Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении принципов и методов управления в области физической культуры, спорта, туризма нацеленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы, а также рассмотрении стратегии развития.
Реализация этой цели предусматривала решение следующих задач:
Определить категории, показатели, индикаторы социального здоровья населения, которые зависят от уровня и масштабов развития массового физкультурного движения в стране;
Выявить противоречия в организации физической культуры, вскрыть ее резервы в области укрепления здоровья населения;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Физическая культура, спорт и туризм как объект социального управления
1.1 Сущность физической культуры, спорта …………………………………..5
1.2 Содержание и функции управления в сфере физической культуры, спорта и туризма……………………………………………………………………10
1.3 Система и административно-правовой статус органов управления физкультурой, спортом и туризмом……………………………………………..12
2. Основные направления и перспективы развития
управления в области физкультуры, спорта и туризма в РФ
2.1 Новые социальные требования к управлению физической культурой и спортом на современном этапе развития России………………………………16
2.2 Методы управления в сфере физкультуры, спорта и туризма…………...17
2.3 Меры поддержки и развития физической культуры и спорта………….19
2.4 Роль регионов в управлении физической культурой и спортом РФ…..22
3. Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области
3.1 Физическая культура и спорт в Пензенской области ……………………25
3.2 Проблемы развития физкультуры и спорта в Пензенской области……29
3.3 Стратегия развития физкультуры и спорта в регионе…………………..32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

спорт4.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

         ·        включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

        ·        обустройство, где позволяют возможности, комнат здоровья, психологической разгрузки, введение в цехах, производствах, на участках, где численность трудящихся достигает 500 человек, должности инструктора производственной физкультуры;

         ·        принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений оздоровительных программ, программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;

         ·        создание законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и организаций разных правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения. Привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной деятельности, на укрепление материальной базы развития физической культуры;

         ·        формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости ведения здорового образа жизни. 

    1.2  Содержание и функции управления в сфере физической культуры, спорта и туризма 

       Система управления в спорте уже 14 лет находится в стадии реформирования. В настоящее время схема государственного регулирования выглядит так: признание видов спорта и спортивных дисциплин - всероссийский реестр видов спорта - аккредитация федераций по видам спорта - Единый календарный план всероссийских и международных мероприятий - единая Всероссийская спортивная классификация [10, 36]

    Существующие  требования к аккредитуемым общероссийским общественным объединениям не позволяют  Росспорту эффективно влиять на процессы, происходящие внутри федераций. Учитывая, что деятельность федераций в первую очередь регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях», к таким организациям не могут быть установлены требования экономического характера (а ведь вопрос источников финансирования развития того или иного вида спорта является ключевым), требования по структуре внутренней организации и органам управления.

    В соответствии с документами Европейского союза представляется целесообразным в сфере российской физической культуры и спорта развивать аналогичные  механизмы. Речь идет о создании пирамидальной структуры национальных федераций по видам спорта

    Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии  реформирования отрасли на рубеже веков.

    Эффективность социального управления в спорте во многом зависит от правильного распределения функций между органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Основное средство развития спорта - проведение спортмероприятий, поэтому полномочие по их проведению должно быть закреплено и за органами государственной власти, и за органами местного самоуправления. Необходимо только разграничить уровень спортивных мероприятий. Вместе с тем, полномочия этих органов не исчерпываются только проведением спортивных мероприятий. Еще одна важная задача - подготовка своих сборных команд для выступлений на соревнованиях более высокого уровня.

    В Федеральном законе «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» отсутствует понятие «массовая  физическая культура». Вместе с тем, понятие «спортсмен» подразделяется на три вида: спортсмен-любитель, спортсмен высокого класса и спортсмен-профессионал. Следуя логике, предлагается под понятием «массовый спорт» подразумевать «спорт массовых разрядов».

      Основными функциями управления в сфере физической культуры и спорта являются:

    - разработка мер по реализации  единой государственной политики  направленной на развитие массовой  физической культуры и спорта.

    - внесение для рассмотрения предложений  по вопросам развития физической культуры, спорта.

    - изучение состояния физической  культуры, спорта. разработка и областных  и муниципальных целевых программ, направленных на укрепление здоровья  населения средствами физической  культуры и спорта.

    - участие в разработке программ социально-экономического развития.

    - координация деятельности ведомственных  и общественных спортивных организаций  и клубов, оказание им организационной,  методической и финансовой помощи. осуществление единого планирования  спортивно-массовых мероприятий.

    - организация пропаганды физической  культуры, спорта и туризма с  использованием всех средств  массовой информации.

    - организация тестирования населения  по нормативам физической подготовленности.

    - установление международных связей  в области физкультуры и спорта проведение международных соревнований и турниров, направление сборных команд для участия в международных соревнованиях.

