Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Особенно важно это для специальности «организатор работы с молодежью» подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Такие знания активно используются для решения, например, проблем взаимодействия специалиста с молодыми людьми.
Введение
Психика человека — качественно
более высокий уровень, чем психика
животных (Homo sapiens — человек разумный).
Сознание, разум человека развивались
в процессе трудовой деятельности,
которая возникла в силу необходимости
осуществления совместных действий
для добывания пищи при резком
изменении условий жизни
Трудовая деятельность имеет продуктивный
характер; труд, осуществляя процесс
производства, запечатлевается в
своем продукте, т. е. происходит процесс
воплощения, опредмечивания в продуктах
деятельности людей их духовных сил
и способностей. Таким образом, материальная,
духовная культура человечества —
это объективная форма
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Особенно важно это для специальности «организатор работы с молодежью» подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Такие знания активно используются для решения, например, проблем взаимодействия специалиста с молодыми людьми.
Глава 1 . Психика человека
В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.
Между тем слово «психология», возникшее в XVIII веке, в собственном смысле означает «учение о душе». Понятие «душа» в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика». Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, апсихолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.
Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это свойство высокоорганизованной материи. Если же иметь в виду психику человека, то к словам высокоорганизованная материя нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Психология без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку.
Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно.
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.[12]
Конечно, мы не можем не отметить тот факт, что нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических
Никакая психическая
В психологии и педагогике различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трем признакам:
1) сила основных нервных
2) равновесие между возбуждением и торможением;
3) подвижность этих процессов, т.е. способность их быстро сменять друг друга.[10]
Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств. Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека.
Следует различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.
Таким образом, мы можем сделать вывод: Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
1.1 Функции психики
Психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих:
Можно выделить 3 основные функции психики:
Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.
Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.
Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. [17]
Исходя из всего, мы можем сказать: каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, - но мало кто задумывался , что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать , что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.
1.2 Структура психики
Элементами психологической структуры
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности можно классифицировать на:
- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе;
- специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде;
- теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;
- способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно- деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.
Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Индивидуальные (индивидуально-
Подводя итог, мы можем сказать следующее: Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.