Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 14:19, курсовая работа
Изучение методики развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Введение 3
1. Двигательные способности 5
2. Развитие двигательной способности 11
3. Развитие двигательной способности младших школьников 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Результат развития ряда конкретных специальных и специфических двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия «общие координационные», «общие силовые», «общие скоростные» и «общие двигательные» способности. Под общими двигательными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий. Специальные двигательные способности в данной связи — это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхождению и смыслу двигательных действий. А тесты дают информацию прежде всего о степени сформированности специальных и специфических двигательных способностей.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки.
Эффективность формирования
двигательного поведения
По данным литературных источников с проблем развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста (В.П. Филин, 1974, 1987; П.П. Богданов, 1984, 1989; А.И. Рудзитис, 1987) для обеспечения разносторонней физической подготовленности школьников необходимо, в первую очередь, развивать общую и силовую выносливость, скоростно-силовые качества, силу гибкости
Для определения значимости каждого качества в общей структуре двигательной подготовленности школьников нами было проведено факторный анализ результатов тестирования школьников, которые регулярно занимаются физическими упражнениями в школе и внешкольных детских учреждениях и сдали нормативы Государственных тестов. Ориентируясь на то, что результаты факторного анализа имеют первоочередное значение для построения гипотез (К.Иберла, 1980; Г.Гарман,1972), что выявлено относительно много факторов, которые определяют уровень двигательной подготовленности школьников, а также то, что факторы веса в общей дисперсии есть неоднородными и не имеют между собой и средних корреляционных связей, можно будет допустить [1] возможность разработки на этой основе рациональное соотношение физических нагрузок для целенаправленного влияния на каждый из определенных факторов.
Вместе с тем, ряд
авторов (В.М. Волкова, А.В. Романов, 1998;
Л.Л. Головина, Ю.А. Копилов, Н.В. Полякова,
1998; В.Веселова, 1999, И.М. Федоренко, 2000) указывают
на недостаточный уровень
На сегодняшний день, на наш взгляд, еще недостаточно данных относительно выбора и соединения средств комплексного развития двигательных качеств школьников, а имеющиеся рекомендации имеют спорный характер и при этом, как правило, они сориентированы на детей, которые обучаются в ДЮСШ [1].
Анализ литературных
источников показывает, что проблема
находится под пристальным
На решение проблемы здоровья направляют свои усилия ряд специалистов [4-6], которые предлагают собственные методы ее решения. Рядом отечественных авторов (М.В. Андронова, 1959; М.М. Кольцова, 1973; А.Г. Сухарев, 1976; О.А. Лосева, 1978; М. Мараджанов, 1981, 1992) убедительно доказано, что двигательная активность может быть определена, во-первых, как фактор, благоприятно влияющий на рост и развитие организма, а во-вторых, как один из объективных показателей его функционального состояния, так как движения относятся к одной из важнейших биологических потребностей ребенка.
Исследование динамики физического развития и двигательной подготовленности младших школьников не подтвердило мнение ряда авторов (Т.С. Криворучко, 1976; И.В. Аулик, 1979; Э.С. Вильчковский, 1983; В.Н. Ильик, 1986) об активно продолжающемся процессе акселерации.
Работа выполнена
по плану НИР Черниговского
Изначально, каждый человек обладает двигательными возможностями ибо он преодолевает статические и динамические нагрузки. Этот процесс, возможно, реализовать в определенных (целенаправленных) движениях, которые отличаются рядом характеристик и приводятся в движение отдельными группами мышц. Если сравнить бег со сложными гимнастическими упражнениями, то выясняется следующее: каждый из них, как режим, предъявляет организму собственные требования, вызывает к проявлению различные его физические качества. Поскольку структура каждого физического качества очень сложна, а компоненты этой структуры часто мало не связаны друг с другом, то единая классификация двигательных способностей человека, как комплексная система, не разработана.
Способности можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности, и как проявляющие реально в начале и в процессе выполнения деятельности, т.е. актуальные двигательные способности. Получить информацию о степени развития у индивида актуальных физических способностей можно на основании тестирования: для этого надо проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течение нескольких лет.
