Развитие программ по физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является проследить - всегда ли эти функции присутствовали в учебных программах предшествующих лет, и в какой степени они выполняются в современных общеобразовательных программах по физической культуре

Содержание

Введение.
I. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в советский период.
II. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в постсоветский период (1992 – 2000 гг).
III. Современные действующие программы по физической культуре в общеобразовательных школах.
III. 1. Приоритетные направления в современном преподавании предмета физической культуры.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

         Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов  «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» разработана авторами А.В. Попковым, Е.Н. Литвиновым (1996). Программа состоит из материала, основанного на «Комплексной программе физического воспитания учащихся». Разделы программы: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки, игры. Учебные нормативы отсутствуют. Элементы АПГ включены в программу в объеме от 20 до 50 % (в зависимости от параллели классов, в остальное время осваиваются базовые виды).
        В связи с приказом Министерства образования РФ и олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и олимпийских игр»   в   программах 1996 г. помещены методические рекомендации «Основы олимпийских знаний». [17]

III. Современные действующие программы по физической культуре в общеобразовательных школах

       До настоящего времени нет единого мнения о том, что же такое современный урок, что же такое современный урок физкультуры. На одном из представительских семинаров-совещаний в Москве было установлено, что современный урок – это, прежде всего, урок:

1.      вовлекающий учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность

2.      развивающий познавательную инициативу

3.      обучающий самостоятельному использованию различных средств физического воспитания

4.      характеризующийся четко выраженным индивидуальным подходом

5.      направленный не только на индивидуальную подготовку, но и на физическое развитие, личные особенности детей

6.      отмечающийся усиленной образовательной направленностью

7.      воспитывающий интерес к занятиям физическими упражнениями

8.      повышающий теоретическую подготовленность, начиная с младших классов

9.      выделяющийся нешаблонностью и разнообразием.

 

 

           В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000),  носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности. [6]

          В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

          Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении,  формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.

           В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.

           Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания).

          В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.

         Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся.

           В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации.

           Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что по решению Совета школы, учащимся может быть предложено углубленное освоение одного из видов спорта с соответствующим увеличением объема часов (до 25%) на его освоение.  При этом предусматривается, что увеличение часов осуществляется за счет уменьшения их по другим разделам и темам раздела «Спортивно-оздоровительная деятельность».

          В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой. [1]

        Заметное место в последние годы приобрела программа спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе России (В. К. Бальсевич, 1993–2009). Эта программа основывается на

- обязательности использования метода тренировки при развитии физических качеств и двигательных способностей ребёнка и подростка,

- обязательности трёхразовых учебно-тренировочных занятий в неделю, вынесенных за пределы академического расписания,

- обязательности свободы выбора обучающимися вида спорта или формы другой физической активности,

- обязательности масштабных преобразований инфраструктуры физического воспитания и иных форм дополнительного спортивного образования. [2]

         Одним из путей улучшения школьной системы физической культуры В. К. Бальсевич (2009) считает необходимость учёта спортивных интересов учащихся, которые, по его мнению, будут способствовать развитию творческой активности и откроют пути для совершенствования личности.
       Как мы уже знаем, элементы спорта впервые нашли своё отражение в программе 1933 г., а в следующей (1937 г.) учебный материал для освоения был классифицирован по видам спорта. В новой программе (1960 г.) наряду с обязательным материалом содержится материал для углублённого освоения одного из видов спорта, избранного школой. Ещё более отчётливо с идеей В. К. Бальсевича сближается материал программы 1967 г. В частности, в пояснительной записке к этой программе уроки по физической культуре в старших классах рекомендовалось проводить по типу спортивной тренировки.     

        С предложением В. К. Бальсевича о необходимости реорганизации классического урока по физической культуре и переводе его на рельсы спортивной тренировки весьма тесно перекликаются взгляды Ю. Н. Вавилова (1990), который, так же, как и инициатор тренировочной направленности уроков, рекомендует вынести их за рамки школьного расписания. В частности, Ю. Н. Вавилов (см. раздел «Литература», 1990, с.4) отмечает, что «основой содержания занятий физической культурой с учащимися должна стать такая система, которая оказывает видимый тренирующий эффект…»; «коренных улучшений физического воспитания учащихся в рамках расписания не произвести. Они для этого слишком узки и неудобны» (там же, с. 4).
      Правоту своих идей В. К. Бальсевич (2006, 2009) подтверждает посредством внедрения программы ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях различных типов. Внедрение её осуществляется уже многие годы, как в России, так и за рубежом, где в основу организации учебного процесса «положены в той или иной степени принципы спортивной тренировки» (В. К. Бальсевич, 2009, с. 241). Вместе с тем профессор В. К. Бальсевич, как никто, пожалуй, другой, понимает и достаточно широко обсуждает проблемы и трудности по внедрению инновационных проектов «спортизации» в широкую практику общеобразовательных школ Российской Федерации (см. В. К. Бальсевич, с. 259–273) 

