Психические свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Особенно важно это для специальности «организатор работы с молодежью» подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Такие знания активно используются для решения, например, проблем взаимодействия специалиста с молодыми людьми.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_vladik.docx

— 49.42 Кб (Скачать)

 

Введение

Психика человека — качественно  более высокий уровень, чем психика  животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались  в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости  осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические  особенности человека устойчивы  уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в  процессе трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс  производства, запечатлевается в  своем продукте, т. е. происходит процесс  воплощения, опредмечивания в продуктах  деятельности людей их духовных сил  и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества —  это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике  человека. Особенно важно это для  специальности «организатор работы с молодежью» подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Такие знания активно  используются для решения, например, проблем взаимодействия специалиста  с молодыми людьми.

 

 

 

 

 

Глава 1 . Психика  человека

 

В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и  им родственные, не всегда задумываясь  над их содержанием.

Между тем слово «психология», возникшее  в XVIII веке, в собственном смысле означает «учение о душе». Понятие «душа» в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика». Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, апсихолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.

Это наука о самом сложном, что  пока известно человечеству. Ведь психика – это свойство высокоорганизованной материи. Если же иметь в виду психику человека, то к словам высокоорганизованная материя нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Психология  без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку.

Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. 

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной  деятельности человека, но и психические  свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и  характер.[12]

Конечно, мы не можем не отметить тот  факт, что нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах  личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность»  характерна лишь для некоторых людей.[11]

 Никакая психическая особенность  не может быть врожденной. Человек  не рождается на свет, уже имея  какие-нибудь определенные способности  или черты характера. Врожденными  могут быть только некоторые  анатомические и физиологические  особенности организма, некоторые  особенности нервной системы,  органов чувств и что особенно  важно - мозга. Эти анатомо-физиологические  особенности, образующие врожденные  различия между людьми, называются  задатками. Задатки имеют важное  значение в процессе формирования  индивидуальности человека, но они  никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным  и главным условием, от которого  эта индивидуальность зависит.  Задатки, с точки зрения развития  психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе  каких-либо определенных задатков  могут выработаться различные  психические свойства в зависимости  от того, как будет протекать  жизнь человека.[13]

В психологии и педагогике различные  типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трем признакам:

1) сила основных нервных процессов  - возбуждения и торможения; этот  признак характеризует работоспособность  клеток коры;

2) равновесие между возбуждением  и торможением;

3) подвижность этих процессов,  т.е. способность их быстро  сменять друг друга.[10]

Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным  сочетанием, комбинированием этих свойств. Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека.

Следует различать врожденный тип  высшей нервной деятельности и тип  высшей нервной деятельности, сложившийся  в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Таким образом, мы можем сделать вывод: Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

 

 

 

1.1  Функции психики

Психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих:

  1. внешний мир, природу, ее отражение;
  2. полноценную деятельность мозга;
  3. взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Можно выделить 3 основные функции психики:

  • отражение воздействий окружающего мира
  • осознание человеком своего места в окружающем мире
  • регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении  объективной действительности любое  внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. [17]

 

 Исходя из всего,  мы можем сказать: каждый  человек является обладателем психической  реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем  запахи, - но мало кто задумывался , что  все эти явления принадлежат  нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать , что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.

 

1.2 Структура психики

Элементами  психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами  личности». Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.[5]

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности можно классифицировать на:

- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе;

-  специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде;

- теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;

- способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно- деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. 

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.[6]

Подводя итог, мы можем сказать следующее: Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Информация о работе Психические свойства личности