Развитие менеджмента

Автор: Надежда Пономарева, 24 Сентября 2010 в 15:19, реферат

Описание работы

Менеджмент - это новая философия, которая подразумевает действие определенной системы ценностей и приоритетов.
Менеджмент (от англ. management - «управление, заведование, организация») - наука об управлении организациями. Предмет науки менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления организациями, объединенных общей целью повышения организационной эффективности1.
Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Понятия «управление» и «менеджмент» считаются синонимами, но смысл этих слов различен. На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент», так как рассматривается лишь одна из форм управления, а именно управление социально-экономическим процессом посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерного общества. Следовательно, термин «менеджмент» употребляют относительно управления хозяйственной деятельностью, т. е. любой сферой производства товаров и оказания услуг.
Более приемлемо употреблять термины «управление», «заведование» и «организация». Однако общественные, государственные, и другие организации тоже должны пользоваться принципами и методами менеджмента, если они стремятся к достижению своих целей и минимизации затрат.
В своей сущности менеджмент является сложным социально-экономическим, информационным и организационно-техническим явлением, являясь одновременно процессом деятельности и науки, имеющим дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств.

Содержание

Введение 3
Школы управления 4
Цели и задачи менеджмента 8
Объекты и субъекты менеджмента. 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Развитие менеджмента.doc

— 101.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  менеджмента 

     

 

     

     Оглавление 
 

 

     

     Введение

     Менеджмент - это новая философия, которая  подразумевает действие определенной системы ценностей и приоритетов.

     Менеджмент (от англ. management - «управление, заведование, организация») - наука об управлении организациями. Предмет науки менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления организациями, объединенных общей целью повышения организационной эффективности1.

     Изначально  понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Понятия «управление» и «менеджмент» считаются синонимами, но смысл этих слов различен. На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент», так как рассматривается лишь одна из форм управления, а именно управление социально-экономическим процессом посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерного общества. Следовательно, термин «менеджмент» употребляют относительно управления хозяйственной деятельностью, т. е. любой сферой производства товаров и оказания услуг.

     Более приемлемо употреблять термины  «управление», «заведование» и «организация». Однако общественные, государственные, и другие организации тоже должны пользоваться принципами и методами менеджмента, если они стремятся к достижению своих целей и минимизации затрат.

     В своей сущности менеджмент является сложным социально-экономическим, информационным и организационно-техническим явлением, являясь одновременно процессом деятельности и науки, имеющим дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств.

     Школы управления

     На  каждом этапе развития менеджмента  формировались соответствующие школы управления.

     1) Школа научного управления развивалась в 1895-1920 годы. Основателем был Тейлор, сформулировавший принципы управления индивидуальным трудом рабочих:

  • научный подход к выполнению каждого элемента работы;
  •   научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
  •   кооперация с рабочим;
  •   разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими;
  •   систематическое использование стимулирования.

     2) Классическая (административная) школа (1930-1950 г.)2.  Основатель - Анри Файоль. Цель школы выработка подходов к совершенствованию управления организации в целом. Файоль считал, что успех организации зависит от принципов управления, он разработал 14 принципов  которым следовал в своей практике:

  • разделение труда;
  • полномочия и ответственность;
  • дисциплина;
  •   единоначалие;
  •   единство действий;
  •   подчиненность личных интересов;
  •   вознаграждение персонала;
  •   централизация;
  •   скалярная цепь;
  •   порядок;
  •   справедливость;
  •   стабильность персонала;
  •   инициатива;
  •   корпоративный дух.

     3) Школа человеческих отношений (1930-1950 г.). Основатель - Элтон Мейо. Он провел "Хоуторнский эксперимент", который показал, что поведение человека на работе и его трудовые результаты зависят от того, в каких социальных условиях он работает, какие отношения существуют между рабочими и между рабочими и менеджерами:

  • коллектив рассматривается, как особая социальная группа;
  • межличностные отношения являются фактором роста эффективности и потенциалом каждого рабочего;
  • жесткая иерархия подчиненности противоречит природе человека и его свободе;
  •   руководителям предприятия необходимо ориентироваться в большей степени на потребителей, чем на продукцию.

     4) Школа поведенческих наук. Развивалась  с 1950 г. по наше время. Основатель - Бернард. Новизна этой школы  заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей для управления организацией. Основная цель этой школы - увеличение эффективности организации с помощью повышения эффективности ее трудовых ресурсов.

