Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:46, реферат
Существует система научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.
Введение
1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов ……………………………………………………………..4
2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения…………………………………………………....7
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов……....... 10
4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме ………………………………………………..………...11
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения ………………………………………………………………13
6. Типы изменений умственной работоспособности студентов……….16
7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период ……………………………………………………………………………17
8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период ………………………………………………………20
9. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов ………………………………………………………24
10. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря ……………………………………………………………...25
11. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов …………………26
Вывод
Список литературы
Материалы, приведенные в табл. 3, свидетельствуют, что под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной сессии.
Представление
об изменении градиента умственной
работоспособности в
Таблица 4.
Изменение градиента умственной
работоспособности,
%
Курс | Зимняя сессия | Весенняя сессия | ||
|
мужчины | женщины | мужчины | женщины |
I | 9,8 | 19,2 | 11,5 | 19,8 |
II | 7,3 | 17,6 | 9,2 | 18,3 |
III | 2,9 | 7,7 | 5,8 | 8,6 |
IV | 3,0 | 8,1 | 6,1 | 8,9 |
Согласно данным табл. 4. у первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией. Это является следствием кумулятивного воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наличие более высокого градиента у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов.
Наблюдение
за реакцией сердечно-сосудистой системы
(по пульсу) студентов на дозированную
физическую нагрузку — 20 приседаний, показало,
что восстановление пульса затягивается
до 5—6 мин против 1,5—2 мин в период учебных
занятий. Это свидетельствует о том, что
при устойчивом нервно-эмоциональном
напряжении энергетическая стоимость
физической деятельности возрастает.
Средства
физической культуры в регулировании
психоэмоционального и
Вуз
предоставляет студентам три
вида отдыха, различных по длительности:
кратковременные перерывы между
занятиями, еженедельный день отдыха и
каникулярный отдых зимой и летом.
Несмотря на количественные различия,
все три вида отдыха должны быть
построены по одному принципу: восстановить
нарушенное предшествующей работой
оптимальное соотношение
Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.
При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу может отключиться от нее, то при умственном труде интенсивная деятельность мозга продолжается значительное время и после завершения ее. Так, напряженная умственная работа непосредственно перед отходом ко сну затрудняет засыпание, приводит к так называемым ситуационным сновидениям, когда человек даже во сне продолжает решать нерешенную задачу, думать о прочитанном или написанном. В этих условиях нервная система не получает необходимого отдыха.
Связь
движений с умственной деятельностью
характеризуют следующие
Тонус
и работоспособность головного
мозга поддерживаются в течение
длительных промежутков времени
и оптимизируются в тех случаях,
когда сокращение и напряжение различных
мышечных групп ритмически чередуются
с их последующим растяжением
и расслаблением. Такой режим
движений наблюдается во время ходьбы,
бега, передвижения на лыжах, коньках,
а также многих других физических
упражнений, выполняемых с умеренной
интенсивностью. Не менее важно и
состояние мускулатуры
Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями. В ходе их выполнения в коре больших полушарий возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма. Надо добавить сюда и такой субъективный психологический фактор, как естественность и физиологичность физических упражнений, которые никогда не воспринимаются человеком как нечто навязанное ему, как вторжение в естественные механизмы его тела.
Следует
учитывать и эмоциональный
Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антагонистов; эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой; положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.
Систематически
заниматься в период экзаменов физической
культурой еще не стало доброй
традицией, хотя имеется положительный
опыт ряда вузов. Так, проводились занятия
после сдачи каждого экзамена
по плаванию, спортивным играм, легкоатлетическим
упражнениям умеренной
Эффект
занятий физическими
Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом студентов оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120—140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнить умеренные циклические упражнения.
Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности.
Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных занятиях в период экзаменов позволили зафиксировать повышенные трудности при овладении техникой новых упражнений — в 1,5— 2 раза больше времени приходилось затрачивать на. их освоение. При этом у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, сознательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.
Таким
образом, направленность занятий в
экзаменационный период для основной
массы студентов должна носить профилактический
характер, а для студентов-спортсменов
иметь поддерживающий уровень физической
и спортивно-технической
Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.
Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание — вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4; 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4,6,8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.
Психическая
саморегуляция. Изменение направленности
сознания включает такие варианты, как
отключение, при котором с помощью волевых
усилий, концентрации внимания в сферу
сознания включаются посторонние предметы,
объекты, ситуации, кроме обстоятельств,
вызывающих психическое напряжение. Переключение
связано с концентрацией внимания и направленности
сознания на какое-либо интересное дело.
Отключение состоит в ограничении сенсорного
потока: пребывание в тишине с закрытыми
глазами, в спокойной расслабленной позе,
представляя ситуации, в которых человек
чувствует себя легко и спокойно.
Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности