Развитие программ по физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является проследить - всегда ли эти функции присутствовали в учебных программах предшествующих лет, и в какой степени они выполняются в современных общеобразовательных программах по физической культуре

Содержание

Введение.
I. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в советский период.
II. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в постсоветский период (1992 – 2000 гг).
III. Современные действующие программы по физической культуре в общеобразовательных школах.
III. 1. Приоритетные направления в современном преподавании предмета физической культуры.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

         В V–IX и X–XI классах рекомендуется продолжать занятия по плаванию. Время на прохождение этого материала (объём соответственно 8–10 ч и 6–8 ч) равномерно выделяется из других разделов, включая вариативную часть.
      Впервые в подготовленной Комплексной программе представлены показатели (уровни) физической культуры, которых должны достичь учащиеся после окончания IV, IX и XI классов. Эти показатели включают в себя знания, двигательные умения, навыки и способности, способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.                        

        Композиционно часть I Комплексной программы построена таким образом, что позволяет наглядно представить ход становления и совершенствования двигательных навыков и развития координационных и кондиционных способностей детей от одного возрастно-полового периода к другому с учётом индивидуальных различий.
      После каждого раздела части I программы даны упражнения для самостоятельных занятий учащихся разного возраста и пола, а также материал на овладение организаторскими умениями. Эти разделы являются как бы связующим звеном между учебными и самостоятельными занятиями, выступающими как важный компонент школьной системы физического воспитания. [9]
      В Комплексной программе отражены и все другие формы физического воспитания: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня (часть II), внеклассная работа (часть III) и физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (часть IV). В каждой части объяснены её цели и задачи, представлены содержание и организационно-методические указания.
      Если в предыдущих программах выполнение этих видов занятий предусматривалось строго обязательным, то в настоящей программе подчёркнуто, что каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм физического воспитания, а также изменять и дополнять их.
      В печати в последнее время имеется ряд высказываний о низкой эффективности и значимости физкультурно-оздоровительных, внеклассных, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе. Их низкая эффективность связана не столько с их содержанием и назначением, сколько с неумелой организацией и отсутствием должного материального вознаграждения учителей за данные виды работы. Опыт передовых школ и современные научные исследования, в том числе в зарубежных странах, наоборот, свидетельствуют об увеличении доли перечисленных форм в физическом воспитании учащейся молодёжи. Исходя из этого, учителям физической культуры, директорам школ, органам образования надо принять необходимые меры к тому, чтобы данные виды занятий проводились творчески, на высоком организационно-методическом уровне. Необходимо изыскивать все возможности для материального стимулирования учителей физической культуры и учителей-предметников, активно участвующих в данной работе. [11]

          Вторая программа, подготовленная Институтом возрастной физиологии, в отличие от Комплексной, является сугубо учебной (в ней содержится учебный материал только для уроков физической культуры). При этом программа нацелена на направленное развитие двигательных способностей (физических качеств). Её материал, как во всех программах, основан на идее базового содержания физического воспитания. Иначе говоря, учащиеся, занимающиеся по этой программе, также должны, прежде всего, овладеть базовыми основами физической культуры личности учащихся соответствующего возраста.

          В то же время, в отличие от Комплексной программы, в данной программе одновременно первостепенное значение придаётся акцентированному и разностороннему развитию двигательных (координационных и кондиционных) способностей. В таблице показано примерное распределение времени на разделы учебной программы при двухразовых занятиях в неделю. [18]

Примерное распределение учебного времени
на различные виды программного материала (сетка часов)
при двухразовых (трёхразовых) занятиях в неделю [6

 

№ п/п

 

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Классы

X

XI

1

Базовая часть

58 (87)

58 (87)

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры

14 (21)

14 (21)

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

12 (18)

12 (18)

1.4

Легкая атлетика

14 (21)

14 (21)

1.5

Лыжная подготовка

12 (18)

12 (18)

1.6

Элементы единоборств

6 (9)

6 (9)

1.7

Плавание

 

 

2

Вариативная часть

10 (15)

10 (15)

2.1

Связанный с региональными и национальными особенностями

6 (4)

6 (4)

2.2

По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углублённому изучению одного или нескольких видов спорта

4 (6)

4 (6)


Примерное распределение программного материала в учебных часах по годам обучения


№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

I

Знания о физической культуре

6/3*

6/3

6/3

5/3

5/3

1

История физической культуры

1/1

1/1

1/1

2

Физическая культура и спорт в современном обществе

2/1

2/1

3

Базовые понятия физической культуры

3/1,5

3/1,5

3/1,5

2/1

2/1

4

Физическая культура человека

2/0,5

2/0,5

2/0,5

1/1

1/1

II

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

7/3

7/3

7/3

8/4

8/4

1

Организация и проведение занятий физической культурой

5/2

5/2

6/2

7/3

7/3

2

Оценка эффективности занятий физической культурой

2/1

2/1

1/1

1/1

1/1

III

Физическое совершенствование

79/58

79/58

79/57

79/57

79/57

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

14/7

14/7

12/7

10/6

10/6

2

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

59/36

59/36

59/36

59/36

59/36

3

Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью 1

(16/11)

(16/11)

(18/11)

(22/11)

(22/11)

4

Упражнения культурно-этнической направленности

6/4

6/4

8/4

10/4

10/4

IV

Резервное время учителя

10/6

10/6

10/6

10/6

10/4

V

Всего

102/70

102/70

102/70

102/70

102/70

 

        Может возникнуть  вопрос: «Каким образом можно достичь оптимального сочетания освоения базовых умений и навыков и целенаправленного развития физических качеств?».  Тем более, что в Комплексной программе на обучение двигательным умениям и навыкам отводится от 42 до 52 ч, а в рассматриваемой программе — всего 10–23 ч.

