Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:27, курсовая работа
Цель работы состоит в определении принципов и методов управления в области физической культуры, спорта, туризма нацеленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы, а также рассмотрении стратегии развития.
Реализация этой цели предусматривала решение следующих задач:
Определить категории, показатели, индикаторы социального здоровья населения, которые зависят от уровня и масштабов развития массового физкультурного движения в стране;
Выявить противоречия в организации физической культуры, вскрыть ее резервы в области укрепления здоровья населения;
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Физическая культура, спорт и туризм как объект социального управления
1.1 Сущность физической культуры, спорта …………………………………..5
1.2 Содержание и функции управления в сфере физической культуры, спорта и туризма……………………………………………………………………10
1.3 Система и административно-правовой статус органов управления физкультурой, спортом и туризмом……………………………………………..12
2. Основные направления и перспективы развития
управления в области физкультуры, спорта и туризма в РФ
2.1 Новые социальные требования к управлению физической культурой и спортом на современном этапе развития России………………………………16
2.2 Методы управления в сфере физкультуры, спорта и туризма…………...17
2.3 Меры поддержки и развития физической культуры и спорта………….19
2.4 Роль регионов в управлении физической культурой и спортом РФ…..22
3. Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области
3.1 Физическая культура и спорт в Пензенской области ……………………25
3.2 Проблемы развития физкультуры и спорта в Пензенской области……29
3.3 Стратегия развития физкультуры и спорта в регионе…………………..32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………
-
создание мощной спортивной
-
эффективная социальная и
- обеспечение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и процессов полной интеграции России в мировое сообщество;
-
создание новой идеологии
2.2
Методы управления в
сфере физкультуры,
спорта и туризма
Среди методов управления, которые могут находить применение в сфере физической культуры и спорта, необходимо выделить следующие:
1.
Методы экономического
2.
Централизованный плановый
3. Метод кредитования.
4. Метод хозяйственного расчета.
Методы экономического воздействия направлены на реализацию объективных экономических интересов. Материальное воздействие здесь выступает в 3-х формах:
- общественной;
- коллективной;
- индивидуальной.
К общественной форме в первую очередь относятся моральные стимулы. Методы воздействия на коллективные и индивидуальные интересы могут иметь как положительную направленность (стимулирование), так и отрицательную (санкции).
Централизованный плановый метод позволяет:
-
определить направления и цели
развития видов спорта и
-
правильно распределить
-
внедрить достижения научно-
- контролировать проведение и выполнение плановых заданий.
Характерная особенность этого метода - директивность, то есть обязательность выполнения установленных показателей и нормативов (Госзаказ). Поэтому этот метод иногда путают с административным.
Метод кредитования мало используется в физкультурном движении, но это прогрессивный метод. Основными его принципами являются:
1. Возвратность (если средства не возвращаются, то это финансирование).
2. Срочность возврата (то есть возврат в срок).
3.
Целенаправленность (строительство
спортсооружений, приобретение
4. Материальная обеспеченность (кредит обеспечивается залогом спортсооружения и продукцией).
5.
Повторность (новые кредиты
Хозяйственный расчет – это метод управления, обеспечивающий определенную хозяйственную самостоятельность спортивных организаций при условии выполнения плана. Он определяет обязательную самоокупаемость, рентабельность, взаимосвязь итогов деятельности с материальным поощрением [13, 160].
Хозрасчет
бывает полным и частичным (внутренним).
Полный хозрасчёт может обеспечить только
та организация, которая способна выполнять
договора и любые обязательства с внешними
и внутренними организациями.
2.3
Меры поддержки и развития
физической культуры
и спорта
Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает:
-
ежегодное финансирование
-
создание условий для
-
содержание физкультурно-
-
создание условий для
-
создание условий для
-
создание условий для широкого
использования средств
-
организацию физкультурно-
-
организацию лицензирования
-
поддержку внешнеэкономических
связей физкультурно-
Благоприятные условия для развития физической культуры и спорта реализуются посредством посредством:
1) увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;
2)
строительства новых и
3)
выделение ассигнований на
4) стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;
5)
поощрения меценатства и
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта могут осуществлять:
1)
разработку и реализацию
2) внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан различных возрастных групп на основе утвержденных нормативов физической подготовленности, в том числе требований всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;
3)
увеличение количества
4) разработку и реализацию календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организацию всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов;
5)
формирование органов
6)
обеспечение совместно с
2.4
Роль регионов в управлении
физической культурой
и спортом РФ
В России и в теории, и на практике делаются лишь первые шаги в реализации муниципальной спортивной политики, поэтому имеется целый ряд проблемных вопросов.
Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах федерации и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступления на чемпионатах разного уровня. В результате нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта высших достижений и «спорта для всех». В большом количестве и зачастую бесконтрольно финансовые ресурсы тратятся на проведение соревнований, развитие же материально-технической базы, обустройство спортивными сооружениями дворов и микрорайонов отодвигается на второй план. Это происходит, несмотря на то, что по положению спорткомитеты должны содействовать гражданам в реализации их прав на занятия физической культурой, спортом и туризмом, развитию сферы досуга, организационно и методически обеспечивать разнообразие физкультурно-оздоровительной деятельности различным слоям населения.
Негативные изменения в физкультурно-спортивном
движении в наиболее острой форме сказались
на состоянии здоровья сельского населения,
где утрачиваются не только современные,
но и народные, национальные системы физического
воспитания. В связи с этим, в первую очередь
надо решить вопросы строительства простейших
спортивных сооружений и ФОКов, а также
подготовки специалистов для работы в
сельской местности, особенно в сельских
общеобразовательных учреждениях. В приоритетном
порядке решить проблему обеспечения
общеобразовательных школ комплектом
спортивного инвентаря и оборудования.
Перед федеральными округами, субъектами
федерации, их органами власти стоит сегодня
ряд актуальных задач:
•
разработка эффективных систем управления
и организации физкультурно-
• формирование региональных и муниципальных бюджетов с учетом принципа приоритета физкультурно-спортивной работы в социальной политике местных властей;
• разработка конкретизированных региональных программ массового приобщения различных групп населения, в том числе детей, подростков, юношества, к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
•
разработка программ реконструкции
и строительства учебно-
Региональные
и муниципальные власти должны на
взаимовыгодных условиях привлечь трудовые
коллективы, первых руководителей конкретных
предприятий и учреждений к работе
по строительству физкультурно-
Необходимо
ввести в практику проведение региональных
и муниципальных смотров-
Для кардинального улучшения массового
физкультурного движения по месту жительства,
формирования здорового образа жизни
детей, подростков и молодежи необходимо
активизировать работу муниципальных
властей по созданию материально-спортивной
базы по месту жительства и определению
механизма оплаты инструкторов-методистов.
Информация о работе Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области