Развитие двигательных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Изучение методики развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
1. Двигательные способности 5
2. Развитие двигательной способности 11
3. Развитие двигательной способности младших школьников 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

         Рассматривая задаток  как биологическую структуру, возникающую  согласно генетическим законам развития и влияющую на морфологические и  функциональные особенности организма, психическое развитие человека и способствующую успешному формированию особенностей, далее можно говорить о реализации резервных возможностей задатков в среде двигательных способностей.

         Успешность этого  действия связывается с особыми  периодами развития личности, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. В этом случае надо использовать естественную периодизацию развития, которая, как известно, состоит из взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга этапов. Например, Л.С. Выготский [3] исследуя названное явление, требовал изучения чувствительных периодов человека для того, чтобы установить оптимальные сроки обучения детей. Он считал, что педагогические воздействия могут дать нужный эффект лишь на определенном этапе, а в другие периоды оно может быть нейтральным или даже неплодотворным.

         Таким  образом, в  понятийном плане задаток можно  охарактеризовать как биологическую  структуру, возникающую по генетическим законам развития и влияющую на морфологические  и функциональные особенности организма, психическое развитие человека и способствующих успешному формированию особенностей.

         Теоретическое наследие применяется практическими специалистами. З.И. Кузнецовой [7] получены выводы, которые  носят практическое предназначение. В течение года пребывания детей в школе не выявляется заметных изменений в развитии их двигательных возможностей. Увеличение объема двигательной активности в режиме дня первоклассников дает прирост учитываемых параметров на уровне 10-20%. С 8-9 лет наблюдается интенсивное развитие в беге. Максимальная величина темпа бега достигается мальчиками к 10-ти, а девочками к 11-ти годам и в дальнейшем почти не изменяется. Сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость плавания возрастает за один год таким образом, что приближается к показателям более старшим девочкам. Увеличение числа прыжковых упражнений на уроках физической культуры в младших классах на протяжении четырех месяцев дает прирост в прыгучести, равный годовому или превышающий его. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет. Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек, как правило, имеет одинаковый критический период: с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц и спины у мальчиков активно увеличивается в один период - 8-11 лет.

         Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, а у мальчиков с 8 до 11 лет. С возрастом эти показатели изменяются незначительно. За 24 занятия  прыжковая выносливость у мальчиков 10-11 лет повышается на 50-116% и за последующие  два с половиной месяца после прекращения занятий увеличивается еще на 66%. В повторном исследовании у девочек 10-11 лет за четыре месяца тренировки в режиме 3-4 раза в неделю не обнаруживается достоверных улучшений выносливости к работе умеренной интенсивности, если продолжительность работы задается на уровне 60% от максимальной. В этом эксперименте удается предотвратить лишь существенное снижение выносливости. Выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности в течении одного года при занятиях на урочной форме с 8 лет увеличивается на 100-105%, с 9 лет - на 54-62, с 10 лет - на 40-50%. Можно считать, что самые существенные изменения в двигательных способностях происходят в младшем школьном возрасте. 

3. Развитие двигательной  способности младших  школьников

 

         Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и частота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам.

         Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки.

         Знание закономерностей  развития, становления и целенаправленного  совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков позволит учителю или тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке.

         Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей. В каждом её разделе, посвящённом формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных способностей.

         Детей младшего школьного  возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного  проявления силы, выносливости и так  называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.

         Поэтому чрезвычайно  важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств. По данным З.И. Кузнецовой [9], проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых показал, что:

         развитие различных  двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно);

         величины годовых  приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными величинами, если сравнивать прироста разных двигательных способностей;

         у большинства младшего и среднего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если рассматривать  отдельные показатели быстроты и  силы (например, если мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, то это  ещё не значит, что он сможет быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке; уровень силовой выносливости у одного и того же ребёнка в большинстве случаев не совпадает с уровнем статической и динамической выносливости и т.д.);

         специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объёму и интенсивности физической нагрузке, разрешающей сопоставить данные детей разного возраста, пола и физического развития, даёт различный педагогический эффект и более высокий в период взлёта того или иного двигательного качества.

         Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий  в спортивных секциях и самостоятельных  занятий учащихся по заданиям учителя  и тренера повысится, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии двигательных способностей. Более полное представление об этом вопросе дадут таблицы, на которых обозначены возрастные этапы для мальчиков и девочек, когда происходит приросты различных показателей двигательных способностей.

