Развитие быстроты у футболистов 12-14 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить развитие быстроты у детей 12-14 лет на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие быстроты у юных футболистов 12-14 лет.
Предмет исследования – развитие быстроты на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Рабочая гипотеза – предполагается, что процесс физического воспитания будет протекать более эффективно, если дети 12-14 лет регулярно заниматься футболом, то это может способствовать развитию быстроты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Краткая характеристика развития детей 12-14лет и особенности развития скоростных способностей в данном возрасте…….…………………………....6
1.2. Понятие о скоростных способностях, их виды………………….………10
1.3. Методики воспитания скоростных способностей………………… .……13
1.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей………………………………………..……………..22
1.5 Воспитание двигательного качества быстроты…………………………..22
Постановка проблемы……………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования……………………………………………………..31
2.2. Методы исследования……………………………………………………33
2.3. Организация исследования………………………………………………35
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальная программа………………………………………….40
3.2. Результаты эксперимента………………………………………………..42
ВЫВОДЫ………………………………….……………………………47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

1.5 Воспитание двигательного качества быстрота 

     При обучении основам техники и тактики игры учителю необходимо добиваться повышения уровня быстроты, скоростно-силовых способностей и прыжковой выносливости учащихся.

     Для воспитания быстроты движений используются скоростные упражнения. Продолжительность  одного повторения скоростного упражнения колеблется в зависимости от пола, возраста, подготовленности учеников и конкретных задач – от 2-3 до 10-12 с. Длину дистанции выбирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальной до конца попытки. Количество повторений не более 5-6.

     Интервалы отдыха между попытками от 1 до 2-3 мин. Чтобы поддержать возбудимость центральной нервной системы  на достаточно высоком уровне, паузы  между повторениями заполняют упражнениями малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в основном упражнении. Например, если учащиеся совершают серию рывков с мячом, то к месту старта они возвращаются медленным бегом или спокойной ходьбой, ведя мяч или жонглируя им.

     Чтобы предотвратить образование так  называемого «скоростного барьера», заключающегося в стабилизации скорости и частоты движений, в занятия включают разнообразные игровые средства, постоянно их варьируя. В этом одна из причин широкого использования при воспитании быстроты подвижных игр и эстафет, в процессе которых ученики приспосабливаются к нестандартным условиям: передвигаются самыми неожиданными способами, моментально реагируют на смену обстановки. [36.стр.45].

     Для воспитания скоростно-силовых качеств  применяют всевозможные прыжки, разнообразные упражнения с баскетбольными и набивными мячами, подбирают такие упражнения, которые в координационном отношении сходны с уже освоенными двигательными навыками. Движения выполняются с полной амплитудой, например, приседания завершаются выпрыгиванием, часто применяются бросковые движения и т.п.

     Интенсивность и продолжительность работы в  каждой попытке, число повторений, длительность и продолжений пауз отдыха - сохраняются  такими же, как и в скоростных упражнениях. Не случайно упражнения на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств рекомендуют объединять в комплексы. Это создает дополнительные удобства при организации занятий и повышает моторную плотность урока физической культуры за счет ликвидации потерь времени на перестроение учащихся.

     Для повышения прыгучести школьников используют сочетания различных прыжков в «глубину» с последующим запрыгиванием на какое-либо возвышение или с выпрыгиванием вверх и доставанием высоко расположенного предмета (например, мяча, который учитель держит в поднятой руке, сетке баскетбольной корзины или нижнего края щита), многочисленные варианты прыжков через гимнастическую скамейку. [38.стр.19].

     Важное  место в скоростно-силовой подготовке учащихся на уроках футбола отводят  подвижным играм, эстафетам с  большим набором прыжкового, метательного и ударного характера. Например, в IV-V классах проводят такие игры, как «Охотник и утки», «Перестрелка», «Прыгуны», а в старших классах - различные варианты эстафеты «Гусеница», игра «Борьба за отскок» и т.п. Полезно также выполнять скоростно-силовые упражнения соревновательным методом, ставя перед учащимися задачи: «Кто дальше совершит пятерной прыжок?», «Кто выше подбросит набивной (для младших классов - баскетбольный) мяч?», «Какая пара сделает быстрее 10 передач в положении сидя на полу?» и др. При подборе средств скоростно-силовой подготовки предпочтение отдают движениям, сходным по структуре и условиям выполнения с игровыми двигательными действиями. Так, все чаще дают такие задания: выполнить в прыжке тот или иной прием ведения мячом (чаще всего ловлю-передачу); повернуться на 90, 180, 360о; перехватить высоко летящий мяч; накрыть бросок противника и т.п. Как перед отталкиванием, так и сразу после приземления при выполнении прыжков учитель следит за соблюдением правильной игровой стойки и рациональной техники всех перемещений игроков. [32.стр.67].

