Профессионально-прикладная подготовка, как разновидность специальной физической подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………. 3
1. Личная и социально-экономическая подготовка
человека к труду……………………………….……………………………………………………………. 5

2. Профессионально-прикладная физическая подготовка,
её цель и задачи……………………………………………………………………………………………. 7
2.1 Основные факторы, определяющие
содержание ППФП………………………………………………………………………………………. 8
2.2 Дополнительные факторы, определяющие
содержание ППФП………………………………………………………………………....................... 10
3. Средства ППФП………………………………………………………………………………………………. . 11
3.1 Формы занятий по ППФП……………………………………………………………………………... 13
3.2 Схемы комплексов физкультурных пауз………………………………………................ 16
Заключение……………………………………………………………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы……………………………………………………………….... 19
Приложения……………………………………………………………………………………………………………... 20

Работа содержит 1 файл

физ-ра.docx

— 59.05 Кб (Скачать)
      1. Спортивные игры.

       При занятиях спортивными играми  воспитываются оптимальные двигательные  реакции на звуковые, световые, тактильные (чувствительные) и другие раздражители. Это имеет большое значение  в приспособлении человека к  работе на современных машинах  и механизмах, так как новая  техника предъявляет высокие  требования именно к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необходимы человеку, работающему там, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты: водителям разных транспортных средств, операторам АСУ и др. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными спортивные и подвижные игры, различные виды спортивных единоборств.

      1. Плавание.

     Как важно уметь плавать – известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое  количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды: моряки и речники, сплавщики леса и геологи, строители мостов и паромов, нефтедобытчики на прибрежном шельфе, рыбаки, преподаватели физического воспитания, тренеры по плаванию и др. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.

      1. Туризм.

     Имеет большое образовательное и прикладное значение. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по природным ориентирам и местным  предметам, по народным приметам имеет  большое значение в военном деле и в мирном труде специалистов ряда профессий. Особенно важно это  для геологов, землеустроителей, охотников  и др. Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристическими походами, находят применение практически  всюду. Если к этому добавить, что  туризм является незаменимым средсвом активного отдыха для людей напряженного умственного труда, то будет понятно  его прикладное значение.

      1. Специально-прикладные виды спорта.

     Кроме перечисленных физических упражнений для ряда профессий существуют специальные  прикладные виды спорта.

     Для пожарных это пожарно-прикладной спорт, содержание которого составляют наиболее важные навыки и качества, необходимые  при борьбе с огнем: быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее  состояние, преодоление с помощью пожарных средств и без них, высоких стен, оконных проемов, лестничных маршей; имитация спасательных операций на большой высоте; пребывание в задымленном или загазованном помещении в условиях ограниченной видимости и другие упражнения.

     Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей речного  и морского транспорта, мостостроителей  и других специальностей, работа которых  связана с водой, таким специальным  прикладным видом спорта является подводный  спорт – погружение на заданную глубину, размещение, поиск предметов, подъем различных предметов из воды, имитация аварийных ситуаций и спасательных работ.

     Итак, профессиональный труд требует проявления определенных качеств, следовательно, при подготовке применяются те упражнения, те виды спорта, которые в наибольшей степени связаны с профессией. 
 

     3.1 ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ППФП 

     Применяются различные формы занятий: специально организованные учебные (обязательные и факультативные ), самостоятельные и самодеятельные занятия, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

     ППФП  включает в себя теорию и практику.

     Цель  теоретических занятий – дать будущим специалистам необходимые  прикладные знания, позволяющие сознательно  и методически правильно использовать средства физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии. Изучаются условия труда специалистов данной профессии, требования к их психофизической подготовке, роль производственной физкультуры и ППФП в улучшении дееспособности работающих, содержание их ППФП. Особое внимание уделяется средствам и методам воспитания психических свойств и физических качеств, профессионально важных для специалиста.

     При проведении теоретических занятий  учебный материал должен быть рассчитан  не только на личную подготовку студента, но и на подготовку как будущего руководителя производственного коллектива.

       На практических занятиях совершенствуются  профессионально необходимые физические  качества и навыки. Занятия проводятся в различных формах: специальные учебно-тренировочные занятия по ППФП; массовые спортивные мероприятия с профессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоятельные знания профессионально – прикладными физическими упражнениями и специально - прикладными видами спорта, а также видоизмененные применительно к особенностям профессии, производственная гимнастика. Эти формы организации ППФП имеют некоторые различия в зависимости от того, для учащихся или работающих они предназначены.

     На  специальных учебно-тренировочных  занятиях по ППФП учащимися отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества.

     Одна  из форм ППФП – спортивно-массовые мероприятия. Например, при проведении туристского слета участники  соревнуются в преодолении водных преград и т.д. На спортивных праздниках учащиеся соревнуются в специальных  эстафетах, насыщенных элементами профессиональной работы. Профессиональная направленность этих мероприятий отражается в условиях конкурсов.

     Производственная  гимнастика. Выпускники учебных заведений  часто руководят первичными производственными  коллективами. Их отношение к научной  организации труда и активного  отдыха во многом определяет и отношение  к этим проблемам в коллективе.

     В любом виде труда наблюдаются  три фазы: врабатываемость, стабильная работоспособность, снижение работоспоспособности. Это  объясняется особенностями  работоспособности центральной  нервной системы.

     В начале работы требуется определенное время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на работу, восстановление «нервных» путей  рабочих движений, их ритма, т.е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность  этого периода зависит от характера  труда и бывает от 10 – 20 мин до 1 ч. При простых движениях он короче, при сложных, связанных со значительным напряжением внимания – длиннее.

