Психологическая поддержка боксёра

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:14, доклад

Описание работы

Бокс в мире один из наиболее массовых олимпийских видов спорта. Большая популярность бокса объясняется прежде всего его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные ,психические и волевые качества спортсмена.
Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки ,в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания ,уравновешенности и сдержанности.

Содержание

Введение…………………………………. 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы подготовки боксера.
Понятие ’’психологическая подготовка".4-5
Cодержание и структура психологической
готовности боксера к соревнованию............. 6-8
1.3 Диагностика состояния психической готовности боксера .........................................8-10
Воспитание воли боксера ........................10-11


Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров ……..22
2.1 Организация работы психолога………...12-15
2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров…………………..15-16
Выводы……………………………………….16
Список используемой литературы…………17

Работа содержит 1 файл

Психологическая подготовка боксера..doc

— 211.50 Кб (Скачать)

особенности спортсмена. Важен здесь опыт спортивной деятельности. Из двух спортсменов одинакового возраста

один может  иметь значительный опыт спортивной деятельности, в результате которого у него вырабатывается умение владеть  собой во время больших соревнований , и это положительно сказывается  на его результатах. Другой спортсмен  того же возраста может не иметь опыта борьбы  и перед соревнованиями большого масштаба впасть в тяжелое предстартовое состояние.

       Тренер должен знать темперамент  каждого спортсмена – значит в процессе спортивной деятельности темперамент играет значительную роль. Хотя следует учесть, что один и тот же спортсмен в процессе спортивной деятельности может проявлять психические качества совершенно иного характера чем в жизни.

       Основными факторами психологической  подготовки к конкретному соревнованию является:

  1. Психологическая самоподготовка.

    Под  этим понимается та психологическая  установка-   мысли, переживания,  волевые явления которые происходят  у спортсмена в связи с конкретными  соревнованиями. Спортсмен перед  соревнованиями обязательно должен  жить предстоящими боями. Однако это должны быть такие переживания , которые мобилизуют его силы, по- боевому настраивают и в конечном счете в значительной мере помогают достижению победы.

  1. Воздействия тренера.

   Тренер , хорошо знающий своего воспитанника  уже по внешним признакам поведения может определить сдвиги в его эмоциональной сфере. Если всегда оживленный в присутствии тренеров юноша становиться замкнутым ,то это значит что он находится в состоянии тяжелых психических переживаний, связанных с выступлением на предстоящих соревнованиях. Тренеру следует незаметно вывести своего подопечного из этого состояния, переключить его внимание на другое.

 Одной из  задач тренера в психологической  подготовке является предупреждение  психической перенапряженности накануне предстоящего соревнования. В некоторых случаях вопросы, связанные с предстоящими соревнованиями надо разобрать с коллективом и в личной беседе. Тренер должен помочь спортсмену оценить свои собственные силы и силы противника, одновременно тренер должен несколько изменить режим тренировок.

  1. Воздействия среды.

    Под понятием “среда” надо понимать в  первую очередь тот спортивный коллектив, в составе которого спортсмен должен выступать на предстоящих соревнованиях. Психологическое состояние членов коллектива взаимно воздействуют на них .Поэтому очень важна установка всего коллектива относительно предстоящего соревнования. Когда коллектив настроен по-боевому , уверен в своих силах, в победе, это является важным фактором в психологической подготовке к соревнованию.

      В психологической подготовке большое значение имеет также отношение семьи, товарищей, знакомых. Здесь не следует забывать, что среда спортсмена может играть как положительную, так и отрицательную роль. Речь, в частности, идет о таких случаях когда воздействия среды доводят спортсмена до определенного перенапряженного состояния, выводят его из равновесия (когда “воодушевление” переходит нормальные границы)

      Процесс психологической подготовки  спортсмена делится на ряд этапов.

      Этап, сразу следующий за соревнованиями.

    На  этом этапе, исходя из победы или поражения, спортсмен принимает ту или иную установку относительно последующей  тренировки и предстоящего соревнования. Следующее соревнование может быть через месяцы. Однако психологическая к нему начинается после окончания предшествующих соревнований. В случае победы надо поставить перед  боксером более высокие цели, а в случае поражения надо вызвать стремление к реваншу, и во всех случаях серьезно разобрать технические, тактические и психологические недостатки ,вот что важно проделать на этом этапе психологической подготовки к соревнованию.

     Этап тренировки ,предшествующий соревнованию.

    Этот  этап – самый длительный из всех.

Основная задача: решение вопросов общей психологической  подготовки ,т.е. изучение особенностей психических качеств боксера и их проявление во время соревнований , и выбор мероприятий необходимых для развития этих качеств. Необходимо, чтобы психологическая подготовка была важной составляющей частью всего процесса подготовки спортсмена к предстоящему соревнованию.

    Этап непосредственной  подготовки к соревнованию.

      Этот этап определяется такими  сдвигами, которые происходят в  эмоциональной сфере спортсмена. Сдвиги бывают большей частью  настолько значительными, что  накладывают определенный отпечаток на настроение спортсмена. В это время надо рассеять тревожные мысли, устранить беспокойства и постараться создать у спортсмена состояние боевой готовности.      

Процесс самого соревнования.

   В процессе  соревнования, особенно когда соревнования продолжаются дни а то и недели, важна психологическая настройка .Психологическая настройка спортсмена к соревнованию очень сложный процесс, который совершается систематически, по заранее разработанному плану и имеет важное, иногда даже решающее значение для достижения успеха в соревнованиях.

      В этом процессе важная роль  принадлежит спортсмену, тренеру  и коллективу ,совместными усилиями  которых можно достичь правильной  и необходимой психологической  подготовки и обеспечить успех в предстоящих боях.

