Развитие физических качеств на уроках физкультуры у детей старшего школьного возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

В условиях совершенствования среднего образования в нашей стране повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Воспитание силовых способностей 5
1.1 Сила как физическое качество 5
1.2 Основы методики воспитания силовых способностей 6
Глава 2. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных
Способностей 8
2.1 Воспитание быстроты 8
2.2 Воспитание ловкости и некоторых частных способностей 11
2.3 Выносливость как физическое качество и методика его
воспитания 13
2.4 Воспитание гибкости 15
2.5 Воспитание осанки 17
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями 20
3.1 Основы структуры занятий 20
3.2 Урочные формы занятий 21
3.3 Особенности неурочных форм занятий 25
Выводы 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

«Развитие физических качеств на уроках физкультуры у детей старшего школьного возраста».doc

— 123.00 Кб (Скачать)

1) абсолютная  интенсивность упражнения (скорость  передвижения и т.д.);

2) продолжительность  упражнения;

3) продолжительность  интервалов отдыха;

4) характер  отдыха (активный либо пассивный  и формы активного отдыха);

5) число  повторений упражнения.

В зависимости  от сочетания этих факторов будут  различными не только величина, но и - главное - качественные особенности ответных реакций организма.[11,94] 

2.4 Воспитание гибкости 

Под гибкостью  понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Различают активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущейся части тела внешних сил).

Гибкость  зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в  значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов. Существенное значение в ограничении подвижности  имеет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее охранительную природу.

Степень проявления гибкости зависит от внешней  температуры среды, суточной периодики, утомления. Неблагоприятные условия, ведущие к ухудшению гибкости, можно компенсировать разогреванием  с помощью разминки.[6,96]

Основы  методики воспитания гибкости

В процессе физического воспитания обычно не следует  добиваться предельно возможной  степени развития гибкости. Она должна быть лишь такой, которая обеспечивала бы беспрепятственное выполнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение. Гипертрофированное же выходящее за пределы анатомического строения суставов-увеличение подвижности не оправдано никакими соображениями, ибо оно нарушает гармонию развития и вступает в противоречие с педагогическими задачами. Наибольшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, в тазобедренных и плечевых суставах.

Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения-упражнения на растягивание. Они делятся на 2 группы - активные движения и пассивные. В активных увеличение подвижности в каком-либо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через этот сустав; в пассивных - используются внешние силы.

Мышцы сравнительно малорастяжимы. Если пытаться увеличить их длину в одном  движении, то эффект будет очень  незначителен. Однако от повторения к  повторению следы упражнения суммируются, и, если сделать несколько десятков наклонов, увеличение амплитуды будет вполне заметным. Поэтому упражнения на растягивание выполняют сериями по несколько повторений в каждой. Амплитуду движений увеличивают от серии к серии.

После активных упражнений увеличенные показатели гибкости сохраняются дольше, чем  после пассивных.

Поскольку гибкость легче всего развивать  в детском и подростковом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот период. 

2.5 Воспитание осанки 

Осанка  выражается внешне в привычной для  каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. Иными словами, это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве. О рациональной («правильной») осанке говорят тогда, когда основное положение тела характеризуется такой позой, которая способствует сохранению статического или динамического равновесия и создает благоприятные условия для функционирования организма. Формирование рациональной осанки, ее закрепление и совершенствование предусматривается в числе важных задач физического воспитания.[5,84]

Основы  методики воспитания осанки

Управление  процессом формирования и закрепления  навыка рациональной осанки, а также  предупреждение и исправление возможных  нарушений ее составляют один из существенных разделов физического воспитания. Решающая часть процесса воспитания осанки приходится на младенческий, преддошкольный, дошкольный и школьный периоды, однако оно не завершается с этими периодами, а должно продолжаться в течение всей жизни человека.

Хотя  наследственность влияет в той или иной мере на тип осанки, главную роль в том, какая осанка будет характерна для индивида, играет приобретенный навык прямостояния наряду с качественными основами сохранения и регулирования позы. Поэтому первая задача в процессе воспитания осанки заключается в формировании и последующем закреплении навыка рациональной «основной стойки», благоприятной для функционирования двигательного аппарата и внутренних органов. Эта задача решается в единстве с освоением техники жизненно важных двигательных действий и воспитанием физических качеств, особенно таких, как сила и гибкость, а также способности поддерживать статическое и динамическое равновесие.

На первом этапе формирования навыка правильной осанки необходимо создать достаточно ясное представление о ней и практически «прочувствовать» ее. Разумеется, такие упражнения не должны быть чрезмерно утомительными. Их нужно разнообразить и по возможности делать интересными, особенно в занятиях с детьми. О необходимости постоянно соблюдать правильную осанку на первых порах нужно как можно чаще напоминать, в том числе с помощью плакатов, лозунгов («Сутулость-враг здоровья!»).[9,69]

Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечивающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке. Однако положение верхних звеньев тела в вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении основной стойки и контроле за ее правильностью рекомендуется придерживаться такой последовательности:

1. Постановка  стоп.

