Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 13:41, контрольная работа
В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………. 3
1. Личная и социально-экономическая подготовка
человека к труду……………………………….……………………………………………………………. 5
2. Профессионально-прикладная физическая подготовка,
её цель и задачи……………………………………………………………………………………………. 7
2.1 Основные факторы, определяющие
содержание ППФП………………………………………………………………………………………. 8
2.2 Дополнительные факторы, определяющие
содержание ППФП………………………………………………………………………....................... 10
3. Средства ППФП………………………………………………………………………………………………. . 11
3.1 Формы занятий по ППФП……………………………………………………………………………... 13
3.2 Схемы комплексов физкультурных пауз………………………………………................ 16
Заключение……………………………………………………………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы……………………………………………………………….... 19
Приложения……………………………………………………………………………………………………………... 20
Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных конкретных задач.
Прикладные знания. Имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», а также путем самостоятельного изучения литературы. Например спортсмен-альпинист. В ходе своей спортивной практики узнает многие сведения о влиянии горной гипоксии (недостаток кислорода) на организм человека, о путях преодоления ее и т.п., эти знания необходимы ему в горах.
Прикладные умения и навыки. Обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом и т.д.
Прикладные физические качества — быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.
Формировать
специальные качества можно в
процессе ППФП не только с помощью
специально подобранных упражнений,
но и при регулярных занятиях соответствующими
в каждом случае (прикладными) видами
спорта. Следует иметь в виду и
особенности так называемой неспецифической
адаптации человека: установлено, что
хорошо физически развитый и тренированный
человек быстрее
2.1 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
Формы (виды) труда. Основные формы труда — физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых
некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам приведены в таблице.1
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать, и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Динамика
работоспособности специалистов в
процессе труда — интегральный фактор,
определяющий конкретное содержание ППФП
студентов. Чтобы смоделировать отдельные
элементы процесса труда путем подбора
физических упражнений, необходимо знать
особенности динамики работоспособности
специалистов, при выполнении различных
видов профессиональных работ. Для этого
нужно построить «кривую» работоспособности
на основе фиксированных изменений технико-экономических
и психофизиологических показателей:
через определенные отрезки времени замеряют
те или иные показатели исполнителя: величину
выработки, время, затраченное на операцию
и т. п., а также психофизиологические показатели
пульса, кровяного давления, мышечной
силы, частоты дыхания, показатели внимания,
скорости, зрительно - слухомоторные и
психические реакции и др. «кривая» работоспособности
определяется и для одной рабочей смены,
и для рабочей недели (месяца), и для годичного
периода работы. Она может служить началом
в разработке рекомендаций по направленному
применению средств физической культуры
как в процессе ППФП, так и в режиме труда
и отдыха.
К
ним относятся индивидуальные особенности
будущих специалистов, а также
географо-климатические
Различия
в физической и специальной подготовленности
разных людей играют роль в профессиональном
обучении и переподготовке. Успешность
обучения и подготовки каждого человека
к профессиональной деятельности зависит
от его физиологической и
Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. За этой общей характеристикой стоят вполне конкретные возрастные изменения отдельных функций. Так, временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигналы у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена.
Итак,
изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность
специалиста в сфере труда, психофизических
процессов, сопровождающих различные
виды профессиональной деятельности,
позволяет выявить
После определения содержания ППФП важно подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП.
Подбор
отдельных физических прикладных упражнений
или целостных видов спорта для
решения задач ППФП осуществляется
по принципу адекватности их психофизиологического
воздействия с теми физическими,
психическими и специальными качествами,
которые предъявляются
Оздоровительное, общеразвивающее и прикладное ее значение заключается в том, что с помощью упражнений развиваются мышечная сила, владение своим телом в различных условиях опоры или виса на руках (ловкость), гибкость и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально-волевые качества - смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства характера необходимы космонавтам, летчикам, десантникам, монтажникам-высотникам, водолазам, пожарным, сборщикам точных механизмов, водителям наземного транспорта , механизаторам сельского хозяйства и многим другим.
Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики для того, чтобы научить своих учеников правильно провести физкультурную паузу и снять у них накопившееся утомление. Медицинским работникам нужно знать гимнастические упражнения, чтобы провести сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих правильно применять упражнения для реабилитации. Людям, занятым умственным трудом, гимнастика поможет избежать негативных последствий малоподвижной работы. На основе гимнастических упражнений составляются комплексы утренней зарядки, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики.
В основе легкой атлетики лежат естественные движения: ходьба, бег, прыжки, метания. Эти упражнения способствуют развитию жизненно важных умений и навыков. Они повышают функциональные возможности всех систем организма, особенно нервно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной, т.е. тех, которые обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Упражнения легкой атлетики воспитывают быстроту, выносливость, ловкость и силу, а также волевые качества - упорство, силу воли, умение преодолевать трудности (терпеть утомление). Наиболее полезны эти упражнения для геологов, агрономов-землеустроителей, зоотехников и др.
Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуется выносливость и закаленность к холоду, быстроту передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкая общая прикладность различных видов лыжного спорта – гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов. Лыжный спорт находит применение в ряде профессий: охотников и строителей, геологов и исследователей.