Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
Целью моей работы является проследить - всегда ли эти функции присутствовали в учебных программах предшествующих лет, и в какой степени они выполняются в современных общеобразовательных программах по физической культуре
Введение.
I. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в советский период.
II. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в постсоветский период (1992 – 2000 гг).
III. Современные действующие программы по физической культуре в общеобразовательных школах.
III. 1. Приоритетные направления в современном преподавании предмета физической культуры.
Заключение.
Список литературы.
Среди перспективных технологий, используемых по преимуществу в старших классах, особенно выделяется проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, соблюдение этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и программ, выбор форм организации деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта. В организацию уроков физической культуры в начальной и основной школе необходимо активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, элементы деловых и ролевых игр.
Так же приоритетами для учебного предмета «физическая культура» на этапе основного общего образования являются:
- познавательная деятельность: определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; формулирование полученных результатов;
- информационно-коммуникативная деятельность: поиск нужной информации по заданной теме; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. [11]
Заключение
Изучение программ по физическому воспитанию в исторически разные времена показал, что каждая программа отражает, прежде всего, социальный заказ того времени, к которому она относится. Но при этом содержание большинства программ учитывает широкие возможности физической культуры и спорта в деле всестороннего гармоничного развития личности и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению далеко не всегда заявленные программы были реализованы в полной мере по различным обстоятельствам.
Анализ содержания учебных программ по физической культуре в общеобразовательной школе свидетельствует о том, что в последние годы существенно изменились приоритеты государства в отношении физического воспитания подрастающего поколения. Сегодня оно рассматривается как основное средство укрепления и сохранения здоровья.
В современной предлагаемой программе сняты учебные количественные (усреднённые) нормативы. Таким образом, учитель избавлен от необходимости ориентировать учебно-воспитательный процесс на усреднённые требования к учащимся. Это позволяет ему при оценке успеваемости (достижений учащихся по физической культуре) полнее учитывать индивидуальные, личностные особенности учащихся, умение и стремление к самосовершенствованию, самостоятельные занятия.
При таком подходе, когда в оценке большое значение придаётся качественным критериям, возрастает значимость умений учащихся вести здоровый образ жизни, их двигательная культура, усвоенные знания. В этом перечне компонентов, характеризующих физическую культуру личности, уровень физической подготовки является лишь одним из слагаемых оценки.
Оценка успеваемости по физической культуре производится на общих основаниях. Предпочтение отдаётся качественным критериям: степени владения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, уровень технико-тактического мастерства, умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
При оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
При оценке деятельности образовательного учреждения целесообразно дать характеристику проводимой работы по выполнению стандарта общего образования по предмету «Физическая культура». Необходимо обратить внимание, насколько продуктивно осуществляется в педагогическом коллективе, например, следующие ведущие направления в работе по физическому воспитанию:
- создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта; оснащение учебно-тренировочных занятий физкультурно-спортивным оборудованием и инвентарем;
- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- формирование физической культуры учащихся с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
- совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания, периодический анализ и самооценка деятельности педагогического коллектива по реализации современных требований, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта в учебном заведении;
- объективизация оценки уровня физического развития и физической подготовленности с учетом профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
- профилактика асоциального поведения учащихся средствами физической культуры и спорта. [5]
Из выше изложенного становится понятным, что для выполнения установки по повышению удельного веса и качества занятий, а также обязательного минимума содержания основных образовательных программ для учащихся школьного возраста требуется более широкое и активное участие большинства педагогов и прежде всего руководителей образовательного учреждения, помня о том, что усилиями только одних учителей (руководителей физического воспитания и преподавателей) физической культуры нереально реализовать современные требования в укреплении здоровья, физическом развитии, атлетической подготовленности и нравственном воспитании учащихся.
И в заключении хочется сказать, что мне как потенциальному учителю физкультуры очень понравилось стремление нашего министерства образования сделать в будущей программе 2020 года уроки физической культуры обязательными, а не выбираемыми. Это говорит о том, что и в будущем приоритетом в воспитании подрастающего поколения будет здоровый образ жизни и помогут в этом уроки физической культуры.
Список литературы
1. Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян – Основы методики физического воспитания школьников, учебное пособие для высших учебных заведений. М, 1989.
2. Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын - Физическая культура, учебное пособие. М, 1998г.
3. В. А. Головина, В. А. Маслякова – Физическое воспитание, учебник М, 1983г.
4. Б. А. Ашмарин – Теория и практика педагогических исследований в
физическом воспитание. М, 1978г.
5. И. П. Залетаев, В. А. Муравьева – Анализ проведения и планирования уроков физической культуры. М, (Физкультура и Спорт), 2005г.
6. А. П. Матвеев – Программы общеобразовательных учреждений. М(Просвещение), 2007г.
7. В. К. Бальсевич – Физическая культура для всех и для каждого. М, (ФиС), 1988г.
8. Л. В. Волков - Методика воспитания физических способностей школьников. (К. Рад.шк), 1980г.
9. Л. В. Волков. - Физические способности детей и подростков. – (Культура Здоровья),1981г.
10. Большая Советская энциклопедия. М, 1956г.
11. В. С. Леднев Содержание образования, учебное пособие - М. Высшая школа, 1989.
12. П. Ф. Лесгафт - Избранные труды./Сост. И. Н. Решетень. М. ФиС, 1987.
13. Л. И. Лубышева – Концепция формирования физической культуры человека. М.ГЦИФК, 1992.
14. В. И. Лях - Возможные направления работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. Физ. культура в школе,1991.
15. М. И. Махмутов - Современный урок. М. Педагогика, 1981.
16. Н.А. Фомин, В. П. Филин - Возрастные основы физического воспитания. М. Физкультура и спорт, 1972.
17. Введение в теорию физической культуры, Под ред. Матвеева А.П. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
18. Л. Б. Кофман – программа по физкультуре от 3 до 17 лет. М. 1998.
19. http://ru.wikipedia.org/wiki
.
1
Информация о работе Развитие программ по физической культуре