Развитие навыков метания у детей 5 года жизни в цроцессе использования подвижных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности развития навыков метания у детей 5 года жизни в процессе использования подвижных игр.
Задачи исследования:
1. дать анализ психолого-педагогической литературы по обучению
дошкольников навыкам метания с использованием подвижных игр.
2. изучить особенности формирования навыков метания у дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……….........3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕТАНИЯ У ДЕТЕЙ 5 ГОДА
ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОДВИЖНЫХ ИГР

1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по
обучению дошкольников навыков метания с
использованием подвижных игр…..………………………7
1.2 Особенности развития навыков метания у детей 5 года
жизни…………………………………………………………
1.3 Обучение детей 5 года жизни навыками метания с
использованием подвижных игр……………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Халитова Гульназ Развитие навыков метания у детей 5 года жиз.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

       Бросок  о землю должен выполнятся вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает, и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде.

       Мяч, брошенный вверх или отскочивший  от земли, ловят двумя руками одновременным  хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем или сверстником, надо ловить, не прижимая к груди, стараться встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди.

     Характерным для детей  данного возраста является то, что они правильно воспринимают указания воспитателя и выполняют упражнения в соответствии со своими возможностями – подбрасывают  мяч невысоко   (на 50-60 см), меняют позу, направляют руки в сторону летящего мяча, что свидетельствует о  значительном совершенствование координации движений [15., 25-28.].

       Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью могут служить ящик, пенек, корзина, вертикальной – щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п. В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способом метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку – одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. При этом младшие дети охотнее используются способом метания согнутой рукой от плеча, старшие чаще бросают из-за головы.

       В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и  левой рукой – это важно  для гармоничного развития обеих  рук, для профилактики появления  нарушений осанки. Маленьким детям  воспитатель помогает взять мяч или другой предмет указанной рукой, иногда даже вкладывает его в руку малыша и направляет затем его движение.

         Организация упражнений в метании  проходит следующим образом: справа (слева) от метающего стоят  ведерки или коробки с равным числом мячей или мешочков, которые ребенок берет правой (левой) рукой. Однако и в этом случае некоторые дети берут мяч правильно, но потом перекладывают его в более привычную к метанию руку. Обычно это чаще встречается у детей, умеющих уверенно метать и уже определивших «сильнейшую» руку (она может быть как правой, так и левой). Воспитателю надо внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой.

     Метание в даль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Малыши, так же как и при метании в цель, чаще метают предмет движением руки от плеча, предварительно согнув руку и не выпрямляя ее при броске. Часто бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5-1 м). детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому воспитатель предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Младшие дети располагаются на расстоянии 1 м от веревки, старшие отходят дальше, примерно на 2-3 м. сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, хорошо метающего.

     Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо  с предварительным замахом, снизу, сверху, вдаль метают мячи, мешочки  с песком, шишки, снежки; у водоема дети с увлечением бросают в воду мелкие камешки «кто дальше»; в лесу, на лугу используют длинные травинки, метая их, как копье. Мягкие и мелкие предметы – мячи, желуди, каштаны – можно метать снизу с заданием «кто бросит выше». Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6 см, средних размеров диаметром 8-12 см, большие мячи диаметром 18-20 см. для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи. Проведение упражнений в катании, бросании и ловле возможно в условиях группы, в ненастное время метание в цель проводится в зале. Однако для этих движений наиболее удобны участок, спортивная площадка, где можно не опасаться попасть в окно. Упражнения в метании вдаль проводятся только на участке. Особенно полезно организовать упражнения и игры с мечами на прогулке за пределами участка, когда используются разнообразные природные материалы: еловые и сосновые шишки, желуди, камешки, прутья-дротики и другие.

     Игры  с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.

     Движения рук способствуют также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающее» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, беге или в прыжке.

