Построение программы микроциклов в процессе подготовки спортсменов гребцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности построения программ микроциклов в процессе подготовки спортсменов гребцов. Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Изучить структуру малых тренировочных циклов по гребле;
Определить особенности планирования микроциклов по гребле в подготовке гребцов;
Обосновать теоретические и содержательные основы построения
программ микроциклов спортсменов гребцов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИКРОСТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
1.1Характеристика типов микроциклов
1.2 Подготовка к соревнованиям спортсменов гребли(Особенности планирования предсоревновательного этапа подготовки гребцов)
1.3 Особенности сочетания в микроцикле занятий с различными по величине и направленности нагрузками
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ МИКРОЦИКЛОВ В ГРЕБЛЕ
2.1 Построение тренировочного микроцикла

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!.docx

— 213.60 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИКРОСТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 

1.1Характеристика типов микроциклов 

1.2 Подготовка к соревнованиям спортсменов гребли(Особенности планирования предсоревновательного этапа подготовки гребцов)

1.3 Особенности сочетания в микроцикле занятий с различными по величине и направленности нагрузками

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ МИКРОЦИКЛОВ В ГРЕБЛЕ 

2.1 Построение тренировочного микроцикла 

2.2 Особенности построения программ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, достигшие, по мнению ряда специалистов почти предельных величин, увеличение числа тренировочных занятий, как в течение дня, так и в более длительные циклы тренировочного процесса, заставляют искать новые пути в методике тренировки спортсменов в целях повышения его эффективности. Возникшее в настоящее время противоречия в существующей системе подготовки могут быть разрешены лишь при качественном совершенствовании структуры и содержания тренировочного процесса, его индивидуализации. Процесс перестройки системы с целью выхода ее на новый, более высокий уровень охватывает, прежде всего, ее низшие звенья. Следовательно, качественные преобразования должны затрагивать в первую очередь организацию микроциклов процесса подготовки спортсменов.

Инновационные технологии планирования подготовки спортсменов обнаруживаются учеными А. В. Абахиным, В. А. Рыбаковым, В. В. Феофилактовым, В. Н. Селуяновым. в результате анализа тренерской деятельности выдающихся практиков спорта. Это общепринятый — эмпирический путь развития теории и методики физического воспитания. Теоретический путь разработки новых спортивных технологий связан с концептуальным имитационным моделированием адаптационных процессов в организме спортсменов.

Предметом исследований явилось изучение ритмичности изменений специальных  физических качеств спортсменов как в течение дня, так и в более длительный этап времени, определение оптимальных режимов тренировочных воздействий, направленных на развитие ведущего качества гребцов - специальной выносливости, возможность использования полученных данных в организации тренировочного процесса. Объектом исследований являлись квалифицированные спортсмены, специализирующиеся в гребле. 
 
Поиск новых путей и методов рационального построения микроциклов направлены на повышение их специальной работоспособности в частности подготовительного периода тренировочного процесса.  Мы рассматриваем это как один из актуальных аспектов оптимизации системы спортивной подготовки, так как наибольший объем физических нагрузок выполняется именно в подготовительном периоде годичного цикла.

В исследованиях по гребному спорту  разработаны многочисленные практические методики для подготовки команд в традиционных недельных микроциклах. В настоящее время делаются дальнейшие попытки в поисках новых подходов к структуре и содержанию тренировочного процесса во многих видах спорта.

В данной курсовой работе мы попытаемся отразить намеченные пути поиска рациональной организации тренировочных микроциклов подготовки гребцов.

 

Цель исследования: изучить особенности построения программ микроциклов в

процессе подготовки спортсменов гребцов.

Объект  исследования: структура процесса подготовки в гребле.

Предмет исследования: содержание программ микроциклов в структуре подготовки спортсменов гребцов.

Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить структуру малых тренировочных циклов по гребле;
  2. Определить особенности планирования микроциклов по гребле в подготовке гребцов;
  3. Обосновать теоретические и содержательные основы построения

программ микроциклов  спортсменов гребцов.

 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы, характерные для данного рода педагогических исследований:

- анализ научной и методической литературы;

- изучение и обобщение  педагогического опыта.

 

Практическая  значимость: представленный в курсовой работе материал в виде текста материалов, анализа научной литературы является ценным с точки зрения

образовательного содержания для учащихся-спортсменов, тренеров физкультурных учебных заведений.

 

 

1.1 Характеристика типов микроциклов

 

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или  около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются: наличие двух фаз в его структуре: стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными; часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его; регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.

Анализ тренировочного процесса в  различных видах спорта позволяет  выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных. В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.

Специально-подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или около соревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного  периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Восстановительные микроциклы планируют  и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий  для восстановительных и адаптационных  процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую  суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств  активного отдыха.

Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.

В практике спорта широко применяются  микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

В отдельных микроциклах  должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование  различных сторон подготовленности, так и работа более или менее  выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Подготовка к соревнованиям  спортсменов гребли(Особенности планирования предсоревновательного этапа подготовки гребцов)

В теории спортивной тренировки важное место отводится  этапу непосредственной предсоревновательной подготовки (ЭНПП), потому что от него в значительной мере зависит конечный результат всей ранее выполненной тренировочной работы (В.М. Волков, 1993, Л.П.Матвеев, В.П.Платонов, 1998; Н.С.Безродная, Н.Н.Пилюк, 2002). Непосредственная подготовка к соревнованиям предполагает выделение специального этапа, являющегося относительно самостоятельным, во время которого завершается подготовка спортсмена к конкретным стартам. Эффективность тренировочного процесса на ЭНПП существенно зависит от динамики объёмов скоростной работы, подбора средств и методов тренировки (Л.И. Маслакова, Ф.П. Суслов, 1985).

Оптимизации тренировочного процесса на ЭНПП посвящен ряд работ, в которых рассматриваются вопросы  оптимальной продолжительности (Ю.А.Дольник  с соавт., 1982; и др., Ю.В. Менхин, 1995), его структуры (Ю.В. Верхошанский, 1992), определения оптимальных объёмов и интенсивности тренировочной работы (Я.С.Вайнбаум, 1984, И.Н.Верлин, 1997), обоснования режима чередования нагрузок различной величины и направленности (Г.И. Макеев, 1998), конкретизации задач указанного этапа (Д.А.Полищук с соавт., 1993).

В процессе развития гребли совершенствование системы  спортивной тренировки осуществлялось по различным направлениям:

- совершенствование  планирования тренировочного процесса (Л.П.Матвеев, 1998; В.Н.Платонов, 1986; 1993 и  др.);

- разработка эффективных  средств тренировки (Н.Г.Озолин, 1986);

- оптимизация процесса  технической, физической, психологической  подготовки (В.Б. Иссурин с соавт. 1987; Ю.В. Верхошанский, 1992, А.М. Гребенников, 2000);

- совершенствование  методики оценки подготовленности  спортсменов (В.А.Булкин, 1987).

Анализ литературных данных о построении ЭНПП показывает, что в современной методике тренировки существуют два наиболее принципиальных варианта распределения тренировочных  нагрузок или "структуры тренировки" - волнообразное и вариативное  изменение тренировочных нагрузок.

Волнообразный вариант  характеризуется повышением объёма нагрузок в начале мезоцикла (МЗЦ) при незначительном повышении интенсивности, затем интенсивность резко растет при стабилизации или некотором снижении объёма, и за 1-2 недели до соревнований снижаются как объём, так и интенсивность нагрузки (Л.П.Матвеев, 1998).

При этом волнообразный  принцип тренировки может иметь  два подхода. Например: по Л.П.Матвееву (1998), ЭНПП состоит из двух мезоциклов - предсоревновательного и соревновательного, общая продолжительность которых 5-7 недель. Первый МЗЦ характерен напряженной специализированной подготовкой, большим суммарным объёмом работы (В.Н.Платонов, 1993; и др.). Значительную часть объёма составляют упражнения для повышения скоростных возможностей и специальной выносливости (Л.П.Матвеев, 1991; и др.). Во втором МЗЦ (соревновательном) тренировка строится так, чтобы обеспечить спортсмену необходимые условия адаптации к основному соревнованию с должным уровнем физического и психологического настроя на старт (М.М.Бака; Н.В.Туленков, 1993, В.Н.Платонов, 1997 и др.).

Предсоревновательный и соревновательный мезоциклы различаются по основным показателям тренировочного процесса, в том числе по объёму выполненной работы, по количеству тренировочных занятий и т.д. По мере приближения к соревнованиям отмечается тенденция индивидуализации планирования тренировки в целях эффективности протекания процессов восстановления (В.Ю.Григорянц с соавт., 1987).

При втором подходе  построение ЭНПП ограничивается соревновательным МЗЦ. Вариативное распределение нагрузок носит резкий скачкообразный характер. К вариативно-ритмическому распределению тренировочной нагрузки относится "принцип маятника", по которому МЗЦ непосредственной предсоревновательной подготовки (НПП) состоит из ритмичного чередования специализированных и контрастных микроциклов. Однако при подготовке к соревнованиям вариативный и вариативно-ритмический принципы могут применяться в ограниченном виде, так как специфика некоторых видов спорта (в том числе гребли на байдарках и каноэ) связана с необходимостью поддержания определенного уровня специальной выносливости и высокой кинестетической чувствительности, что не всегда совместимо с изменением "специализированности", то есть степени соответствия нагрузки соревновательному упражнению.

Информация о работе Построение программы микроциклов в процессе подготовки спортсменов гребцов