Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении принципов и методов управления в области физической культуры, спорта, туризма нацеленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы, а также рассмотрении стратегии развития.
Реализация этой цели предусматривала решение следующих задач:
Определить категории, показатели, индикаторы социального здоровья населения, которые зависят от уровня и масштабов развития массового физкультурного движения в стране;
Выявить противоречия в организации физической культуры, вскрыть ее резервы в области укрепления здоровья населения;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Физическая культура, спорт и туризм как объект социального управления
1.1 Сущность физической культуры, спорта …………………………………..5
1.2 Содержание и функции управления в сфере физической культуры, спорта и туризма……………………………………………………………………10
1.3 Система и административно-правовой статус органов управления физкультурой, спортом и туризмом……………………………………………..12
2. Основные направления и перспективы развития
управления в области физкультуры, спорта и туризма в РФ
2.1 Новые социальные требования к управлению физической культурой и спортом на современном этапе развития России………………………………16
2.2 Методы управления в сфере физкультуры, спорта и туризма…………...17
2.3 Меры поддержки и развития физической культуры и спорта………….19
2.4 Роль регионов в управлении физической культурой и спортом РФ…..22
3. Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области
3.1 Физическая культура и спорт в Пензенской области ……………………25
3.2 Проблемы развития физкультуры и спорта в Пензенской области……29
3.3 Стратегия развития физкультуры и спорта в регионе…………………..32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

спорт4.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

    -            создание мощной спортивной индустрии,  входящей в качестве составного  элемента в экономическую систему  новой России;

    -            эффективная социальная и физическая  реабилитация инвалидов; 

    -            обеспечение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и процессов полной интеграции России в мировое сообщество;

    -            создание новой идеологии освещения  в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов  физической культуры, спорта и  здорового образа жизни. 

    2.2 Методы управления в сфере физкультуры, спорта и туризма 

Среди методов управления, которые могут находить применение в сфере физической культуры и спорта, необходимо выделить следующие:

    1. Методы экономического воздействия.

    2. Централизованный плановый метод.

    3. Метод кредитования.

    4. Метод хозяйственного расчета.

    Методы  экономического воздействия направлены на реализацию объективных экономических интересов. Материальное воздействие здесь выступает в 3-х формах:

    - общественной;

    - коллективной;

    - индивидуальной.

    К общественной форме в первую очередь  относятся моральные стимулы. Методы воздействия на коллективные и индивидуальные интересы могут иметь как положительную направленность (стимулирование), так и отрицательную (санкции).

    Централизованный  плановый метод позволяет:

    - определить направления и цели  развития видов спорта и физической  культуры по регионам страны;

    - правильно распределить трудовые  и финансовые ресурсы;

    - внедрить достижения научно-технического  прогресса;

    - контролировать проведение и  выполнение плановых заданий.

    Характерная особенность этого метода - директивность, то есть обязательность выполнения установленных показателей и нормативов (Госзаказ). Поэтому этот метод иногда путают с административным.

    Метод кредитования мало используется в физкультурном  движении, но это прогрессивный метод. Основными его принципами являются:

    1. Возвратность (если средства не  возвращаются, то это финансирование).

    2. Срочность возврата (то есть возврат  в срок).

    3. Целенаправленность (строительство  спортсооружений, приобретение спортивного  инвентаря).

    4. Материальная обеспеченность (кредит  обеспечивается залогом спортсооружения и продукцией).

    5. Повторность (новые кредиты выдаются  при условии погашения ранее  выданных и уплаты процента  за пользование ими).

    Хозяйственный расчет – это метод управления, обеспечивающий определенную хозяйственную самостоятельность спортивных организаций при условии выполнения плана. Он определяет обязательную самоокупаемость, рентабельность, взаимосвязь итогов деятельности с материальным поощрением [13, 160].

    Хозрасчет бывает полным и частичным (внутренним). Полный хозрасчёт может обеспечить только та организация, которая способна выполнять договора и любые обязательства с внешними и внутренними организациями. 

2.3 Меры поддержки и развития физической культуры и спорта 

Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

    -      ежегодное финансирование мероприятий  в области физической культуры  и спорта, в том числе мероприятий  по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;

    -      создание условий для использования  физкультурно-спортивными организациями  и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

    -      содержание физкультурно-оздоровительных,  спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;

    -      создание условий для строительства  и содержания спортивных сооружений  по месту жительства граждан,  физкультурно-оздоровительных сооружений  в каждом муниципальном образовании  и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

    -      создание условий для увеличения  количества детско-юношеских спортивных  школ всех видов и типов,  клубов по месту жительства  граждан, детских и молодежных  спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

    -      создание условий для широкого  использования средств физической  культуры и спорта в целях  укрепления здоровья матери и  ребенка;

    -      организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

    -      организацию лицензирования деятельности  в области физической культуры  и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    -      поддержку внешнеэкономических  связей физкультурно-спортивных  организаций.

    Благоприятные условия для развития физической культуры и спорта реализуются посредством посредством:

    1) увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;

    2) строительства новых и модернизации  существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;

    3) выделение ассигнований на комплексные  научные исследования по проблемам  развития спорта высших достижений;

    4) стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;

    5) поощрения меценатства и благотворительности.

Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта могут осуществлять:

    1) разработку и реализацию программ  развития физической культуры  и спорта субъектов Российской  Федерации;

    2) внедрение физической культуры  и спорта в режим учебы, труда  и отдыха граждан различных  возрастных групп на основе утвержденных нормативов физической подготовленности, в том числе требований всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;

    3) увеличение количества спортивных  школ, центров и клубов всех  видов и типов и обеспечение  подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта;

    4) разработку и реализацию календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организацию всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов;

    5) формирование органов управления  физической культурой и спортом,  координацию из деятельности  и их взаимодействие;

    6) обеспечение совместно с федеральным  органом исполнительной власти  в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России и общероссийскими федерациями по различным видам спорта подготовки сборных команд Российской Федерации и сборных команд субъектов Российской Федерации и их выступлений на всероссийских и международных спортивных соревнованиях. 

2.4  Роль регионов в управлении физической культурой и спортом РФ 

В России и в теории, и на практике делаются лишь первые шаги в реализации муниципальной  спортивной политики, поэтому имеется  целый ряд проблемных вопросов.

         Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах федерации и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступления на чемпионатах разного уровня. В результате нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта высших достижений и «спорта для всех». В большом количестве и зачастую бесконтрольно финансовые ресурсы тратятся на проведение соревнований, развитие же материально-технической базы, обустройство спортивными сооружениями дворов и микрорайонов отодвигается на второй план. Это происходит, несмотря на то, что по положению спорткомитеты должны содействовать гражданам в реализации их прав на занятия физической культурой, спортом и туризмом, развитию сферы досуга, организационно и методически обеспечивать разнообразие физкультурно-оздоровительной деятельности различным слоям населения.

       Негативные изменения в физкультурно-спортивном движении в наиболее острой форме сказались на состоянии здоровья сельского населения, где утрачиваются не только современные, но и народные, национальные системы физического воспитания. В связи с этим, в первую очередь надо решить вопросы строительства простейших спортивных сооружений и ФОКов, а также подготовки специалистов для работы в сельской местности, особенно в сельских общеобразовательных учреждениях. В приоритетном порядке решить проблему обеспечения общеобразовательных школ комплектом спортивного инвентаря и оборудования. 
Перед федеральными округами, субъектами федерации, их органами власти стоит сегодня ряд актуальных задач:

    •        разработка эффективных систем управления и организации физкультурно-спортивной работы;

    •        формирование региональных и муниципальных  бюджетов с учетом принципа приоритета физкультурно-спортивной работы в социальной политике местных властей;

    •        разработка конкретизированных региональных программ массового приобщения различных групп населения, в том числе детей, подростков, юношества, к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

    •        разработка программ реконструкции  и строительства учебно-спортивной базы образовательных учреждений, обеспечение  их необходимым оборудованием и инвентарем.

    Региональные  и муниципальные власти должны на взаимовыгодных условиях привлечь трудовые коллективы, первых руководителей конкретных предприятий и учреждений к работе по строительству физкультурно-спортивных сооружений и комплексов. Важно, чтобы эти комплексы использовались по назначению.

    Необходимо  ввести в практику проведение региональных и муниципальных смотров-конкурсов  на лучшую постановку массовой физкультурной, оздоровительной работы по месту  жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах. Материально и морально стимулировать все виды и формы физкультурно-спортивной деятельности, ведущих спортсменов трудового коллектива, города, района, региона. Пропагандировать, поддерживать, расширять шефство спортсменов, студентов спортивных вузов, сотрудников военных организаций и МВД над учреждениями образования, интернатскими учреждениями, детскими и молодежными объединениями.

         Для кардинального улучшения массового физкультурного движения по месту жительства, формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи необходимо активизировать работу муниципальных властей по созданию материально-спортивной базы по месту жительства и определению механизма оплаты инструкторов-методистов. 

Информация о работе Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области