Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности построения программ микроциклов в процессе подготовки спортсменов гребцов. Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Изучить структуру малых тренировочных циклов по гребле;
Определить особенности планирования микроциклов по гребле в подготовке гребцов;
Обосновать теоретические и содержательные основы построения
программ микроциклов спортсменов гребцов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИКРОСТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
1.1Характеристика типов микроциклов
1.2 Подготовка к соревнованиям спортсменов гребли(Особенности планирования предсоревновательного этапа подготовки гребцов)
1.3 Особенности сочетания в микроцикле занятий с различными по величине и направленности нагрузками
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ МИКРОЦИКЛОВ В ГРЕБЛЕ
2.1 Построение тренировочного микроцикла
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИКРОСТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
1.1Характеристика типов микроциклов
1.2 Подготовка к соревнованиям спортсменов гребли(Особенности планирования предсоревновательного этапа подготовки гребцов)
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ МИКРОЦИКЛОВ В ГРЕБЛЕ
2.1 Построение тренировочного микроцикла
2.2 Особенности построения программ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность работы. Значительные
по объему и интенсивности тренировочные
Инновационные технологии планирования подготовки спортсменов обнаруживаются учеными А. В. Абахиным, В. А. Рыбаковым, В. В. Феофилактовым, В. Н. Селуяновым. в результате анализа тренерской деятельности выдающихся практиков спорта. Это общепринятый — эмпирический путь развития теории и методики физического воспитания. Теоретический путь разработки новых спортивных технологий связан с концептуальным имитационным моделированием адаптационных процессов в организме спортсменов.
Предметом исследований явилось изучение
ритмичности изменений
Поиск новых путей и методов рационального
построения микроциклов направлены на повышение
их специальной работоспособности в частности подготовительного
периода тренировочного процесса.
Мы рассматриваем это как один из актуальных
аспектов оптимизации системы спортивной подготовки,
так как наибольший объем физических нагрузок
выполняется именно в подготовительном периоде
годичного цикла.
В исследованиях по гребному спорту разработаны многочисленные практические методики для подготовки команд в традиционных недельных микроциклах. В настоящее время делаются дальнейшие попытки в поисках новых подходов к структуре и содержанию тренировочного процесса во многих видах спорта.
В данной курсовой работе мы попытаемся отразить намеченные пути поиска рациональной организации тренировочных микроциклов подготовки гребцов.
Цель исследования: изучить особенности построения программ микроциклов в
процессе подготовки спортсменов гребцов.
Объект исследования: структура процесса подготовки в гребле.
Предмет исследования: содержание программ микроциклов в структуре подготовки спортсменов гребцов.
Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи:
программ микроциклов спортсменов гребцов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы, характерные для данного рода педагогических исследований:
- анализ научной и методической литературы;
- изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость: представленный в курсовой работе материал в виде текста материалов, анализа научной литературы является ценным с точки зрения
образовательного содержания
для учащихся-спортсменов, тренеров
физкультурных учебных
1.1 Характеристика типов микроциклов
Микроцикл — это малый цикл тренировки,
чаще всего с недельной или
около недельной
Внешними признаками микроцикла являются: наличие двух фаз в его структуре: стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными; часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его; регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных. В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.
Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.
Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные ми
Специально-подготовительные ми
Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).
Эти два вида контрольно-подготовительных
микроциклов используются на заключительных
этапах подготовительного и
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.
Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.
Восстановительные микроциклы планируют
и после напряженной
Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.
В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.
В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки
В теории спортивной тренировки важное место отводится этапу непосредственной предсоревновательной подготовки (ЭНПП), потому что от него в значительной мере зависит конечный результат всей ранее выполненной тренировочной работы (В.М. Волков, 1993, Л.П.Матвеев, В.П.Платонов, 1998; Н.С.Безродная, Н.Н.Пилюк, 2002). Непосредственная подготовка к соревнованиям предполагает выделение специального этапа, являющегося относительно самостоятельным, во время которого завершается подготовка спортсмена к конкретным стартам. Эффективность тренировочного процесса на ЭНПП существенно зависит от динамики объёмов скоростной работы, подбора средств и методов тренировки (Л.И. Маслакова, Ф.П. Суслов, 1985).
Оптимизации тренировочного
процесса на ЭНПП посвящен ряд работ,
в которых рассматриваются
В процессе развития гребли совершенствование системы спортивной тренировки осуществлялось по различным направлениям:
- совершенствование
планирования тренировочного
- разработка эффективных средств тренировки (Н.Г.Озолин, 1986);
- оптимизация процесса технической, физической, психологической подготовки (В.Б. Иссурин с соавт. 1987; Ю.В. Верхошанский, 1992, А.М. Гребенников, 2000);
- совершенствование
методики оценки
Анализ литературных
данных о построении ЭНПП показывает,
что в современной методике тренировки
существуют два наиболее принципиальных
варианта распределения тренировочных
нагрузок или "структуры тренировки"
- волнообразное и вариативное
изменение тренировочных
Волнообразный вариант характеризуется повышением объёма нагрузок в начале мезоцикла (МЗЦ) при незначительном повышении интенсивности, затем интенсивность резко растет при стабилизации или некотором снижении объёма, и за 1-2 недели до соревнований снижаются как объём, так и интенсивность нагрузки (Л.П.Матвеев, 1998).
При этом волнообразный принцип тренировки может иметь два подхода. Например: по Л.П.Матвееву (1998), ЭНПП состоит из двух мезоциклов - предсоревновательного и соревновательного, общая продолжительность которых 5-7 недель. Первый МЗЦ характерен напряженной специализированной подготовкой, большим суммарным объёмом работы (В.Н.Платонов, 1993; и др.). Значительную часть объёма составляют упражнения для повышения скоростных возможностей и специальной выносливости (Л.П.Матвеев, 1991; и др.). Во втором МЗЦ (соревновательном) тренировка строится так, чтобы обеспечить спортсмену необходимые условия адаптации к основному соревнованию с должным уровнем физического и психологического настроя на старт (М.М.Бака; Н.В.Туленков, 1993, В.Н.Платонов, 1997 и др.).
Предсоревновательный и соревновательный мезоциклы различаются по основным показателям тренировочного процесса, в том числе по объёму выполненной работы, по количеству тренировочных занятий и т.д. По мере приближения к соревнованиям отмечается тенденция индивидуализации планирования тренировки в целях эффективности протекания процессов восстановления (В.Ю.Григорянц с соавт., 1987).
При втором подходе построение ЭНПП ограничивается соревновательным МЗЦ. Вариативное распределение нагрузок носит резкий скачкообразный характер. К вариативно-ритмическому распределению тренировочной нагрузки относится "принцип маятника", по которому МЗЦ непосредственной предсоревновательной подготовки (НПП) состоит из ритмичного чередования специализированных и контрастных микроциклов. Однако при подготовке к соревнованиям вариативный и вариативно-ритмический принципы могут применяться в ограниченном виде, так как специфика некоторых видов спорта (в том числе гребли на байдарках и каноэ) связана с необходимостью поддержания определенного уровня специальной выносливости и высокой кинестетической чувствительности, что не всегда совместимо с изменением "специализированности", то есть степени соответствия нагрузки соревновательному упражнению.
Информация о работе Построение программы микроциклов в процессе подготовки спортсменов гребцов