         В течение первого  года пребывания детей в школе не выявляется сколько-нибудь заметных изменений в развитии их двигательных возможностей. Увеличение объёма двигательной деятельности в режиме дня первоклассников даёт прирост лишь 10-20%.

         По данным З.И. Кузнецовой [9] наблюдаются следующие возрастно-половые особенности развития двигательных способностей.

         С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и  плавании, причём скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с 14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей на велостанке достигается мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в дальнейшем почти не изменяются.

         Сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость плавания возросла за 1 год так, что  приблизилась к показателям 12-14 летних девочек; увеличение числа прыжковых упражнений на уроках физической культуры в младших классах на протяжении четырёх месяцев дало прирост в прыгучести, равный годовому или превышающие его.

         Сила мышц и скоростно-силовые  качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам.

         Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек  имеет один критический период —  с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц спины у девочек активно  увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год менструального цикла; у мальчиков — только в предпубертатный период, с 8 до 11 лет.

         Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у мальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела). В дальнейшем эти показатели с возрастом изменяются незначительно. За 24 занятия прыжковая выносливость у мальчиков 10-11 лет (период интенсивного развития выносливости) повысилась на 50-116% и за последующие два с половиной месяца после прекращения занятий увеличилась на 66%.

         У девочек 12 лет (период существенного снижения выносливости) прыжковая выносливость после 24 занятий  повысилась не 21-90% (наименьший эффект дал метод тренировки «до отказа», лучший — «повторно переменный»), однако после того же перерыва (2,5 месяца) она снизилась почти на 50%. Тренировочный эффект исчез почти бесследно. В другом исследовании у девочек 11-12 за четыре месяца тренировки (3-4 раза в неделю) посредством прыжковых упражнений не было обнаружено достоверных  улучшений выносливости к работе умеренной интенсивности на вело станке (продолжительность работы на 60% от максимальной частоты вращения педалей). Удалось лишь предотвратить существенное снижение выносливости мышц ног, свойственное девочкам в предменструальный период. Та же картина была получена по данным силовой выносливости мышц ног и передней поверхности туловища: при первом проявлении вторичных половых признаков силовая выносливость снижается на 26-44% и не увеличивается в течение всего пубертатного периода.

         Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает величин, свойственных девочкам 15-16 лет, а выносливость к мышечным нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек 14-15 лет (в основном за счёт интенсивного прироста с 9 до 11 лет).

         Выносливость мальчиков  к работе умеренной интенсивности  увеличивается с 8 лет на 100-105%, 9 лет  — 54-62%, 10 лет — на 40-50% в течение  одного учебного года при занятиях только на уроках физической культуры.

         З.И. Кузнецова [9] подчёркивает, что в период полового созревания выносливость к физическим нагрузкам, как правило, не увеличивается. И если даже удаётся повысить по средствам тренировки, то достигнутый эффект держится не долго. Более чётко это выявляется, если сгруппировать данные не по «паспортному», а по биологическому возрасту, а также учесть пропорциональность основных антропометрических параметров (длина и вес тела, окружность грудной клетки): выносливость стабилизируется к моменту появления вторичных половых признаков и далее снижается до тех пор, пока не установится «гормональное равновесие» (для девочек — спустя год после наступления менархе).

         В целом, можно считать, что самые существенные изменения  в двигательных способностях происходят в младшем школьном возрасте, а  у девочек — преимущественно в период с 8 до 11 лет.          

         Эффективность работы, направленной на развитие того или  иного двигательного качества, будет  зависеть не только от методики и организации  педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста. Это хорошо видно на графиках возрастного развития основных двигательных качеств у школьников. Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост.

         Особенности развития двигательных качеств необходимо учитывать в процессе работы по физическому воспитанию. Это позволяет более точно выделить периоды, которые требуют повышенного внимания с точки зрения развития двигательных качеств.

         В связи с возрастными  особенностями развития двигательных способностей в 1993 году была разработана программа: Физическое воспитание учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей. Суть этой программы состоит в разностороннем развитии (координационных и кондиционных) способностей учащихся. В ней отражены особенности программного материала с учетом возрастно-половых особенностей детей от 6 до 17 лет.

Информация о работе Развитие двигательных способностей