Применение спортивного тнвентаря и оборудования на уроках физической культуры и здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Главная цель учащихся – разностороння физическая подготовленность, быстрое и эффективное овладении своей профессией, нужными трудовыми навыками и действиями. Чем многограннее будет физическая подготовленность школьников, чем большим числом двигательных навыков они овладеют, тем легче будет достигнута эта цель.
Хорошо известно, что профессиональные навыки приобретаются и совершенствуются в процессе обучения.
Физические качества развиваются естественно, по мере перехода ученика из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9
2.1 Применение нестандартного оборудования на уроках физической культуры 9
2.2 Установка оборудования 13
2.3 Изготовление нестандартного оборудования 15
2.4 Методика организации детей на занятии с нестандартным оборудованием 22
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
3.1 Методы исследования 25
3.2 Результаты исследования. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

 

 

 

Кафедра теории и методики физического воспитания

 

 

 

 

Кузич виталий игориевич

 

 

 

 

применение  спортивного тнвентаря и оборудования на уроках физической культуры и здоровья

Курсовая работа студента 3 курса

 

 

 

Руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее  время выделяется большое вниманием вопросам организации и управления, это приводит к необходимости анализа сложных целенаправленных процессов под углом зрения их структуры и организации.

Во всестороннем развитии личности важное значение имеет физическое воспитание. Однако, в условиях социально-экономических реформ, проводимых в нашей стране, было ослаблено внимание к развитию физической культуры и спорта, что привело к ухудшению учебно-материальной базы, снижению уровня компетентности преподавателей и учителей физической культуры, повышению уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, значительному возрастанию нарушений в эмоционально-волевой сфере [2, с.26-27].

Любая физическая деятельность человека в быту, в спорте требует  определенного уровня развития физических или, как их еще называют, двигательных качеств. Чем он выше, тем лучше работоспособность организма и выше производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Основные физические качества – выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость и скоростно-силовые – определяют эффективность трудовой деятельности человека, состояние его здоровья, долголетие активной жизни, успехи в спорте.

Главная цель учащихся – разностороння физическая подготовленность, быстрое и эффективное овладении своей профессией, нужными трудовыми навыками и действиями. Чем многограннее будет физическая подготовленность школьников, чем большим числом двигательных навыков они овладеют, тем легче будет достигнута эта цель [6, с.37].

Хорошо известно, что профессиональные навыки приобретаются и совершенствуются в процессе обучения.

Физические качества развиваются естественно, по мере перехода ученика из одной возрастной категории  в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста. Однако возможно целенаправленное развитие физических качеств на основе так называемых сенситивных (т.е. наиболее благоприятных) периодов развития тех или иных качеств и применения, соответствующих данному возрасту средств и методов. [5, с.36]

Учитель должен решать следующие  задачи на уроках физической культуры:

  • Предотвращение заболеваний опорно-двигательного аппарата.
  • Предотвращение заболеваемости сердечно-сосудистой системы.
  • Укрепление здоровья школьников.

Но при этом возникает  проблема. В школьных спортивных залах  морально устаревшее спортивное оборудование, не позволяющее увеличить плотность  урока, снять психологический барьер в обучении.

Решение этих проблем можно решить с помощью использования нестандартного спортивного оборудования в процессе физического воспитания. Но при этом необходимо учитывать, что нестандартное спортивные снаряды должны отвечать основным требованиям, предъявляемым к спортивному оборудованию, а именно:

  • способствовать повышению эффективности занятий;
  • быть доступным для лиц разной физической подготовленности;
  • способствовать развитию всех мышечных групп и большинства физических качеств ученика;
  • быть простым в изготовлении, удобным и надежным в эксплуатации, легко обслуживаться;
  • занимать минимальную площадь [13, с.76].

Цель исследования: выявить влияние использования нестандартного оборудования на формирование интереса младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Раскрыть процесс влияния использования нестандартного оборудования на формирование интереса.
  3. Дать определение оборудованию и нестандартному оборудованию.
  4. Рассмотреть общую характеристику интереса учащихся младшего школьного возраста.
  5. Рассмотреть особенности младшего школьного возраста.
  6. Рассмотреть применение нестандартного оборудования на уроках физической культуры и методы организации детей на занятиях с нестандартным оборудованием.
  7. Разработать методические рекомендации по использованию нестандартного оборудования.

Объект исследования: формирование интереса у детей.

Предмет исследования: формирование интереса к урокам физической культуры под влиянием использования нестандартного оборудования.

Гипотеза: при использовании нестандартного оборудования формирование интереса на уроках физической культуры будет повышено.

Методы исследования:

  • анализ и обобщение литературных источников;
  • анкетирования;
  • шкалирования;

Актуальность: в настоящее время в школах морально устаревшее спортивное оборудование, которое не позволяет эффективно проводить уроки физической культуры. Вследствие этого у детей падает интерес к урокам физкультуры. Чтобы повысить уровень посещаемости и интереса у детей на занятиях преподаватели физической культуры используют нестандартное оборудование.

