Автор: Надежда Пономарева, 24 Сентября 2010 в 15:19, реферат
Менеджмент - это новая философия, которая подразумевает действие определенной системы ценностей и приоритетов.
Менеджмент (от англ. management - «управление, заведование, организация») - наука об управлении организациями. Предмет науки менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления организациями, объединенных общей целью повышения организационной эффективности1.
Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Понятия «управление» и «менеджмент» считаются синонимами, но смысл этих слов различен. На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент», так как рассматривается лишь одна из форм управления, а именно управление социально-экономическим процессом посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерного общества. Следовательно, термин «менеджмент» употребляют относительно управления хозяйственной деятельностью, т. е. любой сферой производства товаров и оказания услуг.
Более приемлемо употреблять термины «управление», «заведование» и «организация». Однако общественные, государственные, и другие организации тоже должны пользоваться принципами и методами менеджмента, если они стремятся к достижению своих целей и минимизации затрат.
В своей сущности менеджмент является сложным социально-экономическим, информационным и организационно-техническим явлением, являясь одновременно процессом деятельности и науки, имеющим дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств.
Введение 3
Школы управления 4
Цели и задачи менеджмента 8
Объекты и субъекты менеджмента. 13
Заключение 15
Список литературы 16
Развитие
менеджмента
Оглавление
Менеджмент - это новая философия, которая подразумевает действие определенной системы ценностей и приоритетов.
Менеджмент (от англ. management - «управление, заведование, организация») - наука об управлении организациями. Предмет науки менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления организациями, объединенных общей целью повышения организационной эффективности1.
Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Понятия «управление» и «менеджмент» считаются синонимами, но смысл этих слов различен. На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент», так как рассматривается лишь одна из форм управления, а именно управление социально-экономическим процессом посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерного общества. Следовательно, термин «менеджмент» употребляют относительно управления хозяйственной деятельностью, т. е. любой сферой производства товаров и оказания услуг.
Более приемлемо употреблять термины «управление», «заведование» и «организация». Однако общественные, государственные, и другие организации тоже должны пользоваться принципами и методами менеджмента, если они стремятся к достижению своих целей и минимизации затрат.
В своей сущности менеджмент является сложным социально-экономическим, информационным и организационно-техническим явлением, являясь одновременно процессом деятельности и науки, имеющим дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств.
На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления.
1) Школа научного управления развивалась в 1895-1920 годы. Основателем был Тейлор, сформулировавший принципы управления индивидуальным трудом рабочих:
2) Классическая (административная) школа (1930-1950 г.)2. Основатель - Анри Файоль. Цель школы выработка подходов к совершенствованию управления организации в целом. Файоль считал, что успех организации зависит от принципов управления, он разработал 14 принципов которым следовал в своей практике:
3) Школа человеческих отношений (1930-1950 г.). Основатель - Элтон Мейо. Он провел "Хоуторнский эксперимент", который показал, что поведение человека на работе и его трудовые результаты зависят от того, в каких социальных условиях он работает, какие отношения существуют между рабочими и между рабочими и менеджерами:
4)
Школа поведенческих наук. Развивалась
с 1950 г. по наше время. Основатель
- Бернард. Новизна этой школы
заключалась в стремлении
5)
Количественный подход (с 1950 г.).
Достижение точности наук для формализации
процесса управления в особенности процесса
принятия решений. Количественный подход
опирается на экономико-математические
методы (математика, статистика, инженерные
науки). Суть заключается в исследовании
операций и моделей. После постановки
проблемы разрабатывается модель анализируемой
организации. Модель - форма восприятия
реальности. Она или представляет реальность
абстрактной или упрощает ее. После создания
моделей переменным значениям задаются
количественные значения.
6) Процессный подход (с 1960 г.)
Рисунок 1- Процессный подход
Функции управления в процессном подходе рассматриваются как взаимосвязанные, а процесс управления как общая сумма всех функций. Все функции связаны процессами - коммуникации и принятие решений. Коммуникации - процесс основанный на межличностном общении при передаче информации, как с внешней средой, так и внутри организации. Решение - процесс правильного выбора из нескольких альтернативных возможностей.
Планирование - процесс определения и путей достижения цели. Руководитель должен при планировании:
Функция организации - процесс распределения работы среди сотрудников и координация их деятельности. Контроль - процесс каждодневный текущий, предназначен для обеспечения выполнения планов организации.
Этапы контроля:
Мотивация - процесс побуждения к деятельности для достижения цели организации.
Процесс мотивации включает:
7) Системный подход (с 1960 г.)3 - появился вследствие распространения теории систем, которая рассматривает все объекты, как системы. Система - целостность, состоящая из взаимосвязанных объектов, где каждый объект вносит свою лепту в характеристику целого. Системы бывают открытые и закрытые. Закрытая система определена жесткими фиксированными границами, ее действия не зависят от окружающей систему среды. Открытая система наоборот, характеризует постоянное взаимодействие с внешней средой.
8)
Ситуационный подход (с 1960 г.) - его
сущность заключается в увязке конкретных
приемов и концепций с определенными ситуациями.
Успех или неудача этого подхода зависит
от того, насколько правильно определены
переменные ситуации, то есть этот подход
дал возможность применения науки к конкретным
ситуациям.
Менеджмент, как и любая другая наука, имеет определенные закономерности, принципы и, безусловно, свои цели и задачи.
В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:
— как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;
— как область научного исследования;
— как учебная дисциплина.
Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.
Спецификой можно назвать наличие общих и специфических целей. Общие или стратегические цели определяют концепцию развития организации в целом, направлены на перспективу, а специфические создаются по видам основной деятельности предприятия в рамках общих целей. Достижение максимальной эффективности при минимуме затрат возможно только при рациональном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Это достигается совместными усилиями работников компании, направленными на достижение общих целей.
К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.
Следовательно, главная цель менеджмента - это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по-разному, например, перечисляя компании, фирмы, организации, которые можно назвать успешными, мы вспоминаем наименования крупных, хорошо известных фирм. Как показывает практика, размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Как правило, любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная. Например, братья МакДональд продали права на использование своего имени и своей системы Рею Кроку. Причиной тому были в основном небольшие амбиции и то, что они не захотели приносить себя в жертву, как это обычно бывает при расширении предприятия. Добившись от жизни всего, что им хотелось и заработав при этом миллионы, МакДональды едва ли могут рассматриваться как неудачники, даже если принять во внимание то, что объем продажи существующей сегодня корпорации «МакДональд» вырос в тысячи раз. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента4.
После достижения намеченных целей организация может прекратить свою деятельность. Например, любой правительственный орган, создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим существуют и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно, поскольку любая организация имеет потенциал существовать бесконечно.
Следующая по иерархии цель менеджмента - это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.