Двигательные
Специалисты убедились в том, что координационные, силовые и скоростные способности проявляются неодинаково и находятся в зависимости от того, в каких двигательных действиях они воплощаются и реализуются.
Специфические физические
способности проявляются в
Общие двигательные способности отождествляются с потенциальными и реализованными возможностями человека. Они определяют его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и содержанию двигательных действий. Результат развития ряда конкретных специальных и специфических двигательных способностей соответственно и составляют понятия "общие координационные ", "общие силовые", "общие скоростные", "общие двигательные" способности и т.п. То есть этот вид двигательных способностей пересекается с видами специальными и специфическими.
Естественно то, что в основе развития способностей, в том числе двигательных, лежат биологически закрепленные предпосылки развития, которые специалистами определяются как задатки. Задатки всегда многофункциональные по своей структуре, и в связи с этим на основе общих предпосылок могут развиваться различные свойства организма.
В психологической литературе традиционными являются представления о том, что в основе развития способностей, в том числе и двигательных (моторных), лежат биологически закреплённые предпосылки развития — задатки. Считают, что задатки, существенно влияя на процесс формирования способностей и содействуя успешному их развитию, вместе с тем не предопределяют одарённость человека к той или иной деятельности. Развитие способностей — результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Применительно к спортивной деятельности в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки. Задатки многозначны (многофункциональны), т.е. на основе одних и тех же предпосылок могут развиваться различные свойства организма, возникнуть неодинаковые совокупности признаков, разные формы их взаимодействия.
Рассмотрим понятийное содержание данного термина. Ряд авторов, обсуждающих проблему задатков, рассматривают их как анатомо-физиологическое понятие. Существует такой подход, когда анализируется «задаток как анатомо-физиологический факт». Подобный «дисциплинарный» подход научно несостоятелен. Возникает вопрос: почему структура задатков, их свойства, механизм их влияния рассматриваются с позиции только двух биологических дисциплин, а именно анатомии и физиологии? Если уж руководствоваться «дисциплинарным» принципом, то число биологических дисциплин, «участвующих» в формировании задатков, может быть значительно расширено: биохимия, эмбриология, генетика и т.д.
Задатки также связывают с прирождёнными особенностями «нервно-мозгового аппарата», свойствами органов чувств.
Существует толкование задатков, с позиции генетики. Так, утверждается, что «генотип — это совокупность наследственных задатков (статическое образование)». Подобное расширительное толкование задатков также можно считать неоправданным. Под генотипом подразумевают всю совокупность генов данной особи, а не только тот парциальный комплексом наследственных структур, который лежит в основе развития той или иной способности.
Таким образом, в существующей литературе нет достаточно аргументированного понятия такой важной биологической предпосылки развития способностей, как задаток. Однако при рассмотрении данной проблемы целесообразно учитывать следующие аспекты:
Задаток надо рассматривать как генетическое образование, которое формируется в результате образования зиготы. Какова природа и механизм образования диплоидного набора хромосом пока ещё не достаточно ясно.
Задаток влияет на программу развития, определяя морфологические особенности организма (особенности строения тела, композицию мышечных волокон, капилляризацию мышц, особенности строения сенсорных систем и т.д.).
Задаток влияет на функциональные особенности, специфику адаптаций, преимущественную склонность к совершенствованию анаэробного, аэробного, анаболического метаболизма при мышечной деятельности.
Задаток определяет
развитие координационных возможностей,
способности центрально-
Задаток влияет на формирование психофизиологических свойств индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как качественной специфики личности.
Задаток как генетически закреплённая предпосылка развития, очевидно, влияет не только на временную последовательности формирования функций, развитие костно-двигательного аппарата, двигательных качеств, темпы прироста функциональных возможностей, но и на величину развития признака. В генетике степень развития признака определяют как наследственную норму реакции. В спорте правильная интерпретация наследственной нормы реакции — резервных возможностей реализации задатков — приобретает особую значимость, так как развитие спортивных способностей с одной стороны, жестко лимитировано временем (лишь в определенном, относительно узком возрастном коридоре — 6-8 лет), а с другой — при учете особых сензитивных периодов развития.