   

1.3  Диагностика состояния  психической готовности  спортсмена

      Психическую готовность к соревнованию  следует рассматривать как одно  из многообразных психических  состояний человека. Вопросами психических  состояний человека занимаются  в нашей стране Н.Д.Левитов, В.Н.Мясницкий, А.Г.Ковалев и другие.

      Каждое психическое состояние  выступает для человека как  переживание и в тоже время  как проявление активности 

во внешних  действиях и поведении.

     Все  психические состояния имеют  временный характер, однако длительность их может колебаться  в очень значительных пределах(от секунд до многих дней)

     Физиологической  основой психических состояний  является ''определенный функциональный  уровень коры больших полушарий головного мозга'' (Н.А.Костенецкая,В.П.Мясницев) зависящий от деятельного или покойного состояния коры, от различных фазовых ее состояний, особенно связанных с решением трудных задач и т.д.

     Функциональный  уровень коры, а, следовательно, и психические состояния всегда детерминированы влиянием внешней среды, в которой живет и действует человек, и взаимодействующей с ней внутренней средой организма человека. 

      Психическое состояние при многократном  их возникновении могут приобретать  устойчивый характер и возобновляются  при повторении тех же или сходных условий жизни и деятельности, а также изменениях внутренней среды организма, которыми они первично были вызваны.

      Однако  изменение этих условий, особенно резкое или внезапное, может привести к столь же резкой смене психических состояний.

      Опираясь  на данные общей психологии и используя  результаты многочисленных исследований предстартовых состояний, волевой  подготовки к соревнованиям профессор  А.Ц.Пуни так сформулировал  понимание  состояния психической готовности к соревнованию: ''Оно представляет собой сложные,  целостные, проявления личности , характеризующиеся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно бороться до конца за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным действующим внешним и внутренним влияниям, способность произвольно управлять своими действиями, мыслям, чувствами, всем поведением, адекватно возникающим и бесконечно изменчивым ситуациям спортивной борьбы, и все это - в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосфере соревнований.

    Если  проанализировать эту лаконичную  характеристику, то можно обнаружить, что целостное проявление личности  отличаются прежде всего разнообразием  выражения , которое зависит от типологических характерностей спортсмена. Если несколько детализировать комплекс признаков составляющих описанный выше синдром

состояния психической  готовности к соревнованию, то можно  сказать, что в него входят:

-все волевые  качества при ведущей роли:

а) целеустремленности

б) выдержки

в) самообладания 

г) самостоятельности:

-критичности  и гибкости ума

-наблюдательности

- сценические эмоции при оптимальном уровне их выраженности

-полная сосредоточенность,  и устойчивость внимания на процессе деятельности

-способность  целесообразно регулировать свои  чувства, мысли, действия и  все поведение на протяжении периода соревнований.

     Как  и всякое психическое состояние,  состояние готовности к соревнованию  имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящего соревнования, перепятий спортивной борьбы, встречи со своими партнерами и противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и возможные результаты (этапные и конечные).В то же время эти переживания характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым , кстати говоря , можно объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена. Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу,  и как всякое психическое состояние является временным , т.е. характеризуется той или иной длительностью.

   Состояние  психической готовности возникает  не спонтанно. Есть общее стремление  к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях. Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и обучения спортсменов в процессе тренировки. Это стремление еще специально формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию, т.к. известно ,что участие в любом соревновании для любого спортсмена ,есть столкновение двух неповторимых составляющих: неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуальностью спортсмена.

Диагностику состояния  психической готовности к соревнованию следует рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта .Эта проблема находится в самой начальной стадии разработки.

      При диагностике состояния психической  готовности к соревнованию следует ориентироваться на признаки, входящие в синдром этого состояния, и, следовательно, использовать определенный комплекс диагностических методов .В такой комплекс следует включить: 

1) пробы которые могут быть использованы без учета специфики каждого вида спорта. 

2) пробы специальные, т.е. отражающие специфику бокса . 

   Диагностика этого состояния связанна с соблюдением  ряда условий , во-первых, необходимо чтобы  диагностические пробы стали  привычными для спортсмена , чтобы  был устранен элемент новизны  и влияния факторов упражняемости; во-вторых, показатели характеризующие каждый признак , должны быть типизированы , и в тоже время персонализированы.

В существующей практике диагностики состояния  психической готовности к соревнованию используются следующие методы. 

 Для определения  трезвой уверенности в своих силах : ассоциативный эксперимент (Л.П. Радченко), тесты для установления уровня притязаний и самооценки (Е.Генова, Л.П.Радченко),  теппинг тест с установкой на максимальный темп (Ю.Я.Кисилев). Для исследования уровня эмоционального возбуждения:

  1. треморометрия (Ю.Я.Кисилев)
  2. реакция на время (В.Н.Петрович)
  3. теппинг- тест в модификации-“спокойно”,”быстро”,

    “максимально  быстро”(Ю.Я.Кисилев)

    Для  определения помехоустойчивости:тесты  Бурдени –Анфимовича в различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально возбуждающих или неожиданных внешних помех.(Е.Герон, Г.Д.Горбунов)

Для выяснения  возможности произвольной регуляции двигательных действий: теппинг тест с установками “максимально быстро-вдвое медленнее”, “спокойно-

вдвое быстрее”, или “медленно” (Ю.Я.Кисилев), этот же тест в следующей модификации “ в удобном темпе-замедленно”, “в удобном темпе-максимально быстро”, “в удобном темпе”.

Целесообразно уточнить, что если в определении  и анализе психической готовности к соревнованию, в диагностике пробелов в этом состоянии, в выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу ,то когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к соревнованию ,о путях и средствах преодоления пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер. 

Информация о работе Психологическая поддержка боксёра