Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:53, курсовая работа
В условиях совершенствования среднего образования в нашей стране повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.
Введение 3
Глава 1 Воспитание силовых способностей 5
1.1 Сила как физическое качество 5
1.2 Основы методики воспитания силовых способностей 6
Глава 2. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных
Способностей 8
2.1 Воспитание быстроты 8
2.2 Воспитание ловкости и некоторых частных способностей 11
2.3 Выносливость как физическое качество и методика его
воспитания 13
2.4 Воспитание гибкости 15
2.5 Воспитание осанки 17
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями 20
3.1 Основы структуры занятий 20
3.2 Урочные формы занятий 21
3.3 Особенности неурочных форм занятий 25
Выводы 26
Список литературы 28
При оценке проявлений быстроты различают:
1) латентное время двигательной реакции;
2) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
3) частоту движений.
Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движений. Есть основания считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности.
Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты. Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов, а не элементарные проявления быстроты. Однако скорость в целостном сложнокоординационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин.[11,33]
Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы:
1) фазу увеличения скорости (фазу разгона) и 2) фазу относительной стабилизации скорости.
Характеристикой
первой фазы является стартовое ускорение,
второй - дистанционная скорость. Способность
быстро набирать скорость и способность
передвигаться с большой
Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно сходных движениях. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у физически слабо подготовленных людей.
Методика воспитания скоростных способностей
В процессе воспитания скоростных способностей задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов-уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т.п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.
В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять трем требованиям:
1) техника
должна быть такой, чтобы их
можно было выполнять на
2) они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения, основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
3) их
продолжительность должна быть
такой, чтобы к концу
В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного упражнения. Основная тенденция в данном случае - стремление превысить в занятии свою максимальную скорость.[11,41]
Важным
условием высоких проявлений быстроты
служит оптимальное состояние
Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и, в особенности, соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия - это довольно часто ведет к улучшению результата.
Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой - многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Стабилизация скорости - главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей.
Основная задача подготовки начинающих состоит в том, чтобы, не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а, применяя иные средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатов. Скоростные упражнения здесь необходимо использовать не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах.
В случае, если стабилизация скорости все же наступает, применяют специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и приемы ослабления его.
В основе приема ломки скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.
Приемы
ослабления скоростного барьера
основаны на том, что с прекращением
упражнения время угасания (забывания)
тех или иных черт динамического стереотипа
различно. В частности, пространственные
характеристики движения более стойки,
нежели временные. Если некоторое время
не выполнять основного упражнения, скоростной
барьер может исчезнуть, пространственные
же черты техники движений сохранятся.
Если в этот период с помощью других средств
повысить уровень скоростно-силовых качеств,
то затем, после перерыва, можно ожидать
роста результата.[8,70]
2.2
Воспитание ловкости
и некоторых частных
способностей
Характеристика ловкости
Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной задачи (двигательной задачи). Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости.
Двигательная
задача будет выполнена, если движение
соответствует ей по своим пространственным,
временным и силовым
Ловкость определяют, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Основные направления в воспитании ловкости
Воспитание
ловкости складывается, во-первых, из воспитания
способности осваивать
Основным путем в воспитании ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора.
При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается. Для воспитания ловкости как способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность применяются упражнения, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.[15,51]
Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основном из требований:
1) к точности движений;
2) к их взаимной согласованности;
3) к
внезапности изменения
В процессе воспитания ловкости используют разные методические приемы, стимулирующие более высокое проявление двигательной координации.
Упражнения,
направленные на развитие ловкости, довольно
быстро ведут к утомлению. В то
же время их выполнение требует большой
четкости мышечных ощущений и дает
малый эффект при наступившем
утомлении. Поэтому при воспитании
ловкости используют интервалы отдыха,
достаточные для относительно полного
восстановления, а сами упражнения стараются
выполнять, когда нет значительных следов
утомления от предшествующей нагрузки.
2.3
Выносливость как
физическое качество
и методика его
воспитания
Утомление и выносливость
Если человек выполняет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Со стороны это можно объективно отметить по ряду видимых признаков, таких, например, как напряжение мимической мускулатуры, появление испарины. Одновременно в организме происходят и более глубокие физиологические изменения. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы благодаря большим волевым усилиям. Такое состояние получило название фазы компенсированного утомления. Если, несмотря на возросшие волевые усилия, интенсивность работы снижается, наступает фаза декомпенсированного утомления. Утомлением называется вызванное работой временное снижение, работоспособности. Оно выражается в повышении трудности или в невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. Выносливостью называется способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности.
В зависимости от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. Хотя в любой деятельности представлены так или иначе компоненты всех перечисленных типов утомления, для сферы физического воспитания имеет значение преимущественно физическое утомление, вызванное мышечной деятельностью.[16,62]
Показатели выносливости
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое либо задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью. Этот способ практически не всегда удобен. Поэтому чаще пользуются косвенными способами измерения выносливости.
Поскольку
работоспособность в
Общие основы методики воспитания выносливости
В процессе воспитания выносливости требуется решить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую выносливость и специальные виды выносливости.
Решение этих задач немыслимо без объемной, довольно однообразной и тяжелой работы, в процессе которой обязательно приходится продолжать упражнение, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают особые требования к волевым качествам занимающихся. Воспитание выносливости осуществляется в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки и весьма тяжелые ощущения утомления.
Основные компоненты методов воспитания выносливости
Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.
При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами: