Профессионально-прикладная подготовка, как разновидность специальной физической подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………. 3
1. Личная и социально-экономическая подготовка
человека к труду……………………………….……………………………………………………………. 5

2. Профессионально-прикладная физическая подготовка,
её цель и задачи……………………………………………………………………………………………. 7
2.1 Основные факторы, определяющие
содержание ППФП………………………………………………………………………………………. 8
2.2 Дополнительные факторы, определяющие
содержание ППФП………………………………………………………………………....................... 10
3. Средства ППФП………………………………………………………………………………………………. . 11
3.1 Формы занятий по ППФП……………………………………………………………………………... 13
3.2 Схемы комплексов физкультурных пауз………………………………………................ 16
Заключение……………………………………………………………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы……………………………………………………………….... 19
Приложения……………………………………………………………………………………………………………... 20

Работа содержит 1 файл

физ-ра.docx

— 59.05 Кб (Скачать)

Содержание 

  Введение…………………………………………………………………………………………………………………. 3

  1. Личная и социально-экономическая подготовка

     человека  к труду……………………………….……………………………………………………………. 5 

  1.  Профессионально-прикладная  физическая подготовка,

       её цель и задачи…………………………………………………………………………………………….  7

     2.1  Основные  факторы, определяющие 

    содержание  ППФП……………………………………………………………………………………….  8

     2.2  Дополнительные  факторы, определяющие 

               содержание ППФП……………………………………………………………………….......................   10

  1. Средства ППФП………………………………………………………………………………………………. .   11

     3.1  Формы занятий по ППФП……………………………………………………………………………...   13

     3.2  Схемы комплексов физкультурных  пауз………………………………………................   16

     Заключение………………………………………………………………………………………………………………..   18

    Список использованной литературы………………………………………………………………....   19

      Приложения……………………………………………………………………………………………………………...     20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время физическая культура и спорт одно из важнейших направлений  государственной политики России. Причина  этого - снижение уровня здоровья населения, что неблагоприятно влияет на показатели экономики, обороноспособности государства. В связи с этим первоочередная задача спортивной науки поиск более  эффективных путей, форм, средств, методов, методик физического воспитания населения страны и прежде всего  подрастающего поколения.

     Физическое  воспитание в высшей школе является учебной дисциплиной, формирующей  общую и профессиональную культуру личности будущего специалиста. Как  и другие дисциплины, она дает студенту необходимые знания, умения и навыки, воздействует на формирование потребности  в систематическом физическом самосовершенствовании.

     Содержание  профессионально-прикладной подготовки (ППФП) зависит от профиля учебного заведения. Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен подготовить ночлег, приготовить пищу в полевых условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах – жизненно необходимые навыки. Ясно, что занятие туризмом для таких специальностей будет подготовкой к профессиональной деятельности. Специалистам «водных» профессий (плавсостав, гидрологи) необходимо уметь плавать, грести, спасать тонущего. Занятия плаванием, подводным плаванием, парусным спортом будут подготовкой к профессии.

      Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов, характеризуется не только уменьшением удельного веса физического  труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно  большего напряжения умственных, психических  и физических сил, повышенной координации  и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов. Перечисленные качества нуждаются  в постоянном развитии и совершенствовании, потому что, чем совершеннее техника  и сложнее технологии производства, тем более совершенным должен быть человек, управляющий ими.

        Медики и биологи обращают  особое внимание на ряд явлений,  отрицательно сказывающихся не  только на здоровье человека, но и его профессиональной  работоспособности, а именно: детренированность  организма из-за недостатка двигательной  активности, напряженное эмоциональное  состояние человека в процессе  его повседневного труда, неблагоприятное  влияние внешней среды. Эти  факторы по-разному воздействуют  на людей, но общее для всех  то, что естественная физиологическая  адаптация человека не успевает  за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний.

      Профилактикой негативных воздействий на организм человека технизации труда и быта занимаются специалисты различного профиля, в том числе специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения его работоспособности в 6-ти различных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подготовке. Примерами подобной адаптации служат высокий уровень специальной психофизической подготовленности космонавтов к работе в космосе и выдающиеся достижения спортсменов в различных видах спорта, зачастую превышающие сложившиеся представления о возможностях организма человека. Поэтому при подготовке молодежи к современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей, необходимых в профессиональной деятельности. «В обществе нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производству» (Н.И. Пономарев).

      В качестве разновидности физического  воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность. 

 

  1. ЛИЧНАЯ  И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ
 

       Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы можем достичь искусства в ремесле. Профессор Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.

     Одним из первых дал теоретическое обоснование  ППФП  В. В. Белинович (1959). Автор определил  задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся, а также  развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности и воспитание специфических  волевых качеств. Общепринято, что  в содержании прикладной физической подготовки должны входить обычные  средства - физические упражнения и  виды спорта, но подобранные и организованные в соответствие с поставленными  задачами.

     В основе влияния занятий физическими  упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм переноса двигательного навыка, умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и  умениями в трудовой деятельности.

     Основная  направленность занятий заключается  в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма  человека, расширить арсенал его  двигательной координации, а также  обеспечить эффективную адаптацию  организма к различным факторам трудовой деятельности.

     По  данным Р.Т. Раевского недостаточный  уровень  развития физических качеств  молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24 % всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень  психических качеств и того больше - 37 % ошибок.

     В нефтяной промышленности от 20 до 53 % случаев  аварийных отказов техники происходит из-за ошибок человека в двигательной, чувственной, умственной сферах; около 40-50 % травм вследствие неудовлетворительного  зрения операторов .

     По  данным американских ученых 98 % авиакатастроф  происходит из-за ошибок пилотов и  диспетчеров и только 2 % из-за отказа техники.

     Все вышесказанное делает актуальным вопрос о повышении эффективности функционирования человеческого фактора в системе  человек-машина-среда (СЧМС).

     С этой целью ученые изучали эффективность  профессиональной деятельности представителей различных специальностей и определили, что она во многом зависит от уровня развития двигательных  и психических  качеств человека. Так по данным И.Д. Карцева с соавторами ещё в 1968г. установлено, что не всегда здоровые подростки одинаково успешно осваивают одну и ту же работу. Успешное освоение профессии возможно лишь при наличии соответствия определенных психофизиологических качеств человека, специфическим требованиям, предъявленным производственными процессами именно к этим профессионально важным качествам. На основании выявления таких качеств и физиологических функций, необходимых для освоения конкретных профессий, группировки этих профессий и изучения, степени развития функций у подростков, хорошо осваивающих профессию и не сумевших ее освоить, разработаны критерии профессиональной пригодности подростков для большого числа профессий.

     Исследования  В.М. Левина и Э.С Рутембурга установили, что  больше половины (58 %) школьников имеет ограничения к различным  видам труда.

     Авторы  отмечают, что многие из осваиваемых  профессий предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору  в целом и к отдельным его  функциям, к слуховому анализатору, прежде всего к остроте слуха, а также к вестибулярной функции. Значительное число профессий связано  с пребыванием в условиях повышенной или пониженной температуры воздуха, шума, вибрации, вынужденным конвейерным  ритмом работы. Эти условия предъявляют  повышенные требования к функциональному  состоянию центральной нервной  системы (ЦНС), особенно ее вегетативному  отделу, к аппарату кровообращения в целом. И наконец, немало еще  имеется профессий, требующих применений ручного труда с элементами общего физического и статического напряжения, вынужденной рабочей позой, напряжением  отдельных мышечных групп, конечностей. Такие работы обусловили повышение  требования к функциональному состоянию  опорно-двигательного аппарата.

     Но, как известно, некоторые функции  и анализаторы  нашего организма  подвижны. В связи с этим актуально  изучение тех  природных задатков, из которых при надлежащих условиях воспитания и обучения должны развиться  необходимые способности к успешному  освоению профессии. В ряде случаев  возможно и необходимо с помощью  специальных средств развивать, повышать функциональные возможности  молодых людей, желающих обучаться  профессии, и тем самым делать их профессионально пригодными.

     Именно  эту задачу и призвана решать профессионально-прикладная физическая подготовка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ЕЁ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
 

      Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии геолога-поисковика, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу — другая. Эти отличия и отражаются цели и задачах ППФП. как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

      Итак, цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

        • к ускорению профессионального обучения;
        • к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
    • к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
    • к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
    • к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

      Конкретные  задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

Информация о работе Профессионально-прикладная подготовка, как разновидность специальной физической подготовки