        В лаборатории содержания и методов физического воспитания Института возрастной физиологии РАО разработаны, экспериментально проверены и внедрены в практику две программы:

            1) Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов (М., 1992; М.: Просвещение, 2004–2010)

           2) Учебная программа с направленным развитием двигательных способностей (М.: Просвещение, 1993).
      Наиболее характерными особенностями этих программ являются:
      «Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1–11 классы», допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации. Отвечая своему наименованию, она содержит учебный материал, как для уроков физической культуры, так и для других школьных форм физического воспитания. Идея комплексности была разработана лабораторией ещё в 1984 г., а идея сочетания базовой и вариативной частей оформлена в 1989–1990 гг. (В. И. Лях, 1990). Однако эта программа существенно отличается от ранее выпущенных программ с тем же названием.
      Каковы же основные отличия? Прежде всего, они в постановке цели физического воспитания и в раскрытии задач отдельно для каждой возрастной ступени (I–IV, V–IX, X–XI классы). [7]
      Другое отличие связано с определением содержания урочных и внеурочных занятий. Отбор содержания, особенно урочных занятий, — непростая проблема и для учёных, и тем более для учителей и методистов. Здесь имеется немало точек зрения, нередко противоречащих и не всегда продуманных.

      Например, сторонники сведения цели физического воспитания к укреплению здоровья, которое, как известно, за последние 20 лет только ухудшилось, рекомендуют в содержание физического воспитания включать до 80% аэробных упражнений циклического характера. Авторы, ратующие в основном за развитие физических качеств, утверждают, что содержанием занятий должна быть их тренировка, причём не столь важно, на базе каких видов спорта.
      Другие специалисты также считают, что непринципиально, какие физические упражнения, виды спортивной деятельности должны входить в содержание программного материала, главное, чтобы они содействовали решению образовательных или воспитательных задач.

      Есть и другие мнения, например, что традиционные спортивные дисциплины, типа лёгкой атлетики, спортивных игр, гимнастики, уже устарели, они не вызывают интереса у сегодняшней молодёжи и их нужно заменить на более современные и т. п.   Основной причиной таких крайностей ещё в 1993 г.  назвали отсутствие разработанной теории, определяющей содержание предмета «Физическая культура» в школе.

      Отбор программного материала большинство разработчиков продолжают вести с позиций эмпирического подхода, где экспертный метод является основным. Хорошо, если эксперты — грамотные специалисты, понимающие, в чём смысл общеобразовательной школы с её всеобщностью образования

(в сфере физического воспитания в том числе). «А если это люди, которым вдруг покажется, что упражнения на гимнастических снарядах или спортивные игры в силу их неприкладности или по каким-либо другим причинам не следует включать в содержание программного материала, или если им вздумается сотворить ещё что-либо подобное, то таким путём к истине приблизиться не удастся» (В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, 1993, с. 4).
        Содержания учебного материала части I Комплексной программы «Уроки физической культуры»  включают следующие положения:
      • общественный заказ школе;
      • основные идеи программы непрерывного образования и развития школы, прежде всего такие, как демократизация и гуманизация, преподавание предмета в соответствии с идеями деятельностного и личностного подходов, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий;
      • понимание физической культуры как совокупности достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного воздействия на развитие физической дееспособности индивида, средств, содействующих всестороннему развитию личности на основе укрепления здоровья, телесного и духовного совершенствования;
      • разносторонность воздействия учебного материала на психомоторное (координационное и кондиционное) развитие ребёнка;
      • доступность учебного материала возрастным и половым возможностям учащихся, условиям общеобразовательной школы и времени, отведённому учебным планом на предмет «Физическая культура»;
      • необходимость учёта региональных и национальных особенностей, условий проживания, интересов детей, специализации учителя.
       При отборе содержания программного материала учитывались результаты научных исследований в вопросах образования, развития и воспитания личности, а также передовой отечественный и зарубежный опыт.            

       В итоге содержание программного материала уроков физической культуры  состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).
      Структура базового содержания учебного материала, названия основных разделов по сравнению с прежними программами не претерпели существенных изменений, поскольку авторы стремились сохранить преемственность с ними.    Одновременно это избавляет от необходимости кардинальной переподготовки учителей физической культуры, не требует ломки устоявшихся в педагогических вузах и институтах физкультуры учебных планов и программ подготовки студентов. Однако материал некоторых разделов программы подвергся значительной переработке. Особенно это относится к разделам «Знания» и «Подвижные и спортивные игры». Более подробно представлен материал по развитию физических (координационных и кондиционных) способностей для учащихся разного возраста и пола. [8]
      При трёх и более занятиях в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается. На овладение навыками единоборств выделяется 5–6 ч. Начинать освоение навыка плавания рекомендуется с IV класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, приступить к обучению плаванию можно начиная с I класса.

Информация о работе Развитие программ по физической культуре