Психологическая поддержка боксёра

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:14, доклад

Описание работы

Бокс в мире один из наиболее массовых олимпийских видов спорта. Большая популярность бокса объясняется прежде всего его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные ,психические и волевые качества спортсмена.
Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки ,в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания ,уравновешенности и сдержанности.

Содержание

Введение…………………………………. 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы подготовки боксера.
Понятие ’’психологическая подготовка".4-5
Cодержание и структура психологической
готовности боксера к соревнованию............. 6-8
1.3 Диагностика состояния психической готовности боксера .........................................8-10
Воспитание воли боксера ........................10-11


Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров ……..22
2.1 Организация работы психолога………...12-15
2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров…………………..15-16
Выводы……………………………………….16
Список используемой литературы…………17

Работа содержит 1 файл

Психологическая подготовка боксера..doc

— 211.50 Кб (Скачать)
">
  • Индивидуальная работа со спортсменами , нуждающимися в гетерорегуляции.
  •  В этом  разделе работы наиболее полно  реализуются задачи конкретной  психологической настройки на предстоящую деятельность, а также закрепления и автоматизации элементов спорт деятельности.

    1. Индивидуальная работа с тренерами по определению программы и плана их работы со спортсменами.

      Важно, чтобы  совместная деятельность обоих специалистов носила целенаправленный и плановый характер. Тренер должен усвоить истину, что главный психолог в команде  – он сам.

    1. Специальная психологическая подготовка тренера.

      Во всех случаях, когда контакт тренера со спортсменом неизбежен (выполняет ли он секундирование, дает ли полезные советы перед боем) им передаются его эмоции и настроения бойцу. Волнующийся тренер способен ''заразить'' волнением спортсменов так же, как и его спокойствие и уверенность могут придать спортсменам дополнительные силы и волю к победе.

      Поэтому с  тренерами необходимо проводить  так же специальную психологическую  подготовку, которая направлена на становление необходимых психических  функций.

    1. Прочие виды работ.

      В этом раздел входят дополнительные мероприятия , проводимые психологом в команде : текущее обследование спортсменов , составление индивидуальной тактики психорегуляции, обработка полученных данных и т.п.

          На  основе принципов комплексной  психорегуляции сложилась определенная система последовательного обучения спортсменов саморегуляции, условно названная психодидактикой.

      Под психодидактикой  понимается сочетание использованных средств и методов психорегуляции , направленных на поэтапное совершенствование процессов самоконтроля и саморегуляции.

          На  первом этапе предусматривается  использование различных средств  и методов гетерорегуляции с  целью создания у спортсменов  представления о том , что он  должен достигнуть самостоятельно . Важно формировать в сознании спортсмена условно рефлекторные связи между словами и ощущениями тяжести тела , прохлады, легкого тела , ясной (“пустой”)

      головы и  т.п.

          В  этот период используются различные  аппаратурные и вербальные средства  гетерорегуляции. Роль спортсмена  в основном пассивная : все ощущения ему создают, а он лишь фиксирует их в памяти.

    На втором этапе  спортсмен уже сам должен учиться  формировать ощущения. Процесс саморегуляции  ведется с помощью вспомогательных  средств и без них. Здесь важно  найти “ключ к себе” ,т.е. конкретный технический прием, конкретное средство

    самовоздействия , с помощью которого можно будет  добиться необходимой стадии расслабления , или наоборот , мобилизации. На третьем  этапе отработанная, индивидуально  значимая система саморегуляции  автоматизируется.

    Важно что на уровне представлений эти реакции  настолько отработанны , что могут  реализовываться практически мгновенно.

      Человек при  этом может даже полностью не осознавать

    нового ощущения , но оно уже способно включать комплекс полезных и рациональных защитных психофизиологических механизмов . Например , у боксера появляется чувство боли в боку, по механизму самоприказа немедленно формируется защитная реакция в виде локального ощущения тепла или срабатывает так называемая реакция самоанестезии, когда спортсмен как бы не замечает боли. Без этого, было бы необходимо просто терпеть, что намного нерациональнее. Другой пример: когда во время ведения боя появляется чувство усталости и начинает нарастать влияние комплекса факторов лежащих в основе утомления, также рациональнее вместо настройки на терпение получить самоприказ: “Я ничего не чувствую “ или “ тело легкое, невесомое, нет никаких мыслей “.

    На третьем  этапе идет систематическая тренировка степени доминирования конкретных состояний, которые уже сформированы и имеют конкретное выражение. Третий этап еще до конца не разработан в методическом плане.

     Спортсмен  на этом этапе может сравниться с актером, который выучил роль, сыграл в первых спектаклях, но продолжает совершенствовать образ, который он

    создает.

       Главное  в систематическом сотрудничестве  психолога и тренера – подготовка  спортсмена к конкретным соревнованиям. 

    2.2 Оценка психологических  показателей тренированности  боксеров 

    К психологическим  показателям тренированности боксеров относят различного рода данные о сенсомоторных, перцептивных, мнемических, эмоциональных и других психических функциях отражающих уровень тренированности спортсменов.

