незрячих и детей
с остаточным зрением основные формы восприятия
— осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-
Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию.
На
уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются
наглядно-образным и словесно-логическим
мышлением, когда задача решается в
словесной (вербальной) форме. Используется
также практически-действенный
Заключение:
Учитывая все эти особенности можно организовать занятия физической культурой таким образом, что дети будут заинтересованы и увлечены занятием каждую минуту, а подстраиваясь под независящие от них смены настроения и деятельности, построить урок, как поток постоянно меняющейся физической активности в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка в отдельности.
Для
этого необходимо отчетливо представлять
себе различные проявления психических
нарушений, следующие за ними физические
изменения, и знать, каким образом
их можно обыграть и нейтрализовать.
Список литературы:
2. Литош Н.Л.
Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушением в развитии:
Учебное пособие – М.: спортАкадем Пресс,
2002- 140с
3. Солнцева
Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.
4. Шапкова
Л.В. Частные методики адаптивной физической
культуры: Учебное пособие. – М.; Советский
спорт,2004. – 464 с., ил
Национальный
государственный университет
Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры
Частные методики адаптивной физической культуры
Контрольная работа
Тема : Развитие
психических свойств личности с нарушением
зрения в процессе АФВ
Дата____________________
Оценка____________________
Подпись проверившего_______
Санкт-Петербург
2010
Информация о работе Развитие психических свойств личности с нарушением зрения в процессе АФВ