Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
Целью моей работы является проследить - всегда ли эти функции присутствовали в учебных программах предшествующих лет, и в какой степени они выполняются в современных общеобразовательных программах по физической культуре
Введение.
I. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в советский период.
II. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в постсоветский период (1992 – 2000 гг).
III. Современные действующие программы по физической культуре в общеобразовательных школах.
III. 1. Приоритетные направления в современном преподавании предмета физической культуры.
Заключение.
Список литературы.
Изучению проблемы содержания школьной программы по физической культуре посвятили свои труды многие известные в нашей стране и за рубежом отечественные ученые. Большинство этих специалистов образование школьников по физической культуре справедливо рассматривают как процесс формирования физической культуры личности учащегося.
Физическая культура - явление особенное. Воздействуя на биологическую природу человека, физическая культура способствует формированию и духовной его сферы. Поэтому, как и любой другой вид культуры, физическая культура играет существенную роль в развитии личности.[19]
Это позволяет говорить об опыте личности в сфере физической культуры, о развитии механизмов психики средствами физической культуры, о формировании типологических свойств личности в процессе освоения физической культуры.
Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся.
Целью моей работы является проследить - всегда ли эти функции присутствовали в учебных программах предшествующих лет, и в какой степени они выполняются в современных общеобразовательных программах по физической культуре.
I. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в советский период.
Современная программа — это документ, в котором по каждому учебному предмету должен быть отражён объём знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению и распределённых по годам обучения. В программе обязательно должны быть объяснены цели и задачи обучения. В пояснительной записке должны содержаться характеристика структуры программы и основные организационно-методические моменты проведения занятий. Необходимо отражать в ней и особенности средств, методов и форм обучения учащихся разного возраста. [7]
Наряду со своими собственными целями и содержанием учебного материала каждый школьный предмет должен способствовать достижению общей цели, стоящей перед современной общеобразовательной школой, учитывать её основополагающие принципы дальнейшего развития, нашедшие своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Кроме этого, программа должна строиться на таких принципах, как научность (учёт современных научных данных), соответствие программного материала уровню знаний, умений и развития учащихся данного возраста, достигнутому на предыдущей ступени обучения; взаимосвязь между учебными предметами; влияние учебного материала на разностороннее развитие личности.
Одно из основных требований к школьным программам — определение того, что должно быть достигнуто по каждому предмету в каждом классе (или группе классов) в обучении и развитии учащихся, в подготовке их к творческой деятельности, к жизни. В совокупности всё это должно соответствовать государственным образовательным стандартам, предъявляемым к учащимся, оканчивающим начальную, основную и среднюю школу (В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, 1993). Об этом же пишет и Ю. А. Янсон (2004, с. 76): «…каждая из программ должна обязательно включать Российский образовательный стандарт по физической культуре: 1) обязательный минимум содержания образования по физической культуре и 2) требования к уровню подготовки обучающихся».
Всему перечисленному должны отвечать и программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ. В них обязательно должны быть представлены цели и задачи физического воспитания детей каждого возрастного периода, а также цели и задачи школьного предмета «Физическая культура».
Предмет «Физическая культура» (а значит, и учебная программа по нему) должен отражать основные составляющие (блоки) физической культуры, накопленные человечеством.
Прежде всего (первый блок) — это совокупность жизненно важных двигательных умений и навыков, в число которых входят способы:
1) передвижения (циклические и ациклические локомоции; среди них ходьба, бег, бег на приспособлениях, плавание, прыжки и т. п.);
2) баллистические (метательные) движения на дальность и на точность; 3) акробатические и гимнастические упражнения, в том числе упражнения на гимнастических снарядах;
4) единоборства (включая восточные);
5) подвижные и спортивные игры.
Второй блок — это способы совершенствования личности, развития различных систем организма. К ним относятся упражнения, развивающие координационные и кондиционные способности учащихся, умения и навыки, заимствованные из различных видов спорта.
Третий блок — основы знаний, которые дают представление о сущности физической культуры, её значении для развития организма, укрепления здоровья, воспитания волевой и нравственной сферы личности.
Четвёртый блок — способы самостоятельного осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. [14]
Начиная с первых лет существования советской школы физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах – девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю.
Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период организовывались лагеря, санатории для городских школьников. В 20-е годы группа научных работников и врачей (Головинский Н. В., Игнатьев В. Е., Гориневский В. В. и др.) приступила к научному обоснованию советской системы физического воспитания.
В 1919г. разработано содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Основу программ составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской, в том числе: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры.
