Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:52, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности развития навыков метания у детей 5 года жизни в процессе использования подвижных игр.
Задачи исследования:
1. дать анализ психолого-педагогической литературы по обучению
дошкольников навыкам метания с использованием подвижных игр.
2. изучить особенности формирования навыков метания у дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……….........3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕТАНИЯ У ДЕТЕЙ 5 ГОДА
ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по
обучению дошкольников навыков метания с
использованием подвижных игр…..………………………7
1.2 Особенности развития навыков метания у детей 5 года
жизни…………………………………………………………
1.3 Обучение детей 5 года жизни навыками метания с
использованием подвижных игр……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………
После того, как дети научились бросать мяч о землю и ловить его, воспитатель предлагает отбивать мяч о землю несколько раз подряд без остановки двумя, а затем и одной рукой. В этом движении надо объяснить и показать детям, что мяч следует встречать ладонью с разведенными пальцами, как бы обхватывая и несколько задерживая мяч, мягко давить на него сверху. Дети часто допускают ошибку, хлопая по мячу напряженной ладонью с сомкнутыми напряженными пальцами.
Более уверенно и точно дети 4-5 лет бросают мяч друг другу и ловят его, что позволяет чаще включать это движение в игры. Так, ребята могут перебрасывать мяч по кругу, стоя на расстоянии 1,5 м друг от друга. Надо напомнить им, что при ловле мяч, следует вытягивать руки вперед, как бы встречать летящий мяч, а затем, поймав, мягким движением сгибать руки, подтягивая мяч к себе, но не прижимать его к груди.
У детей средней группы улучшается координация движения, умение придать силу броску. Это позволяет воспитателю уточнить некоторые элементы техники: стоять надо по направлению броска, ноги расставить; при броске от груди несколько отклониться назад и, распрямляя одновременно обе руки, выпрямиться и толкнуть мяч вперед; при броске из-за головы руки с мячом отвести назад за голову, слегка прогнуться в пояснице, затем быстрым движением выпрямить туловище и руки, послать мяч вперед вверх.
Воспитатель объясняет и показывает детям правильную позу при метании, обращает их внимание на исходные положения, хотя и не добивается непременного выполнения всех указаний. При метании правой рукой вдаль назад слегка оставляется правая нога, и туловище слегка поворачивается также вправо. При метаний вдаль левой рукой соответственно меняется и исходное положение. Воспитатель одобряет тех, кто правильно, без остановки выполняют замах и бросок.
По сравнению с младшей группой увеличивается расстояние до цели 2-2,5 м, а при метании вдаль к концу года дети должны бросать мяч на расстояние не менее 3,5 м «слабой» рукой и на расстояние 6,5 – «сильной» рукой. Надо отметить, что среди детей всегда есть те, которые дольше бросают левой рукой, хотя могут рисовать, есть правой.
Дети 4-5 лет могут бросить мяч о стену и поймать его, хотя поначалу трудно соразмерить силу толчка с возможностью поймать отскочивший мяч. Они то бросают слишком вяло, и мяч падает у стены; то бросают сильно и резко, и мяч отскакивает через голову. Эти упражнения дети выполняют индивидуально, многие из них еще присматриваются к движению.
Таким образом, работа над этим пунктом исследования помогла раскрыть особенности развития навыков метания у детей 5 года жизни в процессе использования подвижных игр, что поможет спланировать опытно – экспериментальную работу с учетом этих особенностей.
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.
Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнять в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре. [3].
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей [12., 66].
Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Одновременность развития двигательных качеств при ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом также ловко, быстро, технически правильно [14., 56].
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития ребенка. В этом возрасте вес увеличивается за год в среднем на 1,5-2кг, рост - на 6-7 см. К пяти годам средний вес ребенка достигает 17,5-19 кг, рост – 107-110 см, окружность грудной клетки – 54 см.
Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических принципов. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к количественным и качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций.
Постепенно повышающиеся требования позволяют сохранять у детей интерес к заданиям, стремление улучшать свои показатели, не останавливаться на достигнутом. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Для прочного закрепления движений их необходимо повторять, постепенно усложняя. Недостаточно освоенные детьми движения не следует включать в подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты. Эмоциональное напряжение в игре, стремление выполнить правила и добиться успеха (попасть в цель) вынуждает детей использовать привычные для них движения не всегда с правильной техникой их выполнения: метают в движущуюся цель только правой рукой и т. п.