    - управление муниципальным имуществом  учреждений физкультуры, спорта  и туризма. 

    1.3 Система и административно-правовой статус органов управления физкультурой, спортом и туризмом 

        Общее руководство рассмотренными отраслями социально-культурной сферы осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-культурной сфере; разрабатывает и утверждает федеральные программы развития здравоохранения, физической культуры, спорта, туризма и социального обеспечения; принимает меры по их практической реализации; осуществляет правовое регулирование связанных с этим вопросов и многое другое.

    Непосредственное  государственное руководство физкультурой и спортом возложено на систему специализированных органов исполнительной власти, которую образуют: Министерство здравоохранения Российской Федерации; соответствующие министерства республик, входящих в состав Российской Федерации; органы управления здравоохранением иных субъектов Федерации — департаменты, комитеты, главные управления, управления, отделы и т.п.

    Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму играет важную роль в реализации государственной политики в охране здоровья населения. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, другими законодательными и подзаконными нормативными актами компетенция этого федерального органа исполнительной власти охватывает: разработку и реализацию целевых федеральных государственных программ развития физической культуры, спорта и туризма; разработку государственных нормативов финансирования физической культуры, спорта и туризма; прямое финансирование деятельности подведомственных предприятий, учреждений и организаций физической культуры, спорта и туризма федерального значения; лицензирование международной туристической деятельности; организацию научных исследований в области физической культуры, спорта и туризма; разработку нормативов физической подготовленности различных групп населения и установление единой спортивной классификации; научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и популярной литературы; пропаганду физической культуры и спорта среди населения; контроль за исполнением законодательных и нормативных актов в области физической культуры, спорта и туризма и др.

    В субъектах Российской Федерации  создаются и действуют республиканские (республик в составе Российской Федерации), автономной области, автономных округов, краевые, областные, гг. Москвы и Санкт-Петербурга государственные  органы управления физической культурой, спортом и туризмом: департаменты, управления, комитеты, отделы и т.п. Эти органы создаются решением органа государственного управления субъекта федерации по согласованию с соответствующим представительным органом государственной власти. В пределах своей компетенции они осуществляют функции, аналогичные функциям Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму.

    Местные органы управления физической культурой  и спортом создаются по решению  соответствующих органов местного самоуправления.

    Существенный  вклад в пропаганду и развитие физической культуры и спорта в стране вносят общественные объединения физкулътурно-оздоровительной  и спортивной направленности: физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения граждан. В своей деятельности они руководствуются законодательством об общественных объединениях и Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.

    Государственный Фонд физической культуры и спорта Российской Федерации оказывает финансовую, материальную, организационную и иную помощь общественным объединениям физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.

    Государство поддерживает олимпийское движение в Российской Федерации. Олимпийское движение в стране координируется Национальным олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации в Олимпийской хартией. Национальный олимпийский комитет является официальным представителем Российской Федерации во всех мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, включая Олимпийские игры.

    В соответствии с действующим законодательством  все государственные органы управления физической культурой и спортом, объединения (организации) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, учреждения и организации здравоохранения совместно с заинтересованными учреждениями, организациями, предприятиями, их объединениями и общественными объединениями обязаны организовывать широкую пропаганду физической культуры и спорта среди населения с использованием средств массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Основные направления и перспективы развития

управления  в области физкультуры, спорта и туризма в РФ

2.1 Новые социальные требования к управлению физической культурой и спортом на современном этапе развития России 

    В условиях перехода России к рыночной экономике и демократическому обществу, с принятием Россией общемировых  ценностей и идеалов, общенациональная модель физкультурно-спортивного движения как важная составляющая здорового образа жизни должна решать следующие задачи:

    -            сохранение и укрепление физического  и психического здоровья людей; 

    -            формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей учащейся молодежи;

    -            воспитание подрастающего поколения,  способного противостоять таким  негативным явлениям, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.;

    -            консолидация общества, укрепление  единства и сплоченности нации; 

    -            развитие народных и национальных  систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть  национальные традиции народов  России, их самобытность в рамках единой государственной системы;

    -            доступность всех слоев населения  к занятиям физической культурой  и спортом; 

    -            непрерывность и преемственность  процесса физического воспитания  на всех этапах жизнедеятельности человека;

    -            воспроизводство здорового населения; 

    -            обеспечение возможности человека  в полном объеме осваивать  образовательные программы на  всех этапах обучения;

    -            подготовка к производственной  деятельности и воинской службе;

    -            обеспечение способности широких  слоев населения адаптироваться  к сложным ситуациям и противостоять  повышенным стрессовым нагрузкам; 

    -            проведение многообразных форм  досуговой деятельности, способных  удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;

Информация о работе Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области