Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:46, реферат

Описание работы

Существует система научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.

Содержание

Введение
1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов ……………………………………………………………..4
2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения…………………………………………………....7
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов……....... 10
4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме ………………………………………………..………...11
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения ………………………………………………………………13
6. Типы изменений умственной работоспособности студентов……….16
7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период ……………………………………………………………………………17
8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период ………………………………………………………20
9. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов ………………………………………………………24
10. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря ……………………………………………………………...25
11. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов …………………26
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 140.33 Кб (Скачать)

      Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается  сосредоточиться, активно включиться в работу. Проходит 10—15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот первый период — врабатывания — характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка. Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность — 1,5—3 ч. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности. Третий период — полной компенсации — отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др.). В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).  

              

                 Рис. 3. Работоспособность студентов в процессе

                               учебного трудового дня 

      Дальнейшее  продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей  доминанты (шестой период). В практической оценке динамики работоспособности  часто третий и четвертый периоды  характеризуют как периоды снижения работоспособности.

      Между тем учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку. В этом случае кривая работоспособности  будет иметь следующий вид (рис. 3.). Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы. Необходимо иметь в виду, что изменение отдельных функций организма может не соответствовать кривой работоспособности, так как характеризует избирательную загруженность тех, которые являются ведущими в том или ином виде учебного труда.

      Для уровня физической работоспособности  студентов изменения в течение  учебного дня в целом близки к  тем, которые типичны для умственной работоспособности.

      Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности  в недельном учебном цикле  характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано  с вхождением в привычный режим  учебной работы после отдыха в  выходной день. В середине недели (вторник—четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением «конечного порыва».

      Однако  типичная кривая работоспособности  может измениться, если вступает в  силу фактор нервно-эмоционального напряжения, со- провождающего работу на протяжении ряда дней. Так; студентам в начале недели в течение трех дней подряд пришлось участвовать в коллоквиуме, писать контрольную работу и сдавать зачет по специальности. В этом случае большие учебные нагрузки, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, вызвали в первые три дня значительное снижение работоспособности. В последующие дни недели обычные учебные нагрузки воспринимались студентами как легкие; они эффективно стимулировали восстановление работоспособности с появлением в субботу фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий, до 4—5 в день.

      Типичные  изменения работоспособности студентов  во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда  наиболее сложные для освоения учебные  дисциплины планируют на 2— 3-ю пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные — на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.

      Работоспособность студентов по семестрам и в  целом за учебный год. В начале учебного года процесс полноценной  реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3—3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11 —13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями — работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.

      Начало  второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность  его не превышает 1,5 нед. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год.  

                

                             Рис. 4. Изменение умственной (сплошная линия)

                                   и физической (пунктир) работоспособности 

                                   студентов в учебном году 

      В зачетную сессию и в период экзаменов  снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс  восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным развитием, вследствие Значительной глубины утомления. На рис. 4. представлено изменение умственной и физической работоспособности студентов в учебном году.

      Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов  независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение умственной работоспособности  характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности  и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применением средств физической культуры и спорта. 
 
 

Типы  изменений умственной работоспособности  студентов 

      Исследования  показывают, что работоспособность  у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.

      По  типу изменений работоспособности  в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к усиливающемуся типу относят  преимущественно лиц с сильным  типом нервной системы, способных  длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему  типам относят лиц с преимущественно  слабой нервной системой.

      Усиливающийся тип работоспособности характеризуется  постепенно возрастающими количественными- и качественными показателями работоспособности — от начала к концу задания. Ровному типу также свойственны высокие качественные и количественные показатели выполнения работы при небольшом их колебании в отдельные промежутки времени. Неровный тип обладает резкими колебаниями интенсивности работы и ее качества с тенденцией к снижению объема к моменту завершения задания. Для ослабевающего типа характерно постоянное снижение интенсивности работы при сопутствующем нарастании ошибок по мере выполнения работы. Усиливающийся и ровный типы изменений умственной работоспособности часто встречаются среди хорошо успевающих студентов. 
 
 

Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период 

      Экзамены  для студентов — это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация — это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены — определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.

      Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8—9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85—100%.

      Наблюдения  за студентами в период экзаменов  показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88— 92 удар/мин, против 76—80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный, настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118—144 удар/мин. Артериальное давление повышалось до 135/85—155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс — 70,3 удар/мин, тремор — 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом .также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.

      Отмечено, что напряжение на экзаменах у  студентов со слабой успеваемостью  выше, чем у тех, кто имел хорошую  успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих  студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким  уровнем тренированности, демонстрируют  более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень  физической подготовленности в большей  степени определяет устойчивость организма  к эмоционально напряженному учебному труду.

      Во  время экзаменов повышается «стоимость»  учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют  факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6—3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

      Представление о характере изменений умственной и физической работоспособности  за период экзаменов дает табл. 3. В ней приведены данные обследования 146 студентов основной медицинской группы, обучающихся на II курсе. 

                            Таблица 3.

      Изменение умственной и физической

      работоспособности за период экзаменов 

    Период  измерений Умственная  работоспособ-ность,

    усл. ед.

          Физическая  работоспособность
    Выносливость  к статическому усилию, кг динамическая  работа, усл. ед.
      Фон 607 ±14,2 70,4 ±3,1 92,1 ±4,8
    Перед 1-м экзаменом 731 ±11,7 61,1 ±2,6 73,4 ±5,6
    После 1-го экзамена 642 ± 12,2 52,2 ± 2,8 60,6 ±8,9
    После 2-го экзамена 619 ±10,9 47,4 ± 2,3 56,1 ±2,8
    После 3-го экзамена       367 ±9,9       40,2 ±2,1       50,4 ±2,6

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности