Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:46, реферат
Существует система научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.
Введение
1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов ……………………………………………………………..4
2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения…………………………………………………....7
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов……....... 10
4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме ………………………………………………..………...11
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения ………………………………………………………………13
6. Типы изменений умственной работоспособности студентов……….16
7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период ……………………………………………………………………………17
8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период ………………………………………………………20
9. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов ………………………………………………………24
10. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря ……………………………………………………………...25
11. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов …………………26
Вывод
Список литературы
Содержание
Введение
1.
Объективные и субъективные
2. Изменение состояния организма студента
под влиянием различных режимов и условий
обучения…………………………………………………...
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов……....... 10
4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме ………………………………………………..………...11
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения ………………………………………………………………13
6. Типы изменений умственной работоспособности студентов……….16
7.
Состояние и работоспособность студентов
в экзаменационный период ……………………………………………………………………………
8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период ………………………………………………………20
9. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов ………………………………………………………24
10. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря ……………………………………………………………...25
11. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов …………………26
Вывод
Список
литературы
Введение
В
требованиях государственного образовательного
стандарта высшего
• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
• владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
• приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Существует система научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.
в психофизиологическом аспекте процесс труда есть целесообразное, производительное расходование физической и нервной энергии человека, особый вид взаимодействия его организма с окружающей средой. При таком подходе в каждом виде труда можно выделить две основные характеристики:
∙ психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т.п.);
∙ условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе труда определяются этими обеими характеристиками.
В данном реферате
раскрываются психофизиологические основы
учебного труда и интеллектуальной
деятельности студента.
Объективные
и субъективные факторы обучения
и реакция на них
организма студентов
Существуют
объективные и субъективные факторы
обучения, отражающиеся на психофизиологическом
состоянии студентов. К объективным
факторам относят среду
Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8— 9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. В возрасте 17—25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорно-перцептивные, мнемические, мышление), в котором определяющую роль играет образование и учение, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений, навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряженную учебную деятельность. .
Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин.
Студентам
сложно адаптироваться к обучению в
вузе, ведь вчерашние школьники попадают
в новые условия учебной
Критический
и сложный для студентов
Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний. К факторам риска следует отнести: 1) социальные перемены, жизненные трудности, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание близкими людьми, но терпение, постоянное ощущение недостатка времени; 2) перенапряжение, связанное с загруженностью работой, хроническое психоэмоциональное перенапряжение, длительное эмоциональное напряжение, обусловленное ответственностью за выполняемую работу, резкое ограничение физического компонента в жизнедеятельности, хроническая раздражительность, неуверенность в себе, хроническая тревожность и внутреннее напряжение, агрессивность и невротизм (состояние, отличающееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами), хроническая бессонница; 3) нервное и умственное переутомление, хроническая усталость, хронический депрессивный синдром (отрицательный эмоциональный фон, пассивное поведение), хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное и несбалансированное питание, систематическое употребление алкоголя, курение; 4) артериальная ги-пертензия (стойкое повышение .кровяного давления) при диастолическом давлении свыше 100 мм рт. ст.), повышение содержания сахара в крови, уменьшение половых гормонов, начальные нарушения мозгового кровообращения.
Суммарное влияние на организм нескольких факторов риска выше, когда они выступают одновременно и принимают хронический характер. Именно благодаря хроническому характеру психоэмоциональное
перенапряжение
и нервное переутомление
По
данным, приведенным в табл. 1, можно
ориентироваться в степени переутомления,
типичного для студентов.
Таблица 1
Краткая
характеристика степени переутомления
при умственном труде
Симптом | Степень переутомления | |||
начинающаяся | легкая | выраженная | тяжелая | |
Снижение дееспособности | Мало выражено | Заметно
выражено |
Выражено | Резко
выражено |
Появление ранее отсутст | При | При обычной | При | Без видимой |
вующей усталости при ум | усиленной | нагрузке | облегченной | нагрузки |
ственной нагрузке | нагрузке | |
нагрузке | |
Компенсация понижения | Не требуется | Полностью | Частично | Незначительно |
дееспособности волевым | |
|
|
|
усилием | |
|
|
|
Эмоциональные изменения | Временное
снижение интереса к работе |
Временами
Неустойчи-вость настроения |
Раздражи-
тельность |
Угнетение,
резкая раздра- жительность |
Расстройство сна | Труднее
засыпать или просыпаться |
Постоянно
трудно засы- пать или просыпаться |
Сонливость
днем |
Бессонница |
Снижение
умственной рабо-
тоспособности |
Нет | Труднее со-
Средото- читься |
Временами
забывчивость |
Заметное ос-
лабление вни- мания, памяти |
Вегетативные нарушения | Временами
ощущение тяжести в голове |
Часто
ощущение тяжести в голове |
Временами
Головные боли, снижение аппетита |
Частые голов-
ные боли, по- теря аппетита |
Изменение
состояния организма студента под
влиянием различных режимов и
условий обучения
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2— 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15—20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40— 50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно — на 500—1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.
Выявлено
отрицательное воздействие на организм
длительного, пребывания в характерной
для лиц умственного труда
«сидячей» позе. При этом кровь
скапливается в сосудах, расположенных
ниже сердца. Уменьшается объем
Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, — все это неизменно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.
Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на конференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях — на 50—300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напряжениях).
Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности