Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:52, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности развития навыков метания у детей 5 года жизни в процессе использования подвижных игр.
Задачи исследования:
1. дать анализ психолого-педагогической литературы по обучению
дошкольников навыкам метания с использованием подвижных игр.
2. изучить особенности формирования навыков метания у дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……….........3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕТАНИЯ У ДЕТЕЙ 5 ГОДА
ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по
обучению дошкольников навыков метания с
использованием подвижных игр…..………………………7
1.2 Особенности развития навыков метания у детей 5 года
жизни…………………………………………………………
1.3 Обучение детей 5 года жизни навыками метания с
использованием подвижных игр……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………
По мнению психологов: маленький
ребенок – деятель! И
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения-первые истоки смелости, решительности маленького ребенка. [23., 3-4].
А. И. Быкова, разрабатывая проблему развития движений детей дошкольного возраста, обосновала и «раскрыла процесс обучения детей движениям — его значение, содержание, организацию и методы. Она подчеркнула воспитывающий характер обучения, его своеобразие, которое она видит в тесной связи с игрой, «широком применении игровых приемов в занятиях с детьми, эмоциональности их проведения» [20., 28].
Одной из первых работ по формированию двигательных навыков у детей является исследование Д. В. Хухлаевой, определившей значение и соотношение методических приемов обучения в формировании двигательных навыков у детей [17].За последние десятилетия совершенствованию содержания, организации, методов обучения в процессе физического воспитания были посвящены исследования Э. И. Адашкявичене, Л. В. Артемовой, Е. Н. Вавиловой, М. П. Голощекиной, А. В. Кенеман, Л. М. Коровиной, Л. В. Кармановой, и др. [6.]. По определению отечественных психологовЛ.С. Выгодского (1994), А.В. Запорожца (1986), А. Н. Леонтьева (1959), Д. Б. Эльконина (1978), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А. В. Запорожец 1986). Подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижным играм, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому большинство этих игр связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.
Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Подвижная игра выделяется наиболее высокой степенью эмоционального и физиологического подъема. Увлечение детей содержанием и процессом игры нередко с наличием соревновательных моментов, быстрота и точность двигательных реакций на сигналы игровой обстановки, требующих сообразительности и самостоятельности регуляции движений, — все это является кульминацией подъема жизненных сил ребенка.
Метание развивает силу и ловкость, способствует гармоничному развитию и укреплению мышц рук, плечевого пояса, туловища. Метание - естественная потребность детей самого различного возраста, с интересом занимающихся метанием камней, дротиков, мячей, любящих игры с элементами бросания и ловли. Взрослым достаточно лишь поддержать и развить этот естественный интерес у детей. А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева - авторы учебника по теории и методике физического воспитания подчеркивают, что в средней и старшей группах разнообразные упражнения по метанию (подбрасывание, бросание и ловля, метание на дальность, в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными; мяч предоставлен детям в свободное пользование [17.,55]. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами метания. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах вырабатывают постепенно доступную детям технику метания. В помещении и на участке детям должны быть предоставлены кольцебросы, кегли, городки, серсо и т.д.
Многие исследователи (Кокарева О.И., 1997; Коровина Л.М., 1970, Сте-паненкова Э.Я., 1973, 1983, Тимофеева Е.А., 1976, Чепуркина А.А., 1992; Шей-ко М.К.,1992) констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния [6., 64].
Другая группа исследователей (П.Ф. Лесгафт, 1987, Е.А. Аркин, 1968, В.И. Прокопенко, 1994) [13] считают, что подвижная игра является не только средством гармонического развития ребенка, но и «школой жизни», что делает игру социально и биологически необходимой для формирования личности.
Использование подвижных игр создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, представляет возможности для проявления личных интересов и способностей. Естественно,
что достичь этих результатов возможно при условии не насильственного стимулирования моторного развития. В.Г.Гришин, автор пособий «Игры с мячом и ракеткой», «Серсо в детском саду» предлагает систему игр, способствующих овладению дошкольниками техникой метания [8.].
