Развитие физических качеств на уроках физкультуры у детей старшего школьного возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

В условиях совершенствования среднего образования в нашей стране повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Воспитание силовых способностей 5
1.1 Сила как физическое качество 5
1.2 Основы методики воспитания силовых способностей 6
Глава 2. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных
Способностей 8
2.1 Воспитание быстроты 8
2.2 Воспитание ловкости и некоторых частных способностей 11
2.3 Выносливость как физическое качество и методика его
воспитания 13
2.4 Воспитание гибкости 15
2.5 Воспитание осанки 17
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями 20
3.1 Основы структуры занятий 20
3.2 Урочные формы занятий 21
3.3 Особенности неурочных форм занятий 25
Выводы 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

«Развитие физических качеств на уроках физкультуры у детей старшего школьного возраста».doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Постановка  задач в уроке

Многие  уроки имеют прежде всего образовательный  характер, что отличает эту форму  занятий от оздоровительных и  воспитательных форм занятий в широком смысле слова. Но решение образовательных задач в физическом воспитании достигается посредством физических упражнений, от воздействия которых зависит оздоровительный и воспитательный эффект урока. Ведущее значение образовательной направленности учебного урока вовсе не означает, что снижаются его оздоровительный и воспитательный эффекты. Ставя задачи по овладению знаниями, умениями, навыками, решая эти задачи с помощью комплекса разнообразных упражнений, строго дозируя при этом физические нагрузки, нужно одновременно добиваться должных оздоровительного и воспитательного эффектов.

Задачи  по воспитанию физических и волевых  качеств, укреплению здоровья и т.д. также должны быть по возможности  конкретными. Однако некоторые воспитательные и оздоровительные задачи могут быть решены только в течение длительного времени путем изменений соответствующих функций и форм организма. Такие задачи ставятся перед серией уроков и по возможности конкретизируются в виде заданий для отдельных уроков.

Число задач в уроке обусловлено конечной целью учебно-воспитательного процесса, психофизиологическими возможностями учащихся осваивать учебный материал и другие задания, программой постепенного овладения им, бюджетом наличного времени для занятий.[15,82]

Методика  регулирования нагрузки

Регулировать  нагрузку в уроке-это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсивность. В целом проблема оптимизации  нагрузки не ограничивается ее дозированием в физических упражнениях. Сила воздействия  на занимающихся зависит не только от характера упражнений, но и от других компонентов: объяснений, демонстрации упражнений, методов организации занимающихся и т.п.

В каждом конкретном случае преподаватель стремится  обеспечить возможно больший объем  полезной нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически  оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.

К неоправданным  затратам урочного времени относятся  его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого  в принципе можно избежать при  оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей плотности необходимо учитывать  также, что виды оправданной деятельности в уроке далеко не равнозначны  для решения учебно-воспитательных задач.

Стремясь  к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени, затраченного непосредственно  на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная плотность - один из показателей продуктивности занятий физическими упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует определенного времени на постановку заданий.

В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и  всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей  интенсификации урока преподаватель  должен хорошо владеть приемами организации  всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.[2,102] 

3.3 Особенности неурочных  форм занятий 

Физическое  воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Это  естественно, поскольку учеба как  педагогически организованный процесс занимает относительно небольшое по времени место в жизни человека.

Внедрение неурочных занятий физическими  упражнениями в быт должно сопровождаться коренным улучшением их качества. Важно  привести неурочные занятия в  научно обоснованную систему, органически связанную с режимом всей жизни человека, и, таким образом, действенно способствовать его труду, оптимизации повседневного быта и отдыха. В связи с этим ведется научная разработка методики проведения неурочных форм занятий, уточняются особенности и воспитательные возможности каждой из них.

Для неурочных  занятий физическими упражнениями характерна самостоятельная организация  деятельности в целях укрепления здоровья, сохранения и повышения  работоспособности, закаливания и  лечения, воспитания физических и волевых качеств, а также освоения определенных действий.

Неурочные занятия отличаются от урочных нередко  более узким содержанием, их структура  тогда менее сложна. Неурочные  формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу, самостоятельность.

В методике построения неурочных занятий много  общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. В  дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель.[1,65]

Выводы

Физическая  культура - это специфический вид  социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Физическая  культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и  труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена  и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей  и специальной физической подготовки.

В соответствии с социально-экономическими особенностями  современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования цель физического  воспитания в школе состоит в  том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом наряду с решением традиционных задач по формированию собственно знаний, двигательных умений и навыков, развитием кондиций и координационных способностей, укреплением здоровья несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств.

Показателями  состояния физической культуры в обществе являются:

- массовость ее развития;

- степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

- уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;

- уровень спортивных достижений;

- наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

- пропаганда физической культуры и спорта;

- степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

- состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Готовность  к достижению спортивных результатов  характеризуется соответствующим  уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем. развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Алексеев В.А. «Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986.

2. Андронов О.П. «Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992.

3. Белорусова В.В. «Воспитание в спорте» М., 1993.

4. Березин И.П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. М., 1998.

5. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. М., 1999.

6. Жеребцов А.В. Физкультура и труд 1986.

7. Жиляев А. «Спорт? Спорт!» Издательство «Советская Россия» 1986.

8. Киселёв Ю.Я. «Влияние спорта на формирование личности» М., Знание 1987.

9. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.

10. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995.

11. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

12. Педагогика. Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень. М., «Физкультура и спорт», 1978.

13. Психология. Под ред. В.М. Мельникова. М., «Физкультура и спорт», 1987.

14. Станкин М.И. «Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой» М., 1994

15. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983.

16. Коц Я.М., Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986.

Информация о работе Развитие физических качеств на уроках физкультуры у детей старшего школьного возраст