     Длительность  фазы стабильной работоспособности  также зависит от характера труда  и длится от 2 до 6 часов. При простых  разнообразных рабочих движениях  она длиннее, при напряженном  труде, с большими требованиями к  безошибочности движений – короче. При тяжелом физическом труде  она также короче. В основе лежит  утомление центральной нервной  системы, мышц, глаз и прочих рабочих  органов.

     В зависимости от продолжительности  фаз стабильной работоспособности  в ряде профессий в течение  рабочего дня наблюдаются два  цикла: три фазы четко прослеживаются в первой половине рабочего дня –  до обеда и после обеденного перерыва. Эта цикличность видна как  по изменению физиологических показателей (скорость реакции, точность движений, количество допускаемых ошибок и  пр.), так  и по часовому выходу продукции.

     Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной работоспособности, т.е. уменьшить фазу врабатываемости и фазу пониженной работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, средств производственной гимнастики: вводной гимнастики и физкультурной паузы.

     Производственная  гимнастика среди прочих средств занимает особое положение. Кроме активного отдыха она обеспечивает и физическое совершенствование, предупреждает неблагоприятные воздействия некоторых рабочих поз и нагрузок.

     С физиологической точки зрения вводная  гимнастика ускоряет процесс вхождения  в работу, повышая функциональное состояние центральной нервной  системы.

     Физкультурная пауза, проводимая в начале периода  снижения работоспособности, вовлекает  в работу мышцы, не участвующие в  производственной деятельности. Возбуждаются центры в коре головного мозга. По закону одновременной индукции в других участках коры головного мозга, в том числе в центрах, иннервирующих мышцы, выполнявшие основную производственную нагрузку, развивается торможение, которое и способствует быстрейшему восстановлению работоспособности утомленных центров, предупреждая чрезмерное истощение и преждевременное изнашивание.

     Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается  с помощью упражнений, вовлекающих  в работу ранее бездействующие части  тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Методическое воплощение оздоровительного воздействия физкультурных  пауз зависит от подбора упражнений для больших коллективов людей  одной и той же профессии. Трудовая деятельность накладывает отпечаток  и на физическое развитие человека.

     В зависимости от специфики труда  должны ставиться разные оздоровительные  задачи. Например, такие: укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса (что  необходимо для формирования правильной осанки), мышц, поддерживающих свод стопы, для людей, работающих стоя. При выполнении тяжелой физической работы, связанной  с длительным и сильным сокращением  определенных мышц, необходимы упражнения, предупреждающие стойкое окорочение мышц. Часто возникает необходимость  нормализации работы сердечнососудистой и дыхательной систем.

     Рассмотрим  такой пример. Работа обрубщика (литейное производство) связана со значительными  энергетическими затратами. Поскольку обрабатываются различные по размеру и весу детали, обрубку приходится выполнять в разных, преимущественно согнутых положениях (иногда опираясь одним коленом в пол или деталь). Руки, нажимая с большой силой на рукоятку пневматического молотка, принимают обратный удар-отдачу и в результате испытывают сильную вибрацию, передающуюся всему телу. Наличие значительного мышечного напряжения при работе в неудобных позах способствует быстрому утомлению. Вибрация вызывает сокращение периферических кровеносных сосудов, особенно сосудов рук, что создает препятствие для тока крови.

     Отрицательное влияние вибрации сказывается на деятельности центральной нервной  системы и на вестибулярном аппарате. Появляются симптомы укачивания: бледность, плохое самочувствие, иногда тошнота. Неблагоприятное влияние вибрации значительно уменьшается специальными техническими средствами и правильной организацией труда. Одним из таких  средств могут быть и физические упражнения, включаемые в режим рабочего дня в форме физкультурных  пауз. В данном случае с их помощью  должны решаться следующие задачи:

    • увеличение вентиляции легких с целью быстрой ликвидации кислородной задолженности;
    • укрепление сердечнососудистой системы с целью улучшения кровообращения;
    • укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки при вибрациях;
    • улучшение функции вестибулярного аппарата.

     Другой  пример. Это однообразная работа сидя, характерная для многих профессий. В этом положении верхняя часть  туловища наклонена вперед, вынесенные вперед руки выполняют движения с  небольшой амплитудой вперед – назад, вправо-влево. Растягиваются и ослабляются  задняя группа мышц плечевого пояса  и разгибатели спины, портится осанка. Постоянное расслабление мышц брюшного пресса при сидячем положении  способствует их ослаблению, как первое, так и второе препятствует глубокому  дыханию. С дыханием связана работа сердца. Известно, что в сидячем  положении нарушается кровообращение.

     Особенности имеет поточно-конвейерный метод  производства. С физиологической  точки зрения конвейерная работа в силу выраженной монотонности может  привести к преждевременно выраженному  утомлению центральной нервной  системы.

     Монотонное  повторение движений каждый раз действует  на одни и те же нервные клетки. По выражению И.П. Павлова, это создает  «… долбление в одну клетку и  ведет к тому, что эта клетка приходит в рефракторное состояние, состояние задерживания, невозбудимости, и отсюда это состояние разливается  по всем полушариям, являясь сном ». Таким образом, в конвейерной  работе заложена противоречивость. С  одной стороны, при выполнении производственных операций появляется тенденция к  торможению, с другой – это же выполнение производственных операций стимулирует возбуждение рабочей  системы корковых нервных центров. Происходит напряженная борьба противоположных  процессов, нередко приводящая к  невротическому состоянию. Преодолеть отрицательные последствия монотонности в работе можно разными путями. В частности, введением перерывов  в работе и заполнением их физическими  упражнениями. 

Информация о работе Профессионально-прикладная подготовка, как разновидность специальной физической подготовки