В книге «Теория и методика
физического воспитания и
Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях в подвижных играх способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мысленную и эмоциональную сферу.
Организация двигательной и
В подвижные игры следует
Индивидуальные особенности
Важную роль в индивидуальной
работе с ребенком играют
В ходе ознакомления с литературой по данной теме авторы исследования убедились, что существует достаточно много подвижных игр для развития навыков метания у дошкольников. Это подтверждает Шишкина В.А. «Движения + движения», Вавилова Е.Н. «Учить прыгать, бегать, лазать, метать», Быкова А.И. «Обучение детей дошкольного возраста основным движениям» и другие.
В среднем дошкольном возрасте продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние собственные замыслы детей. Но полная реализация их пока ещё возможна лишь с помощью взрослого.
В развитии основных движений детей происходят заметные качественные изменения: возрастает естественность и легкость их выполнения. На этом фоне воспитателю необходимо особое внимание обращать на индивидуальные проявления детей к окружающей их действительности, воспитывать устойчивый интерес к различным видам движений, к выполнению элементов выразительного образа двигательного действия.
Ребенок 5 года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физических упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но не соразмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убежден в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий.
Вырабатывается и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличии от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и о способах их достижения.
Вот почему так важно демонстрировать на занятиях целостную, законченную программу изучения движения с помощью взаимодействующих методов. Это позволяет формировать у пятилетнего малыша обобщенные представления о возможностях выполнения основного движения для включения его в различные виды деятельности, пи постановке и решении других целей и задач, устанавливать простые связи между некоторыми из них.
Усложнение деятельности и обогащения опыта влияют на развитие всех психических процессов. Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретает все более устойчивый характер, совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается преднамеренное запоминание и припоминание. Дети начинают различать виды движений, частично научаются выделять некоторые их элементы. Все это обуславливает вполне преднамеренный и произвольный характер движений детей. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, выполнению движения в соответствий с образцом.
На пятом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные простые движения, делает большие успехи в прыжках, метании и беге.
В физическом воспитании дошкольников, начиная со средней группы, на первый план выдвигаются учебные мотивы, задачи овладения детьми определенной техникой движения. Однако учебная деятельность в это время еще тесно переплетается с игрой.
В средней группе детьми уже накоплен опыт обращения с мячом, поэтому двигательные задания усложняются. Катают они мячи, шарики в более узкие воротики (шириной до 40 см), по узкой дорожке длинной 2-3 м, образованной шнурами, палками. Воспитатель напоминает, что мяч надо отталкивать пальцами рук, предварительно оценив направление его движения, и постараться рассчитывать силу толчка. Катание сочетается с заданием попасть в поставленный на дорожке предмет: кеглю, кубик, набивной мяч. При скатывании с горки также можно предложить попасть в предмет, что потребует более точного ритма, глазомера. В соответствии с умениями детей изменяются и задания. Точно и уверенно катающим мячи расстояние до цели увеличивается до 2,5-3 м.
Дети средней группы пытаются самостоятельно организовать игры, используя имеющиеся навыки в катании мяча. Воспитателю в случае необходимости нужно помочь детям определить реальное доступное расстояние до расставленных по дорожке кеглей, обозначить чертой место, от которого играющие должны катить мяч или шарик. Педагог показывает и объясняет, что при катании большого мяча его отталкивают двумя руками, а маленький мяч или шарик удобнее катить одной рукой, вытягивая ее вслед за мячом, как бы провожая его к цели.
Бросание мяча вверх дети должны выполнять более свободно, мягкими движениями кисти. Хорошо овладевшим этим движением можно считать того, кто сумеет без остановки и потери мяча бросить и поймать его не менее 3-4 раз. Надо продолжать учить детей рассчитывать силу толчка и высоту броска, чтобы они сумели, например, ловить и бросать мяч под счет воспитателя.