 

1 Особенности школьного возраста

Младшим школьным возрастом  считается возраст детей примерно от 7 до 11 лет. Этот возраст характеризуется  относительно равномерным развитием  опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса [23, с.168].

Суставы детей этого  возраста очень подвижны, связочный  аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе  лишь небольшое количество белка  и жира. При этом крупные мышцы  конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти  полностью завершается морфологическое  развитие нервной системы, заканчивается  рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется  преобладанием процессов возбуждения.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной активности.

Этот возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей [25, с.67].

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования [11, c.165].

Таким образом, уровень  физического развития младшего школьника  вполне допускает ежедневные систематические  занятия и не вызывает переутомления, перенапряжения.

В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического  и психического уровня развития человека. К 16–17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высокого уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в характере мыслительной деятельности (подробнее см. раздел «Психические особенности»).

Следует помнить, что  развитие костно-мышечного и связочного аппарата у старшеклассников ещё не закончено. Так, костные эпифизарные диски с телом позвонка полностью срастаются к 24 годам, срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, а срастание трёх тазовых костей – с 14 до 20 лет. Окостенение фаланг пальцев рук у девушек происходит в 14–18 лет, а у юношей в 16–22 года, а годом-двумя раньше – фаланг пальцев ног. В старшем школьном возрасте далеко ещё не закончено окостенение позвоночника, поэтому старшеклассникам следует избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии тяжестей. Кроме того, частое применение максимальных нагрузок может привести к уплощению стоп.

Больших нагрузок с максимальной соревновательной интенсивностью следует  также избегать по причине незавершённого развития нервной регуляции работы сердца. При слишком интенсивных нагрузках, например в начале бега на относительно длинных дистанциях, у учащихся быстро снижается содержание кислорода в крови, а возникающая кислородная недостаточность может явиться причиной полуобморочного состояния. В этой связи старшеклассникам не рекомендуется тренироваться с максимальной соревновательной интенсивностью. Нагрузка, как правило, не должна превышать 85–90% среднесоревновательной.

У юношей в 15–16 лет масса  тела интенсивно увеличивается, тогда  как у девушек к 16 годам темпы её нарастания уже снижаются. Юноши (в среднем) выше девушек на 10–12 см и тяжелее на 5–8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани на 10% меньше; туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. Более широкий таз и относительно короткие ноги, большая подвижность позвоночника и суставов, лучший эластический связочный аппарат приводят к тому, что у девушек по сравнению с юношами выражены большие поперечные колебания тела при ходьбе и беге.

Сердце юношей на 10–15% больше по объёму и массе, чем у  девушек; пульс реже на 6–8 уд./мин, сердечные  сокращения сильнее, что обусловливает  больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная ёмкость их лёгких примерно на 100 см3 меньше.

Итак, функциональные возможности  для осуществления интенсивной  и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

В последние годы появляется всё больше школьниц, имеющих низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это свидетельствует о снижении к старшему школьному возрасту двигательной активности, связанной с играми, циклическими и ациклическими локомоциями. В свою очередь, у девушек, регулярно занимающихся такими упражнениями, показатели этих систем продолжают улучшаться. Уже после нескольких тренировок в беге на уроках физической культуры или на внеклассных занятиях девушки могут бегать в умеренном темпе более 15 мин, а юноши – более 25 мин. Беговые и прыжковые упражнения особенно полезны тем, кто имеет избыточный вес и низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В старшем школьном возрасте девушки и юноши приобретают  тип телосложения, свойственный взрослому  человеку. Типы телосложения определяются по таким признакам, как степень развития мышц и жироотложения, форма грудной клетки и живота, соотношение длины и массы тела, его пропорции. Нормальными конституционными типами телосложения считают астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.

Имеются сведения, что специально направленными физическими упражнениями тип телосложения можно в значительной степени изменить, например астеноидный может перейти в торакальный, торакальный и дигестивный – в мышечный.

Девушек и юношей астеноидного типа телосложения отличают высокий рост, узкое и уплощённое туловище, тонкий костяк и слабая мускулатура. Для их гармоничного развития особенно полезны динамические и статические силовые и скоростно-силовые упражнения, а также циклические упражнения: длительный бег, ходьба на лыжах, бег на коньках умеренной интенсивности, плавание – для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются также упражнения на развитие гибкости, координационных способностей (равновесия, согласованности движений, перестроения двигательной деятельности).

Вторым типом телосложения, заслуживающим индивидуального  подхода в обучении движениям  и развитии физических способностей, является дигестивный. Детей этого типа телосложения отличает главным образом избыточное жироотложение. Снижения массы тела можно достичь упражнениями, активизирующими деятельность кровообращения и дыхания, вызывающими повышенные энергозатраты; укрепляющими мышцы живота (место наибольшего отложения жира); улучшающими скоростные и скоростно-силовые качества.

Информация о работе Применение спортивного тнвентаря и оборудования на уроках физической культуры и здоровья