2. Полное  разгибание ног в коленных  суставах.

3. Разгибание  в тазобедренных суставах и  поясничном отделе.

4. Установка  верхних звеньев тела.

Разнообразные эффективные средства воспитания осанки предоставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко применяются  для формирования и закрепления  навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие» упражнения, значительная часть которых специально предназначена для этой цели. Немаловажную роль в систематическом закреплении навыка рациональной осанки играют принятые в гимнастике правила соблюдения исходных положений перед началом упражнения, требования «гимнастического стиля» выполнения упражнений и фиксации конечных положений.

На этапах закрепления и совершенствования  техники двигательных действий основными  средствами являются целостные упражнения. Некоторые из них имеют особую ценность для совершенствования навыков рациональной осанки в усложненных условиях статического и динамического равновесия. В этой связи следует отметить упражнения в равновесии на уменьшенной опоре, упражнения типа жонглирования и такое средство воспитания осанки, как передвижение с грузом на голове.

Ряд упражнений может при известных условиях неблагоприятно влиять на осанку. К  ним относятся, в частности, продолжительные  упражнения, выполняемые в согнутом положении, упражнения с предельными внешними отягощениями, выполняемые в большом объеме, упражнения, сопряженные с крайней степенью утомления. Такого рода упражнения необходимо постоянно сочетать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе с «выравнивающими» упражнениями.

Нестойкие нарушения осанки функционального  характера сравнительно несложно устранить  средствами физического воспитания. Решающее условие при этом - целесообразное построение процесса занятий физическими  упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и чередования их с отдыхом, а также оптимизация общего режима жизни в согласии с требованиями гигиены. Для коррекции же стойких аномалий осанки патологического характера требуется вмешательство врача и специалиста по лечебной физической культуре. 
 
 
 
 
 

3. Формы занятий  физическими упражнениями

3.1 Основы структуры  занятий 

Каждое  отдельное, относительно завершенное  занятие физическими упражнениями является звеном процесса физического  воспитания. В целом занятия разнообразны-прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские походы, уроки физической культуры и т.д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и воспитательные задачи.

Очень важно в педагогическом отношении  ясно представлять диалектический характер взаимосвязи содержания и формы  занятий физическими упражнениями. Специфическим содержанием здесь является прежде всего активная, направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: сами физические упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т.д. Сравнительно устойчивый способ объединения элементов содержания составляет форму занятий физическими упражнениями.[11,101]

В каждом случае форма должна соответствовать  содержанию занятия, что является коренным условием качественного его проведения.

Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи единой с ним, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимающихся. Постоянное пользование одними и  теми же, стандартными формами занятий  задерживает совершенствование  физической подготовленности занимающихся. Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает возможность успешно решать задачи физического воспитания. 

Факт  активного влияния формы занятий  на их содержание, а следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражнениями всегда придавалось большое значение. 

3.2 Урочные формы  занятий 

Наиболее  существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что  это форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организующую роль играет специалист-преподаватель, вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками, отвечающий за результаты учебно-воспитательного процесса.

Как правило, уроки проводятся в системе занятий  по упорядоченному расписанию. Урочным  формам присущи постоянство состава  занимающихся и их возрастная однородность в учебных группах.

В практике встречается и периодическое  проведение уроков. При этом самые разнообразные занятия проводятся в учебно-методических целях как урочные. Такие уроки-основной путь обучения широких масс занимающихся умению рационально организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Уроки физических упражнений строятся в соответствии с общепедагогическими принципами, общими и методическими принципами системы физического воспитания. Они конкретизируются и дополняются  применительно к уроку следующими требованиями:

1. Воздействие  урока должно быть всесторонним-образовательным, воспитательным и оздоровительным.

2. Обучение  и воспитание занимающихся должны  осуществляться на всем протяжении  урока-с первой минуты до последней. 

3. В  уроках, как и в других формах  занятий, следует всячески избегать методических шаблонов. Необходимость разнообразить содержание и методику уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме занимающихся, изменчивостью внешних условий.

4. Нужно  вовлекать занимающихся в учебную деятельность- всех в равной мере, но в то же время с учетом индивидуальных особенностей. Только так можно достичь однородного для всех хода учебно-воспитательного процесса в течение длительного времени и тем самым избежать их отсева или появления отстающих.

5. В  уроках следует ставить совершенно  конкретные задачи и лучше  так, чтобы их можно было  решить именно на данном занятии.  Решение общих задач учебно-воспитательного  процесса достигается выполнением  системы частных, конкретных задач.  Достигнуть цели можно при условии успешного завершения каждого из уроков и органической преемственности их.[15,81]

Информация о работе Развитие физических качеств на уроках физкультуры у детей старшего школьного возраст