     5) Количественный подход (с 1950 г.).  Достижение точности наук для формализации процесса управления в особенности процесса принятия решений. Количественный подход опирается на экономико-математические методы (математика, статистика, инженерные науки). Суть заключается в исследовании операций и моделей. После постановки проблемы разрабатывается модель анализируемой организации. Модель - форма восприятия реальности. Она или представляет реальность абстрактной или упрощает ее. После создания моделей переменным значениям задаются количественные значения.  
 

     6) Процессный подход (с 1960 г.)

     

     Рисунок 1- Процессный подход

     Функции управления в процессном подходе  рассматриваются как взаимосвязанные, а процесс управления как общая сумма всех функций. Все функции связаны процессами - коммуникации и принятие решений. Коммуникации - процесс основанный на межличностном общении при передаче информации, как с внешней средой, так и внутри организации. Решение - процесс  правильного выбора из нескольких альтернативных возможностей.

     Планирование - процесс определения и путей достижения цели. Руководитель должен при планировании:

  • сформулировать цели;
  •   определить конкретные задания и работы;
  • учесть наличие всех ресурсов в организации.

     Функция организации - процесс распределения  работы среди сотрудников и координация их деятельности. Контроль - процесс каждодневный текущий, предназначен для обеспечения выполнения планов организации.

     Этапы контроля:

  • установка четких задач для исполнения;
  •   проверка реального исполнения задачи
  •   решение проблем, если исполнение не соответствует поставленным задачам.

     Мотивация - процесс побуждения к деятельности для достижения цели организации.

     Процесс мотивации включает:

  • установление или оценка неудовлетворенных потребностей;
  •   формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;
  • определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

     7) Системный подход (с 1960 г.)3 - появился вследствие распространения теории систем, которая рассматривает все объекты, как системы. Система - целостность, состоящая из взаимосвязанных объектов, где каждый объект вносит свою лепту в характеристику целого. Системы бывают открытые и закрытые. Закрытая система определена жесткими фиксированными границами, ее действия не зависят от окружающей систему среды. Открытая система наоборот, характеризует постоянное взаимодействие с внешней средой.

     8) Ситуационный подход (с 1960 г.) - его сущность заключается в увязке конкретных приемов и концепций с определенными ситуациями. Успех или неудача этого подхода зависит от того, насколько правильно определены переменные ситуации, то есть этот подход дал возможность применения науки к конкретным ситуациям.  

 

     

     Цели  и задачи менеджмента

     Менеджмент, как и любая другая наука, имеет определенные закономерности, принципы и, безусловно, свои цели и задачи.

     В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:

     — как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;

     — как область научного исследования;

     — как учебная дисциплина.

     Менеджмент  как научная дисциплина ставит своей  целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.

     Спецификой  можно назвать наличие общих  и специфических целей. Общие  или стратегические цели определяют концепцию развития организации в целом, направлены на перспективу, а специфические создаются по видам основной деятельности предприятия в рамках общих целей. Достижение максимальной эффективности при минимуме затрат возможно только при рациональном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Это достигается совместными усилиями работников компании, направленными на достижение общих целей.

     К основным общим целям менеджмента  относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов  в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.

     Следовательно, главная цель менеджмента - это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по-разному, например, перечисляя компании, фирмы, организации, которые можно назвать успешными, мы вспоминаем наименования крупных, хорошо известных фирм. Как показывает практика, размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Как правило, любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная. Например, братья МакДональд продали права на использование своего имени и своей системы Рею Кроку. Причиной тому были в основном небольшие амбиции и то, что они не захотели приносить себя в жертву, как это обычно бывает при расширении предприятия. Добившись от жизни всего, что им хотелось и заработав при этом миллионы, МакДональды едва ли могут рассматриваться как неудачники, даже если принять во внимание то, что объем продажи существующей сегодня корпорации «МакДональд» вырос в тысячи раз. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента4.

     После достижения намеченных целей организация может прекратить свою деятельность. Например, любой правительственный орган, создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим существуют и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно, поскольку любая организация имеет потенциал существовать бесконечно.

     Следующая по иерархии цель менеджмента - это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.

Информация о работе Развитие менеджмента