Идеи пролетарского культа легли в основу «Схематической программы физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры». Набор средств имел четко выраженную воспитательно-поддерживающую направленность. [14]
В 1927 г. Наркомпрос утвердил первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени. В них были выделены следующие разделы: цели, задачи, средства и методы физического воспитания, ориентировочные учебные нормативы. Количество уроков не менее 2-3 в неделю. Кроме урочных форм рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии. Основу данных программ составляла гигиеническая направленность процесса физического воспитания.
Основными принципами советской системы школьного физического воспитания в 30-е годы становятся политизация, военизация и трудовая направленность. Важным фактором, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР. В начале 1934 г. комплекс БГТО вошел в практику работы по физическому воспитанию. [3]
В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы включал физические упражнения, теоретические знания, физкультурно-организационные и санитарно-гигиенические навыки, учебные нормативы.
В 30-е годы уже около 90 % учащихся были охвачены обязательными физкультурными занятиями – школьными уроками.
Обострение военно-политической обстановки в Европе обусловило необходимость слияния процессов физического воспитания и военной подготовкой.
В 1942/43 учебном году в средних школах и техникумах была введена военно-физическая начальная и допризывная подготовка учащихся. Это было зафиксировано в учебной программе 1942 г., в которой было провозглашено единство процесса военной подготовки и физического воспитания. На военно-физическую подготовку в I–II классах отводилось 33 ч, в III–IV — 66 ч, в V–VII классах — 99 ч в учебный год. Для учащихся VIII, IX и X классов выделялось соответственно 3, 4 и 5 ч в неделю. Как видно, число обязательных уроков в начальной школе явно занижено в соответствии с современными предложениями, а вот число часов, отводимых на обязательные занятия по физической культуре, начиная с V класса, является для многих государств, в том числе общеобразовательных учреждений Российской Федерации, недосягаемой пока мечтой. Содержанием материала в программе 1942 г. были только естественные виды движений. Для всех школ была обязательной гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10-15 минут. [3]
Главной задачей программы 1947 г. стала задача укрепления здоровья детей, подорванного в период войны с Германией. В содержание занятий были включены естественные виды движений, единоборства, акробатика, подвижные игры, лыжи. Предложенный материал был обязательным для всех. В пояснительной записке, среди ранее высказанных рекомендаций, имеющихся в предыдущих программах, впервые сделаны пояснения о биологических и психологических особенностях детей разного школьного возраста, которые надо учитывать при организации дифференцированного подхода в процессе обучения. Данная государственная программа, как и многие последующие, вплоть до самых современных, была разработана сотрудниками Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР, впоследствии НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, а сейчас Института возрастной физиологии РАО.
В учебной программе 1954 г. большее внимание, чем в предыдущих программах, обращено на спорт, чему, несомненно, способствовали и выход спортсменов СССР на международную арену, и идея занять в спортивном движении одно из лидирующих мест. Наряду с упражнениями, которые были включены в содержание программы 1947 г., в данной программе гимнастика и лёгкая атлетика выделяются в самостоятельные разряды. Очередным новшеством программы 1954 г. следует признать акцент на обучение, признание образовательных задач в качестве ведущих. К новым элементам программы относятся специальные комплексы упражнений для девушек-старшеклассниц, включающих элементы танцев и художественной гимнастики, но и были уменьшены дистанции в беге, упрощены упражнения на выносливость и др.
В 1960 г. была введена новая программа, состоящая из двух частей. Первая часть программы содержала материал, обязательный для всех общеобразовательных школ: теоретические сведения по гигиене физических упражнений и учебный материал по разделам «Гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Лыжный спорт», «Подвижные игры» и «Баскетбол». [4]
Во второй части программы содержался материал для углублённого освоения одного из перечисленных видов спорта, избранного школой. В этой программе, как и в предыдущей, акцент делался на качестве освоения учениками программного материала, т. е., по сути, эту программу можно также отнести к разряду образовательных. Учебные нормативы в ней были обращены только к учащимся VIII–X классов.
Спортивный акцент явно просматривается в новой программе 1967 г. Как и предыдущая, она состояла из двух разделов: основного материала и материала по выбору.
В содержание основного материала входили упражнения из гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр (ручной мяч и волейбол) и лыжной подготовки. Материал по выбору составляли упражнения по плаванию, баскетболу, конькам, спортивной борьбе, художественной гимнастике. [4]
На вторую часть предназначалось 12 ч. По сравнению с предыдущими возрастными ступенями, в старших классах был уменьшен объём нового материала для освоения. В то же время интенсивность применяемых упражнений была увеличена. Пояснительная записка к программе содержала такую запись: «По своему характеру уроки физической культуры в известной степени должны приближаться к спортивной тренировке».