     Опыт  передовых воспитателей показывает, что наилучшие результаты получаются в том случае, когда удается  создать у детей хорошее, настроение. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Физическое  воспитание - одно из необходимых условий  правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства  дает человеку физическую закалку, воспитывает  ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство  дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр.

       В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

       Метание - естественный вид физических упражнений, широко используемый человеком с  древних времен. До изобретения лука со стрелой и огнестрельного оружия охота с помощью копий, дротиков была одним из главных способов добывания пищи нашими предками. Еще в Древней Греции метание копья входило в число видов классического пятиборья. Греческие юноши соревновались в метании диска, толкании тяжелых камней. В настоящее время метание диска, молота, копья и толкание ядра входят в программу Олимпийских игр и всех комплексных соревнований по легкой атлетике.

       Метание играет важную роль в формировании растущего организма. Метание развивает  силу и ловкость,  способствует гармоничному развитию и укреплению мышц рук, плечевого   пояса,   туловища.   Метание   -   естественная   потребность   детей   самого различного возраста, с интересом занимающихся метанием камней, дротиков, мячей, любящих игры с элементами бросания и ловли.

       Взрослым  достаточно лишь поддержать и развить  этот естественный интерес у детей. А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева - авторы учебника по теории и методике физического воспитания подчеркивают, что в средней и старшей группах разнообразные упражнения по метанию (подбрасывание, бросание и ловля, метание на дальность, в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными; мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами метания. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах вырабатывают постепенно доступную детям технику метания. В помещении и на участке детям должны быть предоставлены кольцебросы, кегли, городки, серсо и т.д.

       Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с  положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. 

 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аганянц Е. К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков / Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью, КГИФК. – 1991. – с 5-16.
  2. Аганянц Е. К., Бердичевская Е. М. с соавт. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах // Природа, общество, человек: вестник Южно-Российского отделения Международной Академии наук высшей школы. – Краснодар. – 2006, №1(4), с. 22-24.
  3. Андриянова Е. Ю. Развитие выносливости в дошкольном возрасте // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2001.- № 3– с.55.
  4. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с., ил.
  5. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.: Просвещение, 1983. – с. 83.
  6. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 264 с.
  7. Глушкова Г.В.Организация физического воспитания детей в семье: ключевые ситуации // журнал Ребенок в детском саду, № 1,2,5,2004 - 21
  8. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой, М., Просвещение, 2002, 96 с.
  9. Гришин В.Г. Серсо в детском саду, М, Просвещение, 2005, 63 с.
  10. Детство. Программа для развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 2-е перераб. – СПб.: Акцидент, 1996 – 224 с.
  11. Ермоленко Е. К. Возрастная морфология детей преддошкольного о дошкольного возраста.: Уч. Пос. для студентов институтов физкультуры – Краснодар, 1996. – 196 с.
  12. Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 256с., ил.
  13. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. / Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. – М.: АРКТИ, 2000. – 88 с.
  14. Здоровье. Программа по физической культуре в детском саду: Программно-методическое издание 2-е доп., - Ставрополь, 1991. – 76 с.
  15. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа // Дошкольное воспитание – 1995, №6, с. 25-28.
  16. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Уч. пос. для студентов пед. институтов, изд. 2-е испр. и доп., - М.: Просвещение, 2008. – 272 с., ил.
  17. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. Просвещение 1998г — 278 с.
  18. Лесгафт П.Д. Руководство по физическому воспитанию детей. – М.: Просвещение, 1951. – с. 56.
  19. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
  20. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения / Автор-составитель Н. А. Ноткина. – СПб.: ЛОИУУ, 1995. – 64с.
  21. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Уч. пос. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 308 с.
  22. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пос. для воспитателя подготовительной к школе группы, 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2004. – 159 с., ил.
  23. Шишкина В.А. движение + движение. – М.: Просвещение, 1992. – с. 3-4.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 

Информация о работе Развитие навыков метания у детей 5 года жизни в цроцессе использования подвижных игр