         Во-первых, дело в том, что часы, отведённые в Комплексной программе на способы двигательной деятельности, подразумевают не только обучение в это время необходимым умениям и навыкам, но и работу над развитием и совершенствованием физических качеств.

         Во-вторых, рассматриваемая программа насыщена разнообразными средствами и методами сопряжённого развития физических качеств и обучения двигательным умениям и навыкам, чтобы выполнение первой задачи не наносило ущерба осуществлению второй. К тому же, если учитель заметит изъяны в овладении двигательными действиями, он может изменить примерную сетку часов (распределение времени на различные виды учебной работы), а также заимствовать несколько часов из вариативной части программы.
      Таким образом, всё зависит от конкретных условий общеобразовательного учреждения и уровня подготовленности учащихся. Правильное и подвижное (изменяемое в силу необходимости) планирование программного материала даёт возможность варьировать временем, определённым на различные разделы программы. Это позволяет избежать недостатков, как в физической подготовленности учащихся, так и в овладении ими жизненно важными двигательными умениями и навыками. [6]   Подчеркивается, что акцент на разностороннее развитие двигательных способностей не сводится к «натаскиванию» учащихся на определённый результат. Этот акцент надо понимать, как стремление учителя разносторонне воздействовать на двигательные способности ребёнка, углублять его знания и умения самостоятельно тренироваться, иметь более глубокие представления о совершенствовании отдельных способностей.       

       Особенно полезна данная программа будет в тех случаях, когда перед учителем остро стоит задача существенно повысить физическую подготовленность учащихся и научить их самостоятельно тренировать недостающие или слабо развитые способности. [5]
   Композиционно структура учебной программы с направленным развитием двигательных способностей мало чем отличается от структуры части I Комплексной программы. Отличие лишь в подаче материала. При этом в I–IV классах учебный материал начинается с двигательных умений и навыков, так как дети данного возраста ещё не владеют элементарной техникой движений, необходимой для полноценного развития физических качеств. А вот в V–XI классах методы и средства совершенствования двигательных способностей уже выдвигаются на первый план, причём каждый раздел сопровождается организационно-методическими указаниями. В конце программы дано примерное содержание вариативной части на материале зимних видов спорта. Показатели (уровни) физической культуры учащихся, оканчивающих начальную, основную, среднюю школу, идентичны тем, что приведены в Комплексной программе, т. е. базовые требования в обеих программах одни и те же.
      Последнее обстоятельство позволяет в одном классе одновременно работать по обеим программам — в зависимости от подготовленности учащихся. Не исключено также, что учитель, познав сущность и принципы построения учебных программ, попытается составить свою, авторскую программу. Главное при этом, чтобы, в такой программе нашли отражение требования, предусматривающие выполнение государственного образовательного стандарта по школьному предмету «Физическая культура» (В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, 1993). [17]

          Несомненным плюсом современных программ по физическому воспитанию в условиях организации целостного образовательного процесса является использование межпредметных связей. Когда можно соотносить содержание предмета физической культуры с содержанием таких дисциплин, как история, биология, физика (в части раздела механики), искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в проблематике общеобразовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на раскрытие понятия «физическая культура» как явление культуры, на биологические закономерности развития организма человека и его физиологических систем в процессе мышечной деятельности, на пропаганду здорового образа жизни и предупреждения вредных привычек.

          В связи с тем, что прогресс  не стоит на месте, и новые технологии затрагивают не только уроки информатики, хочется немного остановиться на структуре современного урока физической культуры с применением инноваций. [18]

Цели и задачи урока:

1Усиление образовательной направленности предмета физической культуры

2.Усвоение навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений

3. Формирование интереса и потребности в занятиях физической культурой с применением новых технологий.

Особая роль для проведения таких занятий отводится созданию технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.

 

 

         В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны формироваться в систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются и индивидуализируются. [5]

III. 1. Приоритетные направления в современном  преподавании предмета физической культуры

       Важнейшей особенностью педагогической концепции современного Государственного стандарта общего образования является переход от суммы «предметных результатов» (т.е. образовательных результатов, достигаемых по отдельным учебным предметам) к интегративным, межпредметным результатам. С этой целью каждый учебный предмет конструируется на принципах деятельного подхода и своим содержательным наполнением обеспечивает совершенствование и расширение круга общих учебных умений и обобщенных способов деятельности.

         Содержание стандарта образования, акцентируя внимание к личностным аспектам учебного предмета по физической культуре, предъявляет новые требования не только к подготовке учащихся, но и к обновлению профессионального арсенала учителя физической культуры. За последнее десятилетие в теории и практике преподавания физической культуры разработано немало перспективных технологий, позволяющих достаточно эффективно решать задачи образования и развития учащихся, формировать их самостоятельность и активность на уроках.

Информация о работе Развитие программ по физической культуре