Применение спортивного тнвентаря и оборудования на уроках физической культуры и здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Главная цель учащихся – разностороння физическая подготовленность, быстрое и эффективное овладении своей профессией, нужными трудовыми навыками и действиями. Чем многограннее будет физическая подготовленность школьников, чем большим числом двигательных навыков они овладеют, тем легче будет достигнута эта цель.
Хорошо известно, что профессиональные навыки приобретаются и совершенствуются в процессе обучения.
Физические качества развиваются естественно, по мере перехода ученика из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9
2.1 Применение нестандартного оборудования на уроках физической культуры 9
2.2 Установка оборудования 13
2.3 Изготовление нестандартного оборудования 15
2.4 Методика организации детей на занятии с нестандартным оборудованием 22
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
3.1 Методы исследования 25
3.2 Результаты исследования. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Методика установки  таких снарядов, как перекладина  и брусья (они составляют основу многокомплектного спортивного  оборудования), примерно одинакова. Поэтому  достаточно подробно рассмотреть методику установки одного снаряда – перекладины.

В исходном положении  гриф перекладины в секции оборудования расположен вертикально: верхний его  конец укреплен шарнирно в подвижном  хомуте, а нижний упирается в "пятачок" [7, c.44].

Один из двух учащихся, распределенных на установку снарядов, приподнимает гриф перекладины немного вверх и вынимает его из упорного пятачка, расположенного в нижней части секции. Затем он отодвигает нижний конец грифа в сторону и передает его товарищу, а сам опускает верхний его конец вместе с подвижным хомутом до необходимого уровня высоты установки перекладины, фиксирует этот хомут через отверстие болтом.

Второй учащийся в  это же время на необходимой высоте фиксирует подвижный хомут рядом  стоящей секции стопорным болтом через отверстие в трубе секции. Затем он укрепляет свободный конец грифа в скобе хомута также стопорным болтом.

Аналогично устанавливают  жерди брусьев. После укладки  гимнастических матов начинается опробование  снарядов. На этом установка перекладин и брусьев в рабочее положение заканчивается.

Свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке: убираются гимнастические маты и  скамейки, устанавливаются в исходное положение грифы перекладин и  жерди брусьев (вертикально), освобождаются  фиксаторы каждой секции, сдвигаются к стене перекладины и брусья [7, c.45].

Имеет смысл подробнее  рассказать и о методике установки  гимнастических канатов в рабочее  положение. В исходном положении  они слегка закручены вокруг одной  из вертикальных труб секции. Для их установки вначале необходимо выдвинуть секции оборудования к центру зала и зафиксировать их. Канаты раскручивают, затем, держась за нижний конец, резким движением в сторону сдвигают верхний конец каната, закрепленный на кольце (которое имеет возможность свободно, перемещаться по горизонтальной трубе, связывающей шарнирно все секции), к середине промежутка между секциями.

Установка гимнастических канатов  в исходное положение осуществляется в обратном порядке. Ну, если возникла необходимость установить гимнастические канаты не только из исходного положения всего оборудования, но и после окончания упражнений на перекладинах и брусьях, т.е. когда оборудование уже развернуто и снаряды установлены? Для этого нужно только убрать грифы перекладин и жерди брусьев (в обратном порядке) в исходное положение в каждой секции и установить описанным выше методом гимнастические канаты в рабочее положение [14, c.45].

Для профессионально-прикладной физической подготовки и других видов деятельности, учащихся в многокомплектном спортивном оборудовании предусмотрены также гимнастические лестницы, которые могут располагаться горизонтально, образуя своеобразный рукоход.

В исходном положении гимнастические лестницы расположены вертикально  и соединены шарнирно с горизонтальной верхней трубой секции. Опытным путем можно выявить рациональную методику перевода лестниц в горизонтальное (рабочее) положение.

Так же, как и при установке  перекладин, брусьев и канатов, несколько  учащихся отодвигают секции оборудования к центру спортзала и фиксируют  их. Остальные учащиеся распределяются по два на каждую гимнастическую лестницу [14, c.46].

Устанавливают лестницы в горизонтальном положении последовательно, начиная  с любого конца оборудования. Один из освободившихся учащихся взбирается на верхнюю горизонтальную трубу первой секции и принимает из рук в руки конец лестницы, который подают ему два товарища, стоящие внизу, и стопорит ее болтом в скобах, приваренных к трубе. Затем передвигается по укрепленной уже лестнице и стопорит остальные. Освободившиеся учащиеся укладывают маты и расставляют скамейки. Установка лестниц в исходное положение происходит в обратном порядке. При достаточном уровне подготовленности и организации, учащихся время, затрачиваемое на установку снарядов на уроке, составляет не более 2 мин. Причем для более успешной подготовительной работы по установке снарядов целесообразно периодически менять учащихся на различных операциях с целью изучения ими всех приемов и действий [14, c.47].

