Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:14, доклад
Бокс в мире один из наиболее массовых олимпийских видов спорта. Большая популярность бокса объясняется прежде всего его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные ,психические и волевые качества спортсмена.
Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки ,в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания ,уравновешенности и сдержанности.
Введение…………………………………. 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы подготовки боксера.
Понятие ’’психологическая подготовка".4-5
Cодержание и структура психологической
готовности боксера к соревнованию............. 6-8
1.3 Диагностика состояния психической готовности боксера .........................................8-10
Воспитание воли боксера ........................10-11
Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров ……..22
2.1 Организация работы психолога………...12-15
2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров…………………..15-16
Выводы……………………………………….16
Список используемой литературы…………17
1.4 Воспитание воли боксера
Под волей понимается
Воспитание воли боксера – одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки боксера- научить его максимально
мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях.
Развитие воли спортсмена
Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и , во-вторых правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки.
Следует убеждать боксеров, что
даже самый средний боксер, не
обладающий богатыми
сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории бокса много.
Выработав
серьезное отношение и интерес
к боксу, следует развивать
у боксера стремление к
Боксера необходимо
убедить в том, что для достижения
мастерства и успеха на ринге нужно
научиться управлять своим
Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности боксера , и стимулом для совершенствования качеств воли.
Методика
воспитания у боксеров волевых
качеств предусматривает
Для
того чтобы стимулировать
Их можно разделить на 2 группы : методы словесного и методы смешанного воздействия.
К методам словесного воздействия относятся:
разъяснения,убеждения ,одобрения , похвала , требования, приказ , примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов , критика и др.
К методам смешанного воздействия относятся:
поощрения , награждения , одобрения , наказание , срочная информация о результатах действия , специальные упражнения для самонастройки , упражнения для отвлечения от неприятных мыслей .
Эффективность методов словесного воздействия, зависит во многом от авторитета тренера, его умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них, эмоциональное влияние, логичности и образности речи, правильности замечаний.
Применяя методы смешанного воздействия , тренер, помимо слов использует наглядный показ, отзывы других людей, различные упражнения и прочее. Он может
поощрить спортсменов, похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях в печати.
Воспитывая волевые качества боксеров, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только в бою, на ринге, и тренировки, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена.
Умение тренера заставлять, побуждать боксера постоянно преодолевать трудности тренировки, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня, играет огромную роль в волевой подготовке боксеров.
Надо
всегда иметь ввиду, что
Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров
Психологическая
подготовка боксеров должна
Задача данной главы является показать научно обоснованные и разработанные приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью специальных упражнений , приемов , которыми должны быть обучены спортсмены в процессе психологической подготовки.
2.1 Организация работы психолога
Психолог, начинающий работать с командой боксеров, нередко сталкивается с рядом трудностей . Они возникают из-за того, что психолог, как правило, не может присутствовать в команде на всем протяжении подготовки спортсменов. Однако , если он работает с ними достаточно долго, ему очень непросто увязать свою деятельность с ежедневным тренировочным процессом, сделать свою работу его органической составной частью.
Настоящим
и серьезным помощником
спортивного мастерства, и воспитатель, а значит, не может не быть психологом.
Он должен систематически,
целенаправленно руководить психологической
подготовкой спортсменов, последовательно
воспитывать у них умения контролировать
себя, применять индивидуально значимые
методы само регуляции психического состояния,
вводить в особое психическое состояние,
в котором наиболее полно реализуют физические
и технические возможности .
Поэтому главная задача профессионального психолога – быть нужным в первую очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической подготовки спортсменов, выполнять ту работу, которую сам тренер выполнить не может (например провести коррекцию неудовлетворительных психических состояний, последовательно , с методически четких позиций , воспитывать у отдельных спортсменов способность к самоконтролю и само регуляции , оперативно настраивать их на выполнение конкретной деятельности , разрабатывать, апробировать и внедрять перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей команды).
Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно , чтобы тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий , выполняемых или планируемых психологом и активно участвовали в них . Кроме того , необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и намечать новые цели и задачи.
Выделим этапы вхождения психолога в команду боксеров:
В этой беседе излагаются основные задачи психорегуляции и рассматриваются плановые варианты подготовки команды и отдельных спортсменов.
2. Беседы с
тренерским составом о
В беседе с тренерами намечаются спортсмены которых тренеры выделяют для перспективной подготовки и которые нуждаются в оперативной психорегуляции.
Согласуется форма беседы тренера со спортсменами о важности и необходимости мероприятий по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную роль , т. к. тренер изначально должен задать правильный тон всей работе , показать свою заинтересованность в ней , и настроить спортсменов на то , что проводимые мероприятия имеют большое значение для них.
В процессе беседы тренера должны очень авторитетно подтвердить значимость всех планируемых мероприятий и постараться каждому спортсмену показать перспективу и конкретную пользу занятий по психорегуляции .
Внимание спортсменов следует сконцентрировать на важность обучения методам саморегуляции, подчеркнув, что гетерорегуляция нужна на первом этапе, когда ауто регуляция не получается . Необходимо сказать о доминирующей роли самого спортсмена , о том , что функции психолога сводятся только к консультации и разумным подсказкам.
В этой
беседе необходимо выявить
Психолог должен
ежедневно реализовывать
В работе психолога можно выделить несколько конкретных разделов
В содержание
занятий входит оценка своего
состояния по параметрам
2. Обучение спортсменов
навыкам произвольной
Мероприятия
по обучению этим навыкам
3. Непосредственные
обучения самоконтролю и
Этот раздел работы состоит из двух этапов. На первом этапе спортсмены выполняют все необходимые для паузы психорегуляции (физические упражнения исключаются).
Психолог лишь подает команды , выделяя периоды расслабления , переходную стадию и стадию идеомоторной тренировки.
Внимательно
наблюдая за позами
В процессе опроса спортсменов выясняется, какие неудобства они испытывали , что им мешало на втором.
этапе с помощью
средств гетерорегуляции
Пауза позволяет решать многие вопросы психологической подготовки спортсменов в те периоды, когда в комманде нет психолога , а тренер и врач не могут его заменить . Основной акцент делается на самоподготовку спортсменов.