Развитие быстроты у футболистов 12-14 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить развитие быстроты у детей 12-14 лет на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие быстроты у юных футболистов 12-14 лет.
Предмет исследования – развитие быстроты на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Рабочая гипотеза – предполагается, что процесс физического воспитания будет протекать более эффективно, если дети 12-14 лет регулярно заниматься футболом, то это может способствовать развитию быстроты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Краткая характеристика развития детей 12-14лет и особенности развития скоростных способностей в данном возрасте…….…………………………....6
1.2. Понятие о скоростных способностях, их виды………………….………10
1.3. Методики воспитания скоростных способностей………………… .……13
1.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей………………………………………..……………..22
1.5 Воспитание двигательного качества быстроты…………………………..22
Постановка проблемы……………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования……………………………………………………..31
2.2. Методы исследования……………………………………………………33
2.3. Организация исследования………………………………………………35
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальная программа………………………………………….40
3.2. Результаты эксперимента………………………………………………..42
ВЫВОДЫ………………………………….……………………………47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     В работе с детьми соблюдение этого  требования значительно усложняется  из-за привлекательности и эмоциональности  скоростных действий, а также из-за индивидуальных различий в скоростных возможностях. Развитие скоростных способностей требует настойчивого, многократного повторения концентрированных физических напряжений. Необходимы и волевые усилия для сосредоточения внимания, мобилизации в

нужный  момент скоростных возможностей или  же для поддержания скорости до конца  упражнения. Поэтому развитие скоростных способностей важно сочетать с воспитанием  таких волевых качеств, как целеустремлённость, настойчивость, упорство. Этот процесс  должен пронизываться ещё и интеллектуальными способностями, связанными с ориентировочными действиями и принятием целесообразных решений при совершенствовании быстроты сложных реакций, с самоконтролем, осмыслением чувственных восприятий и сознательным управлением движениями при максимальных напряжениях.

     По  мнению Маслоу.А [18.стр.23] скоростных способностей полезно связывать с обучением управлению скоростными параметрами движения в зависимости от задач и условий двигательной деятельности. Максимальные скорости не всегда необходимы и целесообразны. Нередко успешность двигательных действий лимитируется умением гибко пользоваться непредельными, оптимальными для данных условий скоростями реакции. Циклических движений и передвижения. Обучение этому, связанное с координационным упорядочением двигательных действий, целесообразно перемешать со специальным развитием максимальных скоростных возможностей. Так методом контрастного сопоставления различных мышечных усилий. Когда эталонным ориентиром служит максимальный, обеспечивается более точная их дифференцировка. Вместе с тем достигается обратный результат – интенсификация скоростных усилий. Переключение с максимальных скоростей на сниженные. Может служить и активному отдыху. Наконец, что особенно важно, проявление максимальных скоростных усилий в условиях сложной ситуационной двигательной деятельности (например, в футболе) не только немыслимо без таких сочетаний, но и приобретает практическую прикладную ценность.

     Таким образом, эти упражнения соответствуют  интересам и двигательным потребностям детей, стимулируют их эмоционально-волевые

проявления  и приучают к мобилизации максимальных мышечных усилий в нужный момент. 

1.2. Понятие о скоростных способностях, их виды 

     Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности».

     Скоростные  способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный  для данных условий отрезок времени. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно  и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.[34.стр.75].

     Под быстротой понимают единство проявления центральных и периферических нервных  структур двигательного аппарата человека, позволяющий перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время.[4.стр.65].

     Под быстротой понимается специфическая  двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых  при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, не требующих больших затрат.[20стр.66].

     Различают элементарные и комплексные формы  проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся:

  1. Способность быстро реагировать на сигнал (быстрота реакции);
  2. Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью (скорость одиночного движения);
  3. Способность к быстрому началу движения (резкость)
  4. Способность к выполнению движений в максимальном темпе (темп движений).

     Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как обусловлена не только уровнем развития быстроты. Но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами.

     К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:

     1. Способность быстро набирать  скорость на старте до максимально  возможной – стартовый разгон в спринтерском беге. Рывки в футболе. В среднем это время составляет 5-6 с;

     2. Способность к достижению высокого  уровня дистанционной скорости  называют скоростной выносливостью  (в циклических локомоциях);

     3. Способность быстро переключаться  с одних действий на другие, т.е. быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении (например, в футболе). Уровень развития и появления скоростных способностей зависит от ряда факторов: [27стр.23]

     1. Подвижность нервных процессов,  т.е. скорости перехода нервных  центров из состояния возбуждения  в состояние торможения и обратно;

     2. Соотношение различных мышечных  волокон, т.е. соотношение быстрых  и медленных волокон, их эластичность  и растяжимость;

     3.Силы  мышц;

     4.Способности  мышц переходить из напряженного  состояния в расслабленное;

     5.Энергетического  запаса в мышце, от АТФ и  КТФ, скорости её расщепления  и восстановления;

     6. Амплитуды движений, т.е. от степени  подвижности в суставах;

     7.Способности к координации движений при скоростной работе;

     8. Биологического ритма жизнедеятельности  организма, максимальная скорость  движений наблюдается при t = +22 градуса;

     9. Возраста и пола;

     10. Скоростных природных способностей  человека.

     Скоростные  способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее – другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Так при подборе упражнений для футболистов необходимо уделять внимание стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направлениям движения. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, единой причины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях.[5.стр.87].

     Для развития скоростных способностей необходимо решить следующие задачи:

     1. Разностороннее развитие скоростных способностей в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения. Важно не упустить средний школьный возраст – особенно благоприятный период для эффективного воздействия на эту группу способностей;

     2. Максимальное развитие скоростных способностей при специализации подростков в виде спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (футбол);

     3. Совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в  определённом виде деятельности.

        В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путём – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движения.[9.стр.93-94]. 

1.3 Методики воспитания скоростных способностей 

     Быстрота  двигательных реакций, может быть, простой  и сложной. Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал, появляющийся внезапно. Например, старт в беге, свисток арбитра во время игры. Быстрота простой реакции определяется по латентному периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых не превышает 0,3 с. Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий раздражитель, с установкой на сокращение времени реагирования.[31.стр.45].

Упражнения  на быстроту реакции вначале выполняются в облегченных условиях (например, в футболе изменения направления движения по сигналу). Как правило, реакция осуществляется не изолированно. А в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (атакующие действия, элементы игровых действий). Поэтому для совершенствования быстроты простой реакции применяются упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным: изменяют время между предварительной и исполнительной командами, разнообразные сигналы – от самых громких до очень тихих. Использование звуковых раздражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию, ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагировать на сигнал. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигнал в одной ситуации, то он будет

     быстро  реагировать на них и в других ситуациях: например, футболист, быстро реагирует на звуковой сигнал рукой, будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции во многом зависит от того. На что обращается основное внимание ученика: на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие (моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, то время реагирования меньше, чем, если оно направлено на восприятие сигнала. С точки зрения Каковкина.А.В. надо учить занимающихся, умению концентрировать внимание на предстоящем напряжении мышц, она зависит от времени ожидания сигнала.[6.стр.61]

     Сложные реакции встречаются в видах  деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий. К сложным двигательным реакциям в физическом воспитании и спорте относят реакцию «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакцию на движущийся объект.

     Воспитание  быстроты сложных двигательных реакций  связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. По мнению Ю.Ф. Курамшина, для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируют отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.[10.стр.23]

     В сложных реакциях выделяют:

     1. Реакции на движущийся объект.

     2. Реакции выбора.

Чаще  всего эти типы реакций встречаются  в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,18 – 1 с. Латентный

период  этой реакции вратаря при движении рукой в среднем имеет величину 0,18 – 0,21 с; при выдвижении ногой – 0,22 – 0,24 с.

     Скрытый период реакции на движущийся предмет  слагается из четырех элементов:

  1. Человек должен увидеть движущийся предмет (мяч, игрока).
  2. Оценить направление и скорость движения его движения.
  3. Выбрать план действий.
  4. Начать его осуществление.

     Основная  доля этого времени (более 80 %) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение видеть предмет, передвигающийся с  большой скоростью. Особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (мяча, игрока) в поле зрения. Этот компонент составляет значительную часть времени сложной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:

Информация о работе Развитие быстроты у футболистов 12-14 лет