Подготовка к работе многокомплектного  спортивного оборудования, расположенного на открытой площадке, намного проще и в основном сводится к поддержанию чистоты рабочего состояния снарядов и их отдельных узлов, скамеек и других приспособлений.

Стремясь постоянно поддерживать интерес ребят к процессу самой  деятельности, будь то упражнения или установка снарядов, с первых занятий можно организовать установку и уборку снарядов многокомплектного оборудования в виде соревнования между отдельными группами учащихся.

Таким образом, установка оборудования воспитывает у детей такое качество как бережное отношение к инвентарю. Так же используется соревновательный метод для поднятия эмоционального тонуса, что прививает любовь к уроку [9, c.22]. 

2.3 Изготовление нестандартного  оборудования

Складная наклонная  скамья.

Трансформируемое изделие, для жима лежа – наклонная скамейка. Она состоит из двух плоскостных элементов, соединенных между собой рояльной петлей. Каждый из этих элементов скамьи снабжен. Ножками. Парные ножки П. - образной формы различной величины (40-50 см и 15-20 см) обеспечивают наклонное положение скамьи [1, c.32].

После тренировок такая скамейка складывается вверх (ни в коем случае не вниз), а  ножки предварительно поворачиваются и устанавливаются в ее плоскости. В рабочем положении она имеет  длину 180 см, ширину 45-50 см. Угол наклона скамьи к плоскости площадки 20°.

Скамейка снабжается расположенными сбоку ручками, при  помощи которых ее можно легко  переносить.

Конструкция скамьи состоит  из двух металлических рам. Плоскость  скамейки может покрываться гнуто  выклейными элементами из фанеры; древесностружечными, древесноволокнистыми плитами (не более 2 см толщиной) с последующей фанеровкой или покрытием пластиком, а также и просто армированным пластиком.

Желательно, чтобы верхний  элемент скамьи имел неглубокий (1-2 см) продольный желоб, расположенный посредине, для того чтобы максимально уменьшить нагрузку на позвоночник спортсменов. [1, с.12]

В сложенном виде такая  скамья напоминает своеобразный плоский  чемодан с размерами 90х45 см, удобный для переноски. Вес его различен в зависимости от применяющихся материалов, но находится в пределах 10-15 кг. Это изделие настолько просто в изготовлении, что может быть сделано в течение нескольких часов [1, c.34].

Делая скамейку для тренировок, необходимо закреплять ножки так, чтобы не было перекосов. Ножки должны устанавливаться в рабочем положении под углом к плоскости площадки, чтобы обеспечить большую жесткость и предохранить от случайного складывания их в процессе тренировки. Скамья будет опираться фактически в трех местах: первая пара ножек, вторая пара ножек и торец нижней половины скамьи. Конструкция, закрепляющая ножки к скамье, должна предусматривать поворот их только в одну сторону.

Металлические «П-образные трубки» для ножек могут иметь диаметр 2,5-3 см. Концы их снабжаются резиновыми или пластмассовыми башмачками. Такие насадки делаются для предотвращения скольжения скамьи по поверхности площадки [1, c.10].

Скамьи аналогичного типа давно и с успехом применяются  во многих спортивных залах нашей  страны, а (также в некоторых зарубежных странах; США, Австрии, Швеции, ФРГ и других) Скамьи оригинальной конструкции изготавливаются, например, американской фирмой "Йорк Барбелл компаний".

Возможно изготовление собственными силами и другого типа трансформируемой скамьи. Рабочая поверхность ее имеет длину 140-150 см, ширину 45-50 см. Скамья состоит также из двух элементов: самой плоскости скамьи и подголовника. Эти элементы при необходимости могут приподниматься с каждого края, а затем фиксироваться в таком положении на время тренировки.

Такая конструкция удобна тем, что благодаря изменениям угла наклона двух частей скамьи можно  разнообразить тренировки, развивать  определенные группы мышц. [1, с.13]

Каждый из этих двух элементов  рабочей плоскости скамьи крепится к металлическому основанию подвижно (на рояльных петлях, шарнирах). Фиксация под углом происходит при помощи простых опорных элементов с защелками на различную высоту. Изготавливаются они из стальных полосных элементов (сечение 3-4 мм) или стальных трубок (диаметр 20-25 мм). Основание имеет металлическую раму с четырьмя ножками (диаметр трубок 25-30 мм), на которую непосредственно укладывается сама скамья. Скамья может изготавливаться из гнутовыклейных элементов фанеры; древесностружечных, древесноволокнистых плит (не более 2 см толщиной) с покрытием пластиком или фанеровкой, из столярной плиты.

Деревянные элементы этих двух типов скамей покрываются  бесцветным матирующим нитролаком, который  оставляет видимой для глаза  текстуру древесины. Металлические  элементы покрываются нитроэмалью светло-серого, серо-стального, голубого цвета, а подвижные и фиксирующие элементы маркируются желтым или белым цветом. Ножки скамьи снабжаются, как и у предыдущего типа, пластмассовыми или резиновыми башмачками. Углы и кромки рабочей плоскости скамей всех типов необходимо сделать овальными, чтобы избежать травм.

Таким образом, складная наклонная скамейка удобна в применении и развивает силовые качества у детей. Так же ее можно использовать на уроках гимнастики [1, c.23].

Складные перекладины.

Это решение будет особенно удачным, если сложенные перекладины располагаются не у плоскости, а в самой плоскости стен. Тогда ровная торцовая поверхность сможет использоваться и для отработки ударов мяча о стену при тренировках по теннису.

Чтобы не усложнять конструкцию перекладин и в то же время обеспечить изменение ее по высоте, можно установить несколько (2-3) перекладин различной высоты для людей различного роста, а также для детей младшего и среднего школьного возраста. С одной стороны перекладина шарнирно соединяется со стеной, а с другой стороны устанавливается на стойке с растяжками. Таким образом, сняв растяжки, перекладину можно быстро сложить.

Стойка покрывается  нитроэмалью светло-серого или серо-стального  цвета. Шарниры, позволяющие перекладине  складываться, маркируются белым или желтым цветом. [1, с.16]

Подъемные гимнастические кольца.

У торцовой стенки могут  также располагаться кольца. Их конструктивный принцип таков. На высоте трех метров, то есть в верхней части этой стенки закрепляется консоль. Стальная конструкция может быть изготовлена из труб или прямоугольного замкнутого профиля и должна быть снабжена роликами, по которым перемещаются тросы с прикрепленными к ним кольцами [1, c.48].

Консоль должна выступать  из плоскости стены примерно на 3 м, чтобы спортсмены случайно не могли удариться о деревянную стенку. Особые требования должны быть предъявлены к ее закреплению.

Консоль следует навешивать на бетонный столб-стойку, используемую для ограждения площадки. В качестве дополнительного закрепления можно  использовать щитовую конструкцию торцовой стенки. Причем вся конструкция должна быть рассчитана на динамическую нагрузку в 200 кг. Если тренировка на кольцах закончена, они поднимаются, и все пространство площадки поступает в распоряжение спортсменов другой специализации. Не следует забывать, что при тренировках на кольцах на поверхность универсальной спортивной площадки должны укладываться два, три мата.

Окрасить консоль рекомендуется  в светло-серый или белый цвет. [1, с.50]

Переносные  брусья.

Кроме описанного спортивного оборудования, могут быть использованы простейшие изделия, напоминающие равновеликие брусья. Что же они собой представляют? Назовем их условно брусьями для отжимания.

На деревянном основании  размером 1х1 м устанавливаются на металлическом основании два бруса. Длина каждого составляет 80 - 90 см, причем их сечение овальное - аналогично обычным спортивным брусьям, а ширина между ними переменная, от 30 до 50 - 60 см.

Брусья устанавливаются  на высоте 35-45 см от поверхности этого  деревянного основания. Закрепляются они на стойках из полосного металла. Металлическая конструкция основания предусматривает изменение расстояния между брусьями, для чего нижняя часть стоек снабжена отверстиями через каждые 5 см. Такое переменное расстояние необходимо, так как на снарядах занимаются люди самой различной комплекции. Что будет узко для одного, окажется широким для другого.

Такие упрощенные брусья служат не только для отжимания из различных позиций, но и для тренировки брюшного пресса (прямой угол) и т.д. Эта конструкция настолько проста, что может быть выполнена даже школьниками младших классов на уроках по труду. Деревянные элементы изделия покрываются бесцветным матирующим лаком, сохраняющим натуральный цвет древесины, а металлические – нитроэмалью светло-серых или серо-стальных цветов. Нижняя часть металлических стоек, позволяющая при помощи винтов и гаек менять расстояние, маркируется белым или желтым цветом [1, c.55].

Другой тип брусьев  для отжимания еще более простой. Это изогнутая металлическая  трубка (сечение 2,5-3 см), образующая одновременно и брусья и опоры. Изготавливаются из одного гнутого и затем сваренного куска трубы общей длиной 4-4,5 м или двух элементов трубы (по 2-2,2 м каждый), предварительно изогнутых. Прежде чем замыкать по периметру трубу, на нее следует надеть 6-8 резиновых насадок цилиндрической формы с внутренним диаметром, равным наружному диаметру трубы. Это необходимо для того, чтобы увеличить трение между основанием брусьев и площадкой. Брусья покрываются нитроэмалью светло-серого или серо-стального цвета. Места для хвата руками маркируются белым или голубым цветом. Эти два изделия можно размещать на любой свободной части площадки и легко переносить вес каждого из них составляет 8-10кг. Хотя брусья для отжиманий ни в какой мере не могут заменить настоящие гимнастические брусья в спортивном зале, но, тем не менее, с их помощью школьники да и люди среднего возраста смогут освоить некоторые гимнастические навыки, укрепить пресс, развить силу и. т.д., что очень важно для гимнастики [1, с.63].

Информация о работе Применение спортивного тнвентаря и оборудования на уроках физической культуры и здоровья