        В  боксе оценке психологических  показателей тренированности уделялось  и уделяется большое внимание. Прежде всего внимание заостряется на оценке двигательных реакций боксеров, поскольку реакции эти тесно связанны с уровнем тренированности.Двигательные реакции бывают простые , сложные и антиципирующие. Простые реакции в меньшей степени отражают уровень тренированности, поскольку в чистом виде в боксе почти не встречаются. В последнее время для определения специфических реакций использовалась аппаратура , позволяющая моделировать условия характерные для деятельности боксеров . В частности , в качестве определенного раздражителя используется не простое зажигание лампочки, а определенные позы боксеров (боевая стойка , нанесение удара правой в голову), которые высвечиваются на специальных диапозитивах . Испытуемый должен реагировать определенным действием (или бездействием) на ту или иную позу изображенную на диапозитиве.

    Чувство времени  у боксеров можно определить с  помощью декатронного миллисекундомера. Испытуемому предлагается несколько  раз остановить стрелку или заряд  секундомера на определенной точке , а затем повторить все это , но уже без зрительного контроля.

    Учитывается величина ошибки и количество преждевременных и запаздывающих реакций.

    Для оценки психических  состояний, и в частности эмоционального состояния , чаще всего используется треморометрия и измерение электрокожного сопротивления.(ЭКС)

        Методика  треморометрии основывается на  регистрации непроизвольного дрожания  рук или пальцев (тремор). Приборами  для измерения тремора служат-тремометры  самых разных конструкций . Наиболее  подходящим для оценки психического состояния боксеров

    Треморометрия и измерение ЭКС оказались  особенно информативными при исследовании предстартового состояния боксеров .Все описанные выше методы оценки психического состояния спортсменов  достаточно просты и надежны , не требуют много времени и несомненно найдут широкое применение в практике бокса .

    К оценке психических  показателей следует подходить  особенно внимательно , поскольку они  весьма вариативны и во многом определяются индивидуальными особенностями  человека. Оценка этих показателей требует в каждом конкретном случае специального сравнительного анализа , на основании которого и определяется диагностическая ценность теста, и осуществляется интерпритация данных полученых с его помощью.

    Выводы 

      1)Спортивная  деятельность обязательно требует от спортсменов- высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях.

       2) Все  психические состояния и процессы  в спортивной деятельности играют  особо важную роль и должны учитываться в работе по психологической подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию.

      3) Роль психорегуляции  в круглогодичной тренировке  доказана необходимостью мобилизации  психических процессов, необходимых  для достижения успеха в соревнованиях. Однако психорегуляция должна протекать не стихийно механически подчиняя себе и часто искажая поведение спортсмена , а под строгим контролем его сознания . 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы

    1. Асмолов А.Г.  Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт ,1979.  С .18-20

    2. Бокс : Учебник  для институтов физической культуры.

    /Под редакцией  Дягтерева А.К. М.: Физкультура  и спорт,1979 С.40.

    1. Бокс : Ежегодный справочник для тренеров. М. : Физкультура и спорт,1970. ,4 выпуск.С.11.
    2. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности . изд.: Психология в спорте.Омск. 1998.С.13-15.
    3. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. М.: Физкультура и спорт. 1967.С.44.62.
    4. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.: Физкультура и спорт .1984 С.84-85.
    5. Волынкина Г.Ю., СувороваН.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. изд.: Ленинград. 1981. С.82-84.
    6. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт. 1981.С.48,56.
    7. Градополов К.В. Бокс :Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт .1965. С.89,115.

    10.Генов Ф.П.  Психологические особенности мобилизационной  готовности спортсмена. М.: Физкультура  и спорт .1971. С.148-150 

    11.Джероян Г.Ф., Худадов Н.А. Предсоревновательная  подготовка боксера. М.: Физкультура  и спорт.1971. С.154,167. 

    1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Физкультура и спорт,1987. 320 с.
    2. Кретти Б. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт,1978. С.11-12.
    3. Лаптев Л.А., Лавров П.И., Левитан П.К. Управление тренированностью боксеров. М.: Физкультура и спорт.1973. С.15-117.
    4. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Физкультура и спорт.1964. С.64,84.
    5. Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физкультура и спорт .1990. С.64,89.
    6. Никифоров Ю.Б., Викторов И.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. М.: Физкультура и спорт. 1978.С.224.
    7. Палайма Ю.Ю. Опыт измерения относительной силы мотива в спорте. М.: Физкультура и спорт .1966 С.13.
    8. Психология : Учебник для институтов физической культуры/ Под редакцией Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт 1979. С.66,85.
    9. Психология и современный спорт: сборник научных статей психологии спорта социалистических стран. М.: Физкультура и спорт 1973. 210с.
    10. Романенко М.И. Молодому боксеру. М.: Физкультура и спорт 1968. С.58.
    11. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров .М.: Физкультура и спорт 1968.С.58.

    Информация о работе Психологическая поддержка боксёра