В 1975 г. вышла в свет очередная программа, получившая название «усовершенствованная». Из неё исключили материал по выбору, а оставили только основной материал, состоящий из следующих видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры (ручной мяч, баскетбол), борьба классическая и лыжная подготовка. В раздел лёгкой атлетики, кроме традиционных циклических и ациклических локомоций, метательных движений, было введено изучение современных способов прыжков и метаний, преодоление полосы препятствий. В первый раз в этом же разделе находится кроссовый бег и бег по пересечённой местности.
Из спортивных игр предпочтение отдавалось освоению упражнений игры в ручной мяч, навыки которой, по мысли разработчиков, больше соответствуют сдаче норм ГТО. В программе обращено внимание также на специфику обучения девушек и юношей. Первым были предложены в разделе «Гимнастика» упражнения художественной гимнастики, а вторым — упражнения в разделе «Борьба».
Вышедшая в 1983 г. новая программа обращала внимание учителей на необходимость усиления физической подготовленности учащихся.
В содержание занятий по этой программе входили: теоретические сведения, гимнастика, лёгкая атлетика, элементы спортивных игр (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол), лыжная подготовка (или как эквивалент кроссовая или конькобежная подготовка), плавание (при наличии условий), борьба. В программу впервые был включён новый раздел — «Навыки и умения самостоятельных занятий».
В материалах по реформе общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.) был поставлен вопрос о необходимости организации ежедневных занятий по физической культуре. Решить данную задачу на основе лишь урочных занятий не представлялось возможным. Так возникла идея разработки Комплексной программы, которая включала все формы физического воспитания в школе и являлась единой системой, основанной на Всесоюзном комплексе ГТО. [5]
Содержание программы включало четыре взаимосвязанные части: 1) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня; 2) программный материал для уроков физической культуры; 3) внеклассные формы физического воспитания; 4) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Содержание программного материала уроков физической культуры составляли те же разделы, что и в предыдущей программе, исключением явились учебные нормативы, которые были повышены.
Впервые в данной программе нашли отражение: 1) сведения о примерном объёме двигательной активности, который учащиеся должны освоить во время урочных и внеурочных форм занятий; 2) примерные упражнения по развитию двигательных качеств для самостоятельных занятий. [3]
II. Развитие программ по физической культуре в общеобразовательной школе в постсоветский период (1992 – 2000 гг.).
В 1992 г. была разработана и принята школьная программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей» (авторы: В.И. Лях, Г.Б. Мейксон).
Впервые программное и нормативное содержание школьной программы не увязывается с комплексом ГТО. Вводится базовый (обязательный) и вариативный (дифференцированный) компонент учебного материала. Его соотношение в учебной программе рекомендуется как 60-75 % для базовой части, 25-40 % - для вариативной. Объем организованной двигательной активности учащихся должен составлять 7-12 часов в неделю для юношей, 4-9 часов для девушек.
С середины 90-х годов возможности внедрения авторских программ в практику школьного физического воспитания значительно расширяются.
«Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 классов)» под редакцией Матвеева А. П. (1995 г.) характеризовалась акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системой знаний умений и навыков. В соответствии с целью школьного физкультурного образования в программе выделялись три этапа обучения:
1. «Учись у учителя», для учащихся младших классов (уровень начального физкультурного образования);
2. «Учись вместе с учителем» (уровень неполного физкультурного образования);
3. «Учись быть учителем» (уровень полного физкультурного образования).
Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.
Учебные занятия, согласно этой программе, строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов в 1996 г. предусматривала решение следующих задач: укрепление здоровья, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание самостоятельности и сознательности при занятиях физическими упражнениями; воспитание нравственных и развитие психических качеств и свойств личности.
Программа содержит комплексный подход в оценке физической подготовленности детей школьного возраста – важного компонента показателя здоровья.
Попытка решения задач физического воспитания школьников средствами одного вида спорта реализована в «Программе физического воспитания учащихся 1-11 классов», основанная на одном виде спорта (баскетбол). Авторы разработки Е.Н Литвинов, Е.М Виленский, Б.И Туркунов.
Спортивная направленность программы входит в противоречие с реализацией прикладной функции школьного физического воспитания, т.к. не учитывается соотношение базового и вариативного компонентов программы.
Информация о работе Развитие программ по физической культуре