Развитие двигательных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Изучение методики развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
1. Двигательные способности 5
2. Развитие двигательной способности 11
3. Развитие двигательной способности младших школьников 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

         Содержание 

Введение

        Психофизическое состояние  подрастающего поколения характеризуется рядом негативных признаков, проявляющихся в снижении уровня здоровья детей, увеличении хронических заболеваний, ухудшении физической подготовленности и т.д. Проблемы детства усугубляются и тем, что за минувшие 10-15 лет заметно снизилась двигательная активность детей и подростков, распространенность гиподинамии среди школьников достигла. Существенная часть причин сложившегося положения определяется общим социально-экономическим кризисом в стране, а также часто встречающейся сегодня отстраненностью родителей от воспитания и развития своих детей. При этом физическое воспитание, призванное укреплять здоровье учащихся, имеет устойчиво низкую эффективность.

        Известно, что важнейшее  условие становления здорового  образа жизни есть адекватная индивидуальным возможностям физкультурная деятельность [1], в процессе которой развиваются двигательные способности детей. Вместе с тем в сфере регулирования двигательной деятельности, несмотря на работы Бальсевича В.К. и его единомышленников, остается много нерешенных вопросов, в рекомендациях меры нагрузки по-прежнему превалирует усредненный подход при развитии двигательных способностей школьников.

        Однако разработанные  рядом исследователей (Лушина Л.В., Андреенко  Л.И., Смирнова Т.В., Горская И.Ю., Фильченков Д.А.) практические рекомендации по дифференцированному подходу в развитии двигательных способностей школьников различных соматотипов имеют определенные недостатки: одностороннее развитие моторики учащихся, приблизительный характер дифференцированных величин нагрузки, отсутствие рекомендаций для всех представителей соматотипов, дифференциация величины меры нагрузки только по отдельным двигательным способностям.

        Двигательное поведение  человека строится на основе необходимости  удовлетворения возникающих ендогенно  или екзогенно удовлетворе ния  в адаптации до определенных условий  среды [2]. Формирование двигательного поведения предусматривает использование даже незначительных изменений ее в нужном направлении, т.е. постоянное корректирование траектории управляемого объекта, или направление его на определенную модель. В физическом воспитании становится актуальным правильное использование законов целенаправленного формирования двигательных действий. Для этого необходимо четко определить, от чего зависит, в первую очередь, эффективность обучения двигательных действий, какой физиологический и психологический механизм двигательного поведения, какой биомеханический механизм техники двигательных действий, в чем состоит психофизиологический и педагогический механизм формирования их, какие действия выполняет, и какие требования ставит педагог до ученика [1].

        Выше изложенное определило актуальность темы нашего исследования:

        «Развитие двигательной способности младших школьников на уроке физической культуры».

        Объектом  исследования является процесс физической подготовки учащихся, а предметом - определенные параметры планирования развития двигательных способностей младших школьников.

        Цель  исследования – изучить двигательные способности младших школьников.

1. Двигательные способности

 

         Для обозначения  способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины «физические» или «двигательные» способности, в психологии — «психомоторные» и «психофизические» способности, в физиологии — «физические качества», в биомеханике — «физические» или «моторные качества». Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.

         Доктор педагогических наук В.И. Лях [1] отмечает, что у разных людей уровень развития и сочетания, слагаемых названных физическими  качествами очень различны. Поэтому  в современной литературе используют термин не «физические качества», а «физические (двигательные) способности»: силовые, скоростные, координационные, к выносливости и гибкости. Понятие «физические способности» точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, неодинаково развиты у каждого индивидуума. Однако вполне допустимо использовать оба понятия: «физические качества» и «двигательные способности», как равнозначные. При этом нужно понимать, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых и скоростных способностей.     

         Представление о  физических качествах первоначально  использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках ещё и специальной категории «физические качества» вызвана запросами практики, в частности различием в методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном выполнении (о положение тела, направление и амплитуде движения, его ритме и т.п.). Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметров он может давать лишь такие указания, как «сильнее — слабее», «быстрее — медленнее» и т.п.      

         Ещё одно определение  физическим качествам дал Б.А. Ашмарин [3]: «Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность». Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.

         Итак, в общем виде двигательные способности можно  определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной  деятельности. Например, цвет глаз или желание побольше утром поспать — это индивидуальные особенности, но они не влияют на эффективность деятельности. В то же время такие индивидуальные особенности, как максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища отражаются на процессуальной и результирующей стороне деятельности.   

         Каждый человек  обладает некоторыми двигательными  возможностями (например, может поднять  какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и  т.п.). Они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств.

         В настоящее время  экспериментально установлено, что структура каждого физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие. Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость.

         Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей человека. Наиболее распространённой является их систематизация на два больших класса. Кондиционные или энергетические (в традиционном понимании физические) способности в значительно большей мере зависят от морфологических факторов, биомеханических  и гистологических перестроек в мышцах и  организме в целом. Координационные способности преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования). Отметим также, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают и как бы на границе двух классов.

         Следует различать  абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления. Например, к абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина преодоленной дистанции и т.д. Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида. Абсолютных и относительных показателей двигательных способностей представлено довольно много. Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей детей и юных спортсменов. Это поможет им определить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно — координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.

         Вышеназванные способности  можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциально существующими способностями), и как проявляющейся реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности). В этой связи проверочные тесты всегда дают информацию о степени развития у индивида актуальных физических способностей. Чтобы на основании тестов получить представление о потенциальных способностях, необходимо проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течение нескольких лет. Если ученик сохраняет всегда высокое ранговое место в своём классе или прогрессирует, заметно опережая сверстников в ходе тренировок, — это признак высоких потенциальных возможностей.

         В.И. Лях [1] отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными — координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.

         Двигательные способности  делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие. Специальные двигательные способности относятся к однородным группам целостных двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм. Так различают специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т.п. Координационные, силовые и скоростные способности ведут себя также неодинаково в зависимости о того, в каких двигательных действиях они проявляются.

         О специфических  проявлениях физических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать структуру каждой отдельной двигательной способности  пока еще не являются завершенными. Тем не менее установлено, что структура каждой из основных двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является гомогенной (однородной). Напротив, структура каждой и названных способностей гетерогенна (разнородна).

         Так, основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная  устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относятся к специфическим координационным способностям. Основным компонентом структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.

         К проявлениям силовых  способностей относят статическую (изометрическую) силу и динамическую (изотоническую) — взрывную, амортизационную. Большой сложностью отличается структура  выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатин фосфатный источник энергии — без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах — статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50-90% от максимальной и др. Менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость.

Информация о работе Развитие двигательных способностей