Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:46, реферат
Существует система научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.
Введение
1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов ……………………………………………………………..4
2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения…………………………………………………....7
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов……....... 10
4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме ………………………………………………..………...11
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения ………………………………………………………………13
6. Типы изменений умственной работоспособности студентов……….16
7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период ……………………………………………………………………………17
8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период ………………………………………………………20
9. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов ………………………………………………………24
10. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря ……………………………………………………………...25
11. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов …………………26
Вывод
Список литературы
Учебный
день студента, как правило, не начинается
с высокой продуктивности труда.
В начале занятия не сразу удается
сосредоточиться, активно включиться
в работу. Проходит 10—15 мин, а иногда
и больше, прежде чем работоспособность
достигнет оптимального уровня. Этот первый
период — врабатывания — характеризуется
постепенным повышением работоспособности
и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое
содержание этого периода сводится к образованию
рабочей доминанты, для чего большое значение
имеет соответствующая установка. Второй
период — оптимальной (устойчивой) работоспособности
— имеет продолжительность — 1,5—3 ч. Состояние
студентов характеризуется такими изменениями
функций организма, которые адекватны
выполняемой учебной деятельности. Третий
период — полной компенсации — отличается
тем, что появляются начальные признаки
утомления, которые компенсируются волевым
усилием и положительной мотивацией. В
четвертом периоде наступает неустойчивая
компенсация, нарастает утомление, наблюдаются
колебания волевого усилия. Продуктивность
учебной деятельности снижается. При этом
функциональные изменения отчетливо проявляются
в тех органах, системах, психических функциях,
которые в структуре конкретной учебной
деятельности студента имеют решающее
значение (например, в зрительном анализаторе
устойчивости внимания, оперативной памяти
и др.). В пятом периоде начинается прогрессивное
снижение работоспособности, которое
перед окончанием работы может смениться
кратковременным ее повышением за счет
мобилизации резервов организма (конечный
порыв).
Рис. 3. Работоспособность студентов в процессе
учебного трудового дня
Дальнейшее
продолжение работы влечет резкое снижение
ее продуктивности в результате снижения
работоспособности и угасания рабочей
доминанты (шестой период). В практической
оценке динамики работоспособности
часто третий и четвертый периоды
характеризуют как периоды
Между тем учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку. В этом случае кривая работоспособности будет иметь следующий вид (рис. 3.). Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы. Необходимо иметь в виду, что изменение отдельных функций организма может не соответствовать кривой работоспособности, так как характеризует избирательную загруженность тех, которые являются ведущими в том или ином виде учебного труда.
Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.
Учебная
неделя. Динамика умственной работоспособности
в недельном учебном цикле
характеризуется
Однако типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, со- провождающего работу на протяжении ряда дней. Так; студентам в начале недели в течение трех дней подряд пришлось участвовать в коллоквиуме, писать контрольную работу и сдавать зачет по специальности. В этом случае большие учебные нагрузки, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, вызвали в первые три дня значительное снижение работоспособности. В последующие дни недели обычные учебные нагрузки воспринимались студентами как легкие; они эффективно стимулировали восстановление работоспособности с появлением в субботу фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий, до 4—5 в день.
Типичные
изменения работоспособности
Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3—3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11 —13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями — работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.
Начало
второго полугодия также
Рис. 4. Изменение умственной (сплошная линия)
В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным развитием, вследствие Значительной глубины утомления. На рис. 4. представлено изменение умственной и физической работоспособности студентов в учебном году.
Рассмотренный
материал свидетельствует о том,
что для учебного труда студентов
независимо от его временных параметров
(учебный день, неделя, семестры учебного
года) изменение умственной работоспособности
характеризуется
Типы
изменений умственной работоспособности
студентов
Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.
По
типу изменений работоспособности
в учебном труде выделяют усиливающийся,
неровный, ослабевающий и ровный типы,
связывая их с типологическими
Усиливающийся
тип работоспособности
Состояние
и работоспособность студентов
в экзаменационный период
Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация — это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены — определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.
Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8—9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85—100%.
Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88— 92 удар/мин, против 76—80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный, настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118—144 удар/мин. Артериальное давление повышалось до 135/85—155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс — 70,3 удар/мин, тремор — 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом .также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.
Отмечено,
что напряжение на экзаменах у
студентов со слабой успеваемостью
выше, чем у тех, кто имел хорошую
успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих
студентов по мере нарастания напряженного
состояния вегетативные сдвиги усиливаются.
Вместе с тем при равной успеваемости
студенты, обладающие более высоким
уровнем тренированности, демонстрируют
более экономичные
Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6—3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.
Представление
о характере изменений
Таблица 3.
Изменение умственной и физической
работоспособности
за период экзаменов
Период измерений | Умственная
работоспособ-ность,
усл. ед. |
Физическая работоспособность | |
Выносливость к статическому усилию, кг | динамическая работа, усл. ед. | ||
Фон | 607 ±14,2 | 70,4 ±3,1 | 92,1 ±4,8 |
Перед 1-м экзаменом | 731 ±11,7 | 61,1 ±2,6 | 73,4 ±5,6 |
После 1-го экзамена | 642 ± 12,2 | 52,2 ± 2,8 | 60,6 ±8,9 |
После 2-го экзамена | 619 ±10,9 | 47,4 ± 2,3 | 56,1 ±2,8 |
После 3-го экзамена | 367 ±9,9 | 40,2 ±2,1 | 50,4 ±2,6 |
Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности