Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении принципов и методов управления в области физической культуры, спорта, туризма нацеленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы, а также рассмотрении стратегии развития.
Реализация этой цели предусматривала решение следующих задач:
Определить категории, показатели, индикаторы социального здоровья населения, которые зависят от уровня и масштабов развития массового физкультурного движения в стране;
Выявить противоречия в организации физической культуры, вскрыть ее резервы в области укрепления здоровья населения;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Физическая культура, спорт и туризм как объект социального управления
1.1 Сущность физической культуры, спорта …………………………………..5
1.2 Содержание и функции управления в сфере физической культуры, спорта и туризма……………………………………………………………………10
1.3 Система и административно-правовой статус органов управления физкультурой, спортом и туризмом……………………………………………..12
2. Основные направления и перспективы развития
управления в области физкультуры, спорта и туризма в РФ
2.1 Новые социальные требования к управлению физической культурой и спортом на современном этапе развития России………………………………16
2.2 Методы управления в сфере физкультуры, спорта и туризма…………...17
2.3 Меры поддержки и развития физической культуры и спорта………….19
2.4 Роль регионов в управлении физической культурой и спортом РФ…..22
3. Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области
3.1 Физическая культура и спорт в Пензенской области ……………………25
3.2 Проблемы развития физкультуры и спорта в Пензенской области……29
3.3 Стратегия развития физкультуры и спорта в регионе…………………..32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

спорт4.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

 

     Содержание 

Введение …………………………………………………………………………….3

1. Физическая культура, спорт и туризм  как объект социального  управления

1.1 Сущность физической культуры, спорта …………………………………..5

1.2  Содержание и функции  управления в сфере  физической культуры, спорта и туризма……………………………………………………………………10

1.3 Система и административно-правовой  статус органов  управления физкультурой, спортом и туризмом……………………………………………..12 

2. Основные направления и перспективы развития

управления  в области физкультуры, спорта и туризма в РФ

2.1 Новые социальные  требования к управлению  физической культурой  и спортом на  современном этапе  развития России………………………………16

2.2 Методы управления  в сфере физкультуры,  спорта и туризма…………...17

2.3 Меры поддержки  и развития  физической  культуры и спорта………….19

2.4  Роль регионов  в  управлении  физической культурой  и спортом РФ…..22 

3. Развитие физической  культуры и спорта  в Пензенской области

3.1 Физическая культура  и спорт в Пензенской  области ……………………25

3.2 Проблемы развития физкультуры и спорта в Пензенской области……29

3.3 Стратегия развития  физкультуры и  спорта  в регионе…………………..32

Заключение………………………………………………………………………….35

Список  литературы………………………………………………………………...37 

 

Введение 

    Физическая  культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических и творческих способностей человека. Основные показатели физкультуры и спорта в обществе: уровень здоровья и физического развития населения.

    В условиях перехода российского общества к рыночным отношениям масштабы развития массовой физической культуры резко снизились. За последние десять лет в России закрылись тысячи спортивных клубов и секций, работавших при школах, средних и высших учебных заведениях и в микрорайонах.

      На 20% сократилась сеть физкультурно-оздоровительных сооружений.

    Всё это говорит о том, что необходимо в обществе создать эффективную систему формирования здорового образа жизни, основанную на повышении роли физической культуры и спорта.

    Система управления физической культурой в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-оздоровительных объединений.

    Таким образом, существующая система физической культуры в стране переживает глубокий кризис. Изучение и анализ назревших проблем в организации и управлении массовой физкультурно-оздоровительной работой, их решение - неотложная задача. Этим и определяется актуальность и значимость данной работы.

    Для исправления создавшегося положения правительство разработало ряд мер. В числе их значатся финансирование массового спорта, создание фабрик по производству спортинвентаря, существенное увеличение уроков физкультуры в школе, а также широкая популяризация спорта. Конечная цель этих мер, создание в России «культа здорового образа жизни».

    Цель  работы состоит в определении принципов и методов управления в области физической культуры, спорта, туризма нацеленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы, а также рассмотрении стратегии развития.

    Реализация  этой цели предусматривала решение  следующих задач:

    Определить  категории, показатели, индикаторы социального  здоровья населения, которые зависят  от уровня и масштабов развития массового  физкультурного движения в стране;

    Выявить противоречия в организации физической культуры, вскрыть ее резервы в области укрепления здоровья населения;

    Определить  меры оптимизации и стратегического развития физической культуры и спорта (на примере Пензенской области). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Физическая культура, спорт и туризм как объект социального управления 

    1.1 Сущность физической культуры, спорта и туризма и задачи социального управления

         Физическая культура как часть рассматриваемой отрасли управления представляет собой систему государственных и общественных форм деятельности, направленной на организацию процессов физического воспитания населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры граждан российской Федерации. Эта система включает: физическое воспитание в образовательных и дошкольных учреждениях, внешкольных и внеучебных физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях; физическую культуру в учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях, по месту жительства граждан и местах массового отдыха; физкультурно-оздоровительную работу в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах; физическую подготовку военнослужащих и личного состава правоохранительных органов; физическую культуру и спорт инвалидов.

    Спорт — обобщенное понятие одного из компонентов физической культуры общества, исторически сложившееся в форме соревновательной деятельности и специальной практики — подготовки человека к соревнованиям [13, 15]. Спортивная деятельность ориентирована на совершенствование физической подготовлен­ности, духовных и волевых качеств личности, на организацию физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий и досуга населения. В ней выделяются две сферы:

    а) спорт высших достижений, обеспечивающий раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий;

    б) профессиональный спорт как коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую  эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

    Общие вопросы физической культуры и спорта относятся к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов. Так, компетенция Российской Федерации  в данной области включает: формирование и осуществление федеральной и внешней политики; разработку и реализацию соответствующих федеральных программ; формирование Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации; установление федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта, требований к спортивным сооружениям, нормативов физической подготовленности различных групп населения; прямое финансирование научных исследований в этой области, спортивных сооружений и государственных физкуль­турно-спортивных организаций федерального значения, подготовки и выступления сборных команд под Государственным флагом Российской Федерации в официальных международных спортивных соревнованиях; контроль за исполнением федерального законодательства в области физической культуры и спорта.

    Республики  в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, г. Москва и Санкт-Петербург самостоятельно и в полном объеме осуществляют развитие физической культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации. Органы местного самоуправления осуществляют развитие физической культуры и спорта в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации местном самоуправлении в Российской Федерации».

    Правовое  регулирование в отрасли физической культуры и спорта осуществляется в  соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.

    Следует отметить, что в соответствии с  действующим законодательством  государственные органы управления здравоохранением, предприятия, учреждения и организации государственной  системы здравоохранения в пределах своей компетенции обязаны: использовать физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществлять врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; создавать центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры; оснащать их специальной аппаратурой и медицинским оборудованием и т.д.

    Туризм  — это вид путешествий, в которых  развлечения и отдых органически объединяются с образовательными целями, познанием тех или иных новых районов, стран. В ряде случаев он сочетается с элементами спорта — осуществляется на лодке, велосипеде, лыжах, пешком и т.д. (спортивный туризм). Туристические путешествия могут совершаться на морских и речных судах, поездах, самолетах, т.е. без применения активных форм передвижения (экскурсионный туризм). Выделяются также туризм внутренний и международный [13, 24].

    Всемерная поддержка развития туризма в  Российской Федерации является одной из приоритетных задач государства. Ее важность обусловлена ролью, которую играет туризм в повышении культурного и образовательного уровня, здоровья населения, в укреплении здорового образа жизни, развитии международных связей и т.п. Поскольку туристическая деятельность реализуется преимущественно в организационных формах, государство регулирует наиболее важные вопросы, связанные с ее осуществлением.

    Как показал анализ последних работ  в области организации физической культуры и спорта, ощущается острый недостаток в новых нестандартных методах работы по внедрению физкультурной работы в широкие слои населения.

    Эффективное функционирование системы туризма  невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны  структур, ответственных за его развитие. Это обуславливает необходимость разработки и реализации туристской политики.

    Туристская  политика - это система методов, мер  и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного  и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительственными, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

      В начале 1980 года в программу Международного Олимпийского комитета (МОК) были включены вопросы по спортивному управлению, как на правлению, способствующему развитию спорта во всем мире. Многие положения, содержащиеся в нем, успешно используются. Желая улучшить уровень подготовки спортивных руководителей, МОК решил создать Программу, содержащую много важных вопросов по спортивному управлению. Цель Программы - повышение уровня координации и создание единой формы обучения спортивных руководителей.

    МОК выпустил первое руководство по спортивному  менеджменту в 1986 году. Особая заслуга  в издании руководства принадлежит  Рогеру Джексону - президенту Канадской  Ассоциации, который является ответственным  исполнителем создания Программы спортивного менеджмента. Курс, созданный на основе этой Программы служит развитию Национального Олимпийского Движения (особенно в тех регионах, где спорт только начинает развиваться), вскрывает наиболее общие проблемы и повышает качество управления спортивными организациями [11, 52].

    Руководство по спортивному управлению:

    - позволяет более успешно развивать  спортивное движение;

    - содержит в определенном объеме  аспекты спорта;

    - включает положение по теории  и практическому мастерству спортивного менеджмента;

    - дает рекомендации по разрешению  различных спортивных проблем.

    Подготовка  спортивных руководителей помогает улучшить психологический климат и  взаимоотношения между людьми в  организациях, повышает спортивные возможности  людей разного возраста. В курсе спортивного управления большое внимание уделяется оценке роли и личных качеств руководителя. Подчеркивается, что в спорте существует бесчисленное множество возможностей использования своих способностей руководителя у людей разных специальностей: атлетов, судей, технических работников, медиков и тренеров. Но быть руководителем не означает быть лидером [11, 124].

    Приоритетные  задачи управления в сфере физической культуры и спорта:

    ·        проведение мониторинга состояния  здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;

Информация о работе Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области