Психологическая поддержка боксёра

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:14, доклад

Описание работы

Бокс в мире один из наиболее массовых олимпийских видов спорта. Большая популярность бокса объясняется прежде всего его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные ,психические и волевые качества спортсмена.
Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки ,в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания ,уравновешенности и сдержанности.

Содержание

Введение…………………………………. 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы подготовки боксера.
Понятие ’’психологическая подготовка".4-5
Cодержание и структура психологической
готовности боксера к соревнованию............. 6-8
1.3 Диагностика состояния психической готовности боксера .........................................8-10
Воспитание воли боксера ........................10-11


Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров ……..22
2.1 Организация работы психолога………...12-15
2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров…………………..15-16
Выводы……………………………………….16
Список используемой литературы…………17

Работа содержит 1 файл

Психологическая подготовка боксера..doc

— 211.50 Кб (Скачать)

1.4  Воспитание воли  боксера

      

      Под волей понимается способность  человека целенаправленно управлять  своими действиями,  которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

   Воспитание воли боксера – одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки боксера- научить его максимально

мобилизовать  волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным  состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях.

      Развитие воли спортсмена неотделимо  от его общего интеллекта и  воспитания.

      Практически для решения задач  волевой подготовки, тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и , во-вторых правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки.

      Следует убеждать боксеров, что  даже самый средний боксер, не  обладающий богатыми физическими  данными и еще недостаточно  владеющий техникой и тактикой бокса,

сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории бокса много.

     Выработав  серьезное отношение и интерес  к боксу, следует развивать  у боксера стремление к самовоспитанию воли.

Боксера необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на ринге нужно  научиться управлять своим настроением  и чувствами, самокритично относится  к поражениям на ринге , в недостатках  в технике и тактике не обвинять тренера , судей и окружающих.

      Стремление  к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности боксера , и стимулом для совершенствования  качеств воли.

  Методика  воспитания у боксеров волевых  качеств предусматривает постепенное  увеличение степени трудностей  , которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений.

     Для  того чтобы стимулировать волевые  усилия боксера на преодоление  все возрастающих трудностей , в  тренировке применяется ряд методов  психологического воздействия. При  помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые качества боксера , но и вырабатывает у боксеров соответствующие установки , создает такие оптимальные состояния , которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху.

Их можно разделить на 2 группы : методы словесного  и методы смешанного воздействия.

К методам словесного воздействия относятся:

разъяснения,убеждения ,одобрения , похвала , требования, приказ , примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов , критика и др.

   К методам смешанного воздействия относятся:

поощрения , награждения , одобрения , наказание , срочная информация о результатах действия , специальные  упражнения для самонастройки , упражнения для отвлечения от неприятных мыслей .

    Эффективность методов словесного воздействия, зависит во многом от авторитета тренера, его умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них, эмоциональное влияние, логичности и образности речи, правильности замечаний.

Применяя методы смешанного  воздействия , тренер, помимо слов использует наглядный показ, отзывы других людей, различные упражнения и прочее. Он может

поощрить спортсменов, похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях в печати.

     Воспитывая волевые качества боксеров, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только в бою, на ринге, и тренировки, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена.

    Умение  тренера заставлять, побуждать боксера постоянно преодолевать трудности тренировки, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня, играет огромную роль в волевой подготовке боксеров.

    Надо  всегда иметь ввиду, что формирование  волевых качеств у боксеров- то  не эпизодическая работа тренера  , которую он проводит перед соревнованием , а постоянный кропотливый труд , требующий от него большой затраты сил , времени, упорства и энтузиазма в течение всей многолетней подготовки спортсменов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Психорегуляция в  процессе круглогодичной тренировки боксеров

 

     Психологическая  подготовка боксеров должна включать  средства и методы формирования  у них сознательно регулировать  свои эмоциональные состояния  в связи с условиями соревнований. 

Задача данной главы является показать научно обоснованные и разработанные приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью специальных упражнений , приемов , которыми должны быть обучены спортсмены в процессе психологической подготовки.

2.1 Организация работы  психолога

  Психолог, начинающий работать с командой боксеров, нередко сталкивается с рядом трудностей . Они возникают из-за того, что психолог, как правило, не может присутствовать в команде на всем протяжении подготовки спортсменов. Однако , если он работает с ними достаточно долго, ему очень непросто увязать свою деятельность с ежедневным тренировочным процессом, сделать свою работу его органической составной частью.

    Настоящим  и серьезным помощником психолога  должен стать тренер, непосредственно  работающий в команде. Тренер  – это педагог , который помогает спортсменам осваивать, закреплять и совершенствовать основы

спортивного мастерства, и воспитатель, а значит, не может не быть психологом.

Он должен систематически, целенаправленно руководить психологической подготовкой спортсменов, последовательно воспитывать у них умения контролировать себя, применять индивидуально значимые методы само регуляции психического состояния, вводить в особое психическое состояние, в котором наиболее полно реализуют физические и технические возможности . 

Поэтому главная  задача профессионального психолога  – быть нужным в первую очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической подготовки спортсменов, выполнять ту работу, которую сам тренер выполнить не может (например провести коррекцию неудовлетворительных психических состояний, последовательно , с методически четких позиций , воспитывать у отдельных спортсменов способность к самоконтролю и само регуляции , оперативно настраивать их на выполнение конкретной деятельности , разрабатывать, апробировать и внедрять перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей команды).

Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно , чтобы тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий , выполняемых или планируемых  психологом и активно участвовали  в них . Кроме того , необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и намечать новые цели и задачи.

   Выделим этапы  вхождения психолога  в команду боксеров:

  1. Разъяснительная беседа со старшим тренером.

В этой беседе излагаются основные задачи психорегуляции и рассматриваются  плановые варианты подготовки команды и отдельных спортсменов.

2. Беседы с  тренерским составом о важности  психорегуляции, а также об основных  приемах работы и ожидаемых  результатах

В беседе с тренерами  намечаются спортсмены которых тренеры  выделяют для перспективной подготовки и которые нуждаются в оперативной психорегуляции.

Согласуется форма  беседы тренера со спортсменами о  важности и необходимости мероприятий  по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную роль , т. к. тренер изначально должен задать правильный тон всей работе , показать свою заинтересованность в ней , и настроить спортсменов на то , что проводимые мероприятия имеют большое значение для них.

  1. Беседа тренеров со спортсменами о пользе и необходимости психорегуляции.

   В процессе  беседы тренера должны очень авторитетно подтвердить значимость всех планируемых мероприятий  и постараться каждому спортсмену показать перспективу и конкретную пользу занятий по психорегуляции .

  1. Короткая лекция психолога о значении психорегуляции.

 Внимание  спортсменов следует сконцентрировать на важность обучения методам саморегуляции, подчеркнув, что гетерорегуляция нужна на первом этапе, когда ауто регуляция не получается . Необходимо сказать о доминирующей роли самого спортсмена , о том , что функции психолога сводятся только к консультации и разумным подсказкам.

  1. Специальная беседа с лицами , нуждающимися в психорегуляции.

  В этой  беседе необходимо выявить индивидуальные  особенности каждого спортсмена , чтобы учитывать их в дальнейшем , в ходе психорегулирующих мероприятий .

Психолог должен ежедневно реализовывать большую  программу своей деятельности . Работа должна быть четко спланирована.

   В работе психолога можно выделить несколько конкретных разделов

  1. Занятия по обучению спортсменов самоконтролю нервно-эмоционального напряжения , работоспособности и состояния нервно мышечного аппарата .   

  В содержание  занятий входит оценка своего  состояния по параметрам работоспособности  и нервно-эмоционального напряжения . Каждый спортсмен должен уметь  оценивать состояние своего организма и на основании правильной самооценки готовиться к тренировкам и соревнованиям.

2. Обучение спортсменов  навыкам произвольной релаксации  и мобилизации. 

  Мероприятия  по обучению этим навыкам сочетаются  обычно c теоретическими занятиями , когда спортсменам поясняют психофизиологический смысл формируемых состояний , механизмы возникновения тех или иных ощущений , анализируют ошибки и рассматривают варианты их устранения с помощью средств саморегуляции.

3. Непосредственные  обучения самоконтролю и саморегуляции.

 Этот раздел  работы состоит из двух этапов. На первом этапе спортсмены выполняют все необходимые для паузы психорегуляции (физические упражнения исключаются).

Психолог лишь подает команды , выделяя периоды  расслабления , переходную стадию и  стадию идеомоторной тренировки.

  Внимательно  наблюдая за позами спортсменов  , фиксируя мелкие движения с целью коррекции позы, (поддергивание век ) он составляет представление о том , насколько успешно происходит расслабление.

    В  процессе опроса спортсменов выясняется, какие неудобства они испытывали , что им мешало на втором.

этапе с помощью  средств гетерорегуляции отрабатываются элементы релаксации

  1. Работа над формированием образа психического состояния , значимого для наиболее полной реализации физических и тактических возможностей спортсмена. Главное внимание должно обращаться на формирование ощущений , которые являются составными компонентами образа , а также умение их поэлементно тренировать , а затем интегрировать. Выработав у спортсменов умение создавать ощущение ''свободной от мыслей'' головы, надо научить его вызывать эти же ощущения и во время тренировочного занятия , фиксируя их и постоянно удлиняя во времени.
  2. Организация и контроль проведения пауз психорегуляции.

    Пауза позволяет  решать многие вопросы психологической подготовки спортсменов в те периоды, когда в комманде нет психолога , а тренер и врач не могут его заменить . Основной акцент делается на самоподготовку спортсменов.

Информация о работе Психологическая поддержка боксёра