     Для воспитания прыжковой выносливости в отдельные занятия включает такие специальные упражнения и  игры, в которых развивается способность  игрока длительное время выполнять  прыжки максимальной мощности. Например, поймав мяч в прыжке, успеть до приземления передать его партнеру, бросить в корзину или ударить о баскетбольный щит. Применяют различные многоскоки, выполняемые на все большее расстояние.

     Прыжки  со скакалкой способствуют не только развитию прыжковой выносливости, но и росту прыгучести и общей выносливости, совершенствованию координации движений, укреплению мышц голени и кистей рук. Однако далеко не все дети к четвертому классу умеют обращаться со скакалкой. Поэтому их необходимо вначале обучить навыкам прыжков со скакалкой. На это тратится не более 1 - 2 занятий, а для тех, кто продолжает отставать, разрабатывают индивидуальные домашние занятия.

     Прыжки  со скакалкой выполняют различными по характеру движений и степени  сложности способами. Можно прыгать последовательно, переступая каждой ногой скакалку, отталкиваясь от пола одновременно двумя ногами, на одной ноге. Можно совершать между прыжками. промежуточные подскоки; вращать скакалку вперед и назад; делать один или два оборота за один прыжок; выполнять повороты вокруг своей оси на 45, 90, 180о; прыгать в полуприседе; сгибать в полете ноги назад или выносить колени вперед-вверх. С интересом выполняют старшеклассники совместные прыжки через скакалку, вдвоем и втроем, располагаясь затылком или боком друг к другу. Однако первоначально необходимо, чтобы учащиеся хорошо овладели навыком прыжка толчком двумя ногами с вращением скакалки вперед и затем переходили к изучению остальных разновидностей. [33.стр.107].

     Чтобы учащиеся выполняли прыжки в заданном темпе, можно регулировать их метрономом. При отсутствии метронома учитель предлагает учащимся самостоятельно подсчитать, сколько прыжков (оборотов скакалки) они совершают за одну минуту, давая сигнал в начале упражнения.

     На  втором этапе (11-14 лет) происходит формирование тактических умений. Совершенствование ранее изученных тактических действий осуществляется путем многократного повторения игровых и специальных упражнений. На этом этапе целесообразно использовать упражнения, в которых футболисту предлагается выполнить конкретное задание, например, «закрыть» определенного игрока, выполнять «открывание» на скорости, при атаке применять обводку соперника и т.д. на втором этапе начинается обучение футболиста умению взаимодействовать с партнером с дальнейшим совершенствованием этих действий. Тренер подбирает упражнения для разучивания простых взаимодействий: игра в «сетку», «скрещивание». Необходимым средством для обучения тактическим действиям на этом этапе являются просмотры игр команд мастеров, анализ игр своей команды с помощью видеозаписи. [1.стр.56-57].

     На  третьем этапе (14-17 лет) происходит совершенствование  индивидуальных тактических действий и изучение, и совершенствование  групповых и командных тактических  действий в нападении и защите Совершенствование индивидуальных тактических действий в нападении происходит в условиях, максимально приближенных к игровым (противоборство с соперником, скорость выполнения различных тактических действий и т.д.) целесообразно использовать упражнения, в которых каждому игроку дается конкретное задание с применением всего арсенала тактических приемов. Упражнения проводятся на ограниченных участках поля. При совершенствовании индивидуальных тактических действий в защите используются упражнения, направленные на умение выбрать позицию при отборе мяча в игре на «перехват», опекать соперника персонально. При подборе упражнений тренер должен уделить внимание совершенствованию таких тактических действий, как быстрое переключение от одного действия к другому, от технического приема нападения – к техническому приему защиты, от одних тактических действий – к другим. [34 стр.57-58].

     Групповые тактические действия в футболе  – это определенные способы взаимодействия двух, трех и более игроков. Обучение групповым тактическим действиям в нападении и защите целесообразно проводить в следующей последовательности:

  1. Взаимодействия игроков без соперников.
  2. То же с соперником, оказывающим пассивное сопротивление.
  3. То же с соперником, оказывающим активное сопротивление.
  4. то же с конкретными заданиями и условиями (ограничение времени владения мячом, ограничение касаний мяча, максимальная скорость, уменьшение площадки, выбор способа передачи и т.д.).

     Совершенствование групповых тактических действий в нападении и защите проводится в игровых упражнениях и учебных играх. Упражнения выполняются как при численном перевесе учащихся, так и наоборот (3 x 2; 4 x 3; 5 x 6; 4 x 5; и т.д.). При выполнении этих упражнений тренер должен обратить внимание на использование футболистами тех приемов и действий. Которые позволят с наибольшей эффективностью решить поставленную

задачу. При выполнении упражнений тренеру  целесообразно делать замечания  футболистам, как по ходу, так и  во время остановки выполнения.

     Главным средством совершенствования командных  тактических действий является двусторонняя игра. Перед двусторонней игрой необходимо проводить теоретическое занятие, на котором футболисты получают конкретные задания в зависимости от системы игры команды. Конкретное задание на игру крайнего защитника, например, может состоять:

  1. Из количества подключений в атаку (5-7 за тайм);
  2. Количества передач в штрафную площадь соперника (8-10 за тайм);
  3. Игры в «определенной зоне»;

     4. Количества подключений в атаку  с входом в штрафную площадь  соперника (4-5 за тайм). [31.стр.34-35].

     При проведении двусторонней игры тренер может несколько раз остановить ее для того, чтобы обратить внимание футболистов на выполнение ими полученного задания, внести необходимые коррективы в повторение комбинации. Однако предпочтительнее не останавливать игру, а делать замечания и указания в ходе матча. Целесообразно сосредоточить свое внимание на одном футболисте или отдельной линии или звене, уделив 20-23 минут работе с ними по выполнению полученного задания. Далее следует прейти к другому звену или линии. После проведения игры тренер должен произвести разбор, проанализировав действия игроков. Для того чтобы разбор был более эффективным, тренер должен проводить его при активном участии футболистов. [19.стр.78]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Постановка   проблемы 

     При составлении экспериментальной программы для развития качества быстроты юных футболистов 12–14 лет было просмотрено и изучено несколько программ различных авторов. В каждой из этих программ можно было увидеть положительные и отрицательные моменты. Например, такие авторы, как: А. Маслоу, А. А. Вакулов, в большей степени на тренировочных занятиях предлагают использовать упражнения с отягощениями. А в качестве отягощений они рекомендуют штанги, гири, гантели и т. п. В их программе присутствуют такие упражнения, как приседания со штангой на плечах и др. В этом и есть отрицательный компонент этой программы. Для того чтобы на тренировках по футболу использовать штанги, гири для этого нужен специальный зал, специальное оборудование. Также требуется время на то, чтобы с детьми посещать тренажерный зал, в котором нужна повышенная техника безопасности.

     Плюс  у детей в этом возрасте еще  полностью не сформировалась костная  система, т. е. в таких упражнениях  большая нагрузка идет на позвоночник, следовательно, это травмоопасно. Нам кажется, что упражнения такого характера можно использовать в практике лишь с 15–16 лет. Рассматривая программу О. В. Жбанкова, мы увидели несколько упражнений негативно влияющих на здоровье молодого футболиста. Одно из них: прыжки с ноги на ногу. Это задание требует от коленного сустава больших напряжений. После полета при приземлении на опорную ногу практически вся нагрузка идет на коленный сустав, а связочный аппарат суставной сумки в 12–13 лет еще довольно слаб, поэтому могут происходить микротравмы, которые, в последствии, перейдут в серьезную травму. Это отрицательный момент программы.

     В этой программе были описаны стандартные  упражнения, применяемые в тренировочном  процессе многими тренерами: прыжки через скамейку, прыжки на скакалке, прыжковые упражнения и т. д. одно из эффективных упражнений у О. В.  Жбанкова является запрыгивание на опору. Это задание способствует развитию прыгучести, т. к. оно является соревновательным, т. е. применяется в игре. Запрыгивание на опору позволяет усваивать «зависание» игрока в воздухе при выполнении удара головой по мячу.

     И так, просмотрев многие программы различных авторов  по развитию быстроты у юных футболистов 12–14 лет, мы отобрали из всех предлагаемых упражнений наиболее, на наш взгляд, эффективные и благоприятно влияющие на здоровье занимающихся. 

 

Список литературы 

Информация о работе Развитие быстроты у футболистов 12-14 лет