Во время разучивания движений необходимо сначала объяснить и показать правильные приемы выполнения, следить, чтобы дети были внимательны. При повторении уточнить наиболее трудные для усвоения элементы. Малышей надо чаще подбадривать, действия, выполняемые ими, оценивать положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в достижении результата. К старшим следует предъявить требования к качеству движений, проявлению активности, инициативы [7,21].
Своевременное и правильное освоение детьми движений достигается не только показом техники выполнения задания, но и использованием ориентиров. Показ вызывает лишь зрительный образ упражнения, но не дает мышечных ощущений, которые возникают при правильном выполнении движений самими детьми. Поэтому применение различных ориентиров необходимо.
В некоторых случаях в процессе обучения необходима непосредственная помощь воспитателя для уточнения положения отдельных частей тела ребенка, для получения им правильных мышечно-двигательных ощущений. Педагог, например, помогает ребенку принять требуемое исходное положение при лазанье, поправляет положение руки при замахе. Однако такая помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к ней, действовал самостоятельно. При усвоении движений следует воспитывать у детей стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели.
Обучая детей основным движениям, нельзя забывать при этом о решении воспитательных задач, стремиться к тому, чтобы дети учились проявлять выдержку, настойчивость, смелость, могли оказать помощь товарищу, научить его правильным движениям. В то же время необходимо хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы, чтобы предлагаемые упражнения соответствовали возможностям каждого ребенка.
Индивидуальные особенности развития двигательной сферы ребенка, предрасположенность к какому-нибудь движению или проявлению качества (быстроты, ловкости, выносливости) поддаются педагогическим воздействиям.
Дети, стремящиеся к малоподвижным играм и занятиям (рисованию, рассматриванию иллюстраций в книгах), заставляют педагога искать возможные пути и методы их активизации, повышения интереса к двигательной деятельности. Полезно объединить в играх активных и пассивных детей, т. е. воспитатель помогает создать игровые группировки детей. Но делать это надо тактично. В играх и упражнениях можно объединить детей не только с различным уровнем развития движений, но и с одинаковым.
В первом случае, когда объединяются дети с разным уровнем развития двигательных умений, возможно взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного. Дети видят удачные приемы действий, многократно наблюдают лучший образец. Особенно целесообразны такие группировки при метании в цель.
Во втором случае, когда двигательные умения сходные (они могут быть как низкого, так и высокого уровня), играющие имеют равные возможности добиться успеха. Робкие и нерешительные дети, не умеющие быстро и ловко бегать, среди таких же сверстников приобретают уверенность, у них появляется желание научиться действовать активно, быстро.
Методика обучения. Сначала обучают детей подготовительным упражнениям (катание, прокатывание, скатывание и др.), а затем уже более сложным видам (метание на дальность и в цель) [19., 26].
Метать можно правой, левой рукой и двумя руками. Метание может выполняться из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, лежа, с разбега) и в разных направлениях: вперед, вперед-вверх, в сторону, вверх, вниз, назад. Метание одной рукой выполняется следующими способами: «из-за спины через плечо», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сверху», «прямой рукой сбоку». Двумя руками можно метать способами: «снизу», «от груди», «от плеча», «из-за головы», «сбоку».
Метание требует развитых мышц, плечевого пояса и определенной крепости связок и суставов. В связи с этим в дошкольных учреждениях большое место занимают подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание, «искоса плеча». Подготовительные упражнения развивают глазомер, силу, умение бросать мяч в определенном направление и другие качества, необходимые для метания на дальность и в цель. Эти упражнения выполняются правой и левой рукой, чтобы равномерно развивать все группы мышц.
Катание – полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пяльцами обеих рук одновременно. Более сложное умение – катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным. Постепенно увеличивается расстояние: с 1 м – в младшей группе, до 2 м – в средней группе.
Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле меча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке. При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска – снизу, сбоку, от плеча. Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Это движение малыши не всегда выполняют одновременно обеими руками, не соблюдают нужного направления. Детям, затрудняющимся бросить мяч, воспитатель помогает: встает за ребенком и, держа его руки с мячом, выполняет вместе с ним бросок мяча вниз или вверх. Бросание в произвольном направлении сопровождается бегом за мячом. Постепенно воспитатель учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены. В индивидуальных упражнениях ребенок бросает мяч воспитателю, который сможет поймать и неточно брошенный мяч, тогда как в игре двух маленьких детей часты неточные броски, бег за упавшим мячом отвлекает детей от основного упражнения.