Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа
Главная цель учащихся – разностороння физическая подготовленность, быстрое и эффективное овладении своей профессией, нужными трудовыми навыками и действиями. Чем многограннее будет физическая подготовленность школьников, чем большим числом двигательных навыков они овладеют, тем легче будет достигнута эта цель.
Хорошо известно, что профессиональные навыки приобретаются и совершенствуются в процессе обучения.
Физические качества развиваются естественно, по мере перехода ученика из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9
2.1 Применение нестандартного оборудования на уроках физической культуры 9
2.2 Установка оборудования 13
2.3 Изготовление нестандартного оборудования 15
2.4 Методика организации детей на занятии с нестандартным оборудованием 22
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
3.1 Методы исследования 25
3.2 Результаты исследования. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Учащимся торакального (грудная клетка цилиндрической формы, умеренно развитая мускулатура) и мышечного типов (рельефно развитая мускулатура) рекомендуется до половины времени занятий, отводимых на развитие физических способностей, выделять на развитие силовых, скоростно-силовых и скоростных способностей. Кроме этого, в занятия необходимо включать специальные упражнения для развития гибкости и общей (аэробной) выносливости, а также воздействующие на координационные способности, которые проявляются в гимнастических и акробатических упражнениях, спортивных играх и единоборствах, легкоатлетических и др.
2 Использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры
2.1 Применение нестандартного
оборудования на уроках
Нестандартное оборудование – это оборудование, сделанное собственными руками из списанного инвентаря и подручных средств.
Волейбол
При дефиците материального
обеспечения спортивным инвентарем
и оборудованием большое
Ахиллесова пята современных мячей – некачественный клапан. Порой из приобретенного в магазине такого товара через месяц-другой добрая половина мячей выходит из строя. При их ремонте основная трудность состоит в том, как восстановить фабричный шов на покрышке, чтобы мяч не терял своей первоначальной формы.
Ситуация еще сложнее, если надо восстанавливать пришедший в негодность мяч с вулканизированной резиной типа "Gala". Но в любом случае есть приемлемый вариант восстановления рабочей формы мяча. Острым ножом или лезвием безопасной бритвы нужно вырезать клапан, вынуть камеру и на ее место вставить новую либо неповрежденную старую из мяча с изношенной покрышкой. Диаметр отверстия при этом не должен превышать 25-28 мм, чтобы на мяче не образовалась "грыжа". Кроме того, на клапан новой камеры нужно наклеить кусок старой покрышки с площадью поверхности в 2-3 раза больше, чем отверстие. Для эстетичности можно вырезанный в начале кружок вернуть на прежнее место реставрируемого мяча [6, с.24].
Шитый мяч можно починить без изменения его первоначальной формы, если восстановить фабричный шов, который разошелся оттого, что порвалась нитка. Делается это с помощью двух хирургических игл.
Чтобы ускорить процесс усвоения навыков игры и совершенствовать навыки и повышать техническое мастерство у учащихся, обычно применяют типовые стандартные тренажеры типа "Замковые держатели мяча" и "Пружинные держатели мяча". Можно приспособить планку для прыжков в высоту и гимнастический обруч для изготовления приспособления, выполняющего функции пружинного держателя мяча. Для этого обруч разрезают в одном месте. Края разреза отгибают мягкой резиной. Отогнутые края разреза стягивают с помощью куска резинового жгута (эспандера); они удерживают мяч, размещенный между ними. Резиновый жгут прикреплен к обручу горизонтально, строго по его диаметру надрезом, чтобы не препятствовать удару по мячу рукой. Обруч, в свою очередь, закреплен вертикально в подвижном хомутике с фиксирующим винтом, который используют в оборудовании стоек, применяемых для прыжков в высоту. Хомутик с обручем надевается на планку для прыжков в высоту, расположенную вертикально. Он может перемещаться вверх и вниз, позволяя регулировать высоту фиксации мяча [6, с.24].
Для изготовления приспособления типа замкового держателя мяча понадобится планка для прыжков в высоту, гимнастический обруч, разрезанный и не полностью выпрямленный; кусок мягкого троса 4,5-5 м, старый набивной мяч массой 1 кг, кусок прочного шнура длиной 0,5-1,5 м и обычная бельевая прищепка. Чтобы удержать мяч с помощью бельевой прищепки, к мячу нужно пришить "язычок" из куска старой покрышки размером 3х4 см.
При работе с этими тренажерами
можно использовать гимнастический
подкидной мостик, для получения
эффекта зависания при прыжке.
Это поможет ускорить освоение техники
нападающего удара в без
Таким образом, при использовании нестандартного оборудования типа "Замковые держатели мяча" идет формирование интереса у детей с их использованием. Это, прежде всего, проявляется в установке такого оборудования. Учащиеся с азартом устанавливают и познают данное оборудование. В этом случае у детей идет формирование познавательного интереса. Так же происходит формирование интереса к самому учебному процессу или заданию, выполняемому на уроке.
Как известно, в волейболе большое значение имеет не только точность удара по мячу, но и точность попадания мяча в цель. Если для отработки первого технического приема служат держатели мяча, то для совершенствования второго приема применяют всевозможные мишени, которые располагают на стене или на полу. Можно использовать два вида переносных мишеней: в форме кольца и объемную мишень [6, с.26].
Мишень в форме кольца представляет собой гимнастический обруч, который может перемещаться по вертикальному штативу вверх и вниз и переставляться в любую точку спортивной площадки. В качестве штатива используют стойку для прыжков в высоту. К этой стойке через хомутик с винтом-фиксатором прикреплен обруч в горизонтальной плоскости. Особенно эффективно это приспособление работает при совершенствовании приема мяча с подачи.
Второй вид мишени применяем для повышения точности подачи и нападающего удара. Это "мишень-карман" или "мишень-ловушка". Она проста в изготовлении. Для этого надо взять три гимнастических обруча и связать между собой. Плоскость одного обруча и боковые криволинейные поверхности между обручами затягивают плотной матерчатой тканью. Нижний обруч лежит на полу. Плоскость третьего обруча собственно и служит мишенью, и расположена она приблизительно перпендикулярно возможному направлению полета мяча при нападающем ударе. При этом частота попадания в такую мишень примерно в два-три раза выше, чем, если бы она представляла собой обруч, лежащий на полу. [7, с.30-31]
При использовании данного
Баскетбол
При прохождении раздела "Баскетбол" при разучивании техники ведения мяча можно применить простое приспособление - мяч на пружине, которое легко можно сделать своими силами [13, c.60].
Приспособление состоит из пружины, в которую вставлена трубка длиной 170-220 мм с кольцом. Диаметр кольца 200-200 мм. Трубка крепится к пружине болтом.
Все приспособление крепится к вертикальной стойке гимнастической стенки. В нерабочем положении металлическое кольцо прижато к стенке. Чтобы выполнить упражнения, надо отвести кольцо от стены до горизонтального положения и вложить в него большой мяч.
Это исходное положение
для разучивания отдельных
При выполнении упражнений надо стоять сбоку от снаряда, соблюдая правильную стойку баскетболиста, сочетая движение рукой с пружинящей работой ног. Не рекомендуется смотреть на мяч. В зале можно укрепить несколько подобных приспособлений. Это повысит плотность урока. [13, с.61]
Таким образом при
использовании этого
"Неудобный бросок". Команды стоят в колоннах по одному. По сигналу выполняется ведение, игрок обводит стойки, потом, добежав до центральной линии, выполняет бросок сзади между ног впереди стоящему игроку своей команды и встает в конец колонны.
Легкая атлетика
В процессе обучения школьников бегу с преодолением препятствий перед учителем зачастую встает проблема спортивного инвентаря.
Гимнастические скамейки, козел и другие удобно применять в зале, а стандартные легкоатлетические барьеры можно использовать лишь при обучении технике без опорных способов преодоления препятствий.
В работе можно применять разборные препятствия, изготовление которых в школьной мастерской не вызовет трудностей [22, c. 19].
Препятствие состоит из перекладины (деревянный брус - 1400х120), двух несущих и двух выдвижных (стальная труба прямоугольного сечения (560х30х60)) стоек и двух подножек (дюралюминиевый швеллер - 1400х140х70) [22, c. 20].
Несущая стойка фиксируется на подножке при помощи подпятника, выполненного из стального уголка и закрепленного сварным швом у основания стойки, а также растяжек, которые имеются в любой школе. Выдвижная стойка вверху заканчивается крепежной лапкой (стальная пластина - 150х60х8), имеющей паз (90х114). Крепление лапки осуществляется также при помощи сварного шва по периметру. Несущие выдвижные стойки соединяются направляющими болтами М12х60, которые вставляются в сквозное отверстие каждой стойки и соответствующие пазы другой стойки. Поднятая на нужную высоту выдвижная стойка затягивается гайками.
Металлические шайбы с прокладками, выполненные из твердой резины, предохраняют стойки от царапин и хорошо их фиксируют.
Перекладина препятствия устанавливается при помощи четырех болтов М14х140, по два с каждой стороны, вставляемых в пазы крепежных лапок выдвижных стоек и снизу затягиваемых гайками.
Процесс разборки или сборки препятствия одним человеком при определенном навыке занимает не более 6-7 мин. В разобранном виде препятствие не занимает много места и удобно для хранения, а сравнительно небольшой вес позволяет без особого труда доставлять это приспособление к предполагаемому месту занятий. Таким образом, разобранное препятствие может с одинаковым успехом использоваться как в условиях спортивного зала, так и в тренировочных занятиях на местности [22, c.21].
Необходимую устойчивость
препятствию обеспечивают длинные
подножки. Для большей безопасности
проведения занятий предусмотрена
возможность дополнительного
Благодаря возможности изменять высоту с 62 до 92 см в зависимости от возраста и подготовленности, учащихся препятствие может применяться как в младших классах, так и в старших.
Учебно-тренировочное разборное препятствие можно применять круглогодично, что позволяет значительно разнообразить уроки физической культуры и лучше подготовить старшеклассников на полосе препятствий.
При использовании этого оборудования у детей формируется интерес к двигательным действиям. С данным оборудованием учащиеся придумывают различные задания, так идет формирование интереса к творчеству, например: "Укрощение змей". Выполняется в парах. Один игрок держит в руках длинную веревку, которую он вращает, создавая волны. Другой стоит за барьерной стойкой и прыжками пытается наступить на веревку. Если удается, то меняются местами [8, c.31].
"Ногами в цель".
На полу рисуют мишень, за попадание
в каждый ее круг дают
Снаряд для метания легко изготовить силами учеников в каждой школе из отслуживших свой срок волейбольных мячей. Чтобы сделать его, нужна покрышка от волейбольного мяча, бельевая веревка, капроновые нитки, большая игла и материал набивки [22, c.24].
Взяв веревку, сплетаем ее (вшестеро) и на одном конце завязываем узел, оставляя свободный конец веревки длинной 15-20 см. Затем, разрезав волейбольный мяч по шву, отпариваем и извлекаем отслужившую камеру, набиваем покрышку тряпками и вставляем в прорезь покрышки узел веревки. После этого шов зашиваем. Место выхода веревки прошиваем вокруг, пропуская нить через узел. Хорошо закрепляя сплетенные веревки капроновой нитью, мы продлеваем срок службы снаряда.
Предлагаемые мячи с веревкой можно метать в любое время года, летом и зимой, на улице и в зале. Неплотно набитая покрышка смягчает удар о стену и предохраняет ее от разрушения.
За 5 минут каждый ученик может выполнить 20-30 бросков. Применяя этот снаряд, ученики старших классов улучшат свои показатели в метании. [22, с.45-46]
Таким образом, при использовании нестандартного оборудования на уроках физической культуры, увеличивается плотность урока, повышается качество обучения, эмоциональный настрой учащихся.
2.2 Установка оборудования
Обучение учащихся практическим
навыкам установки