Подвижные игры в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования поставила цель – определить роль и место подвижных игр в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры.


Задачи работы:
Доказать влияние подвижных игр на формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
Выявить значение подвижных игр на развитие физических качеств;
Провести опытно-экспериментальное исследование, результаты обосновать;

Работа содержит 1 файл

Использование подвижных игр на уроке.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
gn="justify">     Велико  значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в  подвижных играх физические качества развиваются в комплексе.

     Применение подвижных игр показала, что методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры подчиняется общим требованиям, но имеет свою специфику, которая связана с необходимостью сохранить определенную плотность урока. Это диктует оперативность, четкую продуманность методических приемов, необходимость добиваться, чтобы все дети, участвуя в играх, получали примерно равную нагрузку

     Игровое занятие строится по следующей схеме:

     Разминка  длительностью 5-7 минут или подвижная  игра небольшой интенсивности;

     3- 4 подвижных игры (1.-2 высокой и 2-3 средней интенсивности) в заключительной части занятия используется игра низкой интенсивности;

     Интервалы отдыха между играми - 2-3 минуты. Это  время используется на подведение итогов и подготовку к следующей игре.

      Подвижные игры проводятся в любой части урока.

     В подготовительной части главная  их задача - организация внимания, разогревание организма, совершенствование в различных построениях.В вводной части урока скучно просто выполнять общеразвивающие упражнения, и поэтому на каждом уроке проводил разминку игровым способом: с помощью таких игр, как "Вызов номера", "Воробьи - вороны" или "День и ночь", "Огонь, вода, воздух" и т.д. Особенно 7 «В» нравится игра "Кто быстрее" во время разминки. Весь класс делится на две команды, выстраивается в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метра. Условие игры: выполняя ОРУ, по сигналу учителя быстро поменяться местами, чья команда выполнит быстрее, та выигрывает. Ведется подсчет баллов. Эта игра очень дисциплинирует детей, т.к. при обычной разминке бывает шум, а здесь нужно быть внимательным, чтобы не прослушать сигнал или команд преподавателя. Во время перемены мест между командами можно давать различные задания - поменяться местами - бегом, в полуприседе, прыжками и т.д.., которые могут быть подводящими упражнениями к предстоящим двигательным действиям, в зависимости от поставленных задач урока.

     Игра  в основной части урока. В основной части с помощью игр могут решаться самые различные педагогические задачи, связанные с совершенствованием двигательных умений. Эти игры с активной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой (перебежки, салки, эстафеты, такие игры, как "Белые медведи", "Ловля, парами", "Охотники и утки", "Беребежка с выручкой", "Борьба за флажки", "Защита укреплений" и т.д.).

     В этой части урока у 7 «В» самая любимая игра "Квадратас" (или "Снайпер" или "Перестрелка" - правила и содержание игры одни и те же, а названия такие из-за регионов нашей страны, где эта игра проводится. Чаще игры в основной части развивают физические качества, совершенствуют или способствуют разучиванию новых двигательных действий.

     Игра  в заключительной части урока. Задача заключительной части урока - приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться все игры на внимание ("Запрещенное движение", "Слушай сигнал", "Отгадан, чей голосок" и др.), а также игры с небольшой двигательной активностью ("Пустое место", "К своим флажкам").

     Учащиеся, включенные по состоянию здоровья в  основную и подготовительную медицинские  группы, допускаются к занятиям всеми  видами игр без ограничения.

     Для ослабленных детей важен подбор индивидуальных нагрузок (в зависимости от уровня их подготовленности и работоспособности) даются разные по конкретности задания:

играть  только в защите или только в нападении;

перепрыгивать условное препятствие в самой  его узкой или широкой части;

метать  мячи с дальней или близкой  отметки; 

     Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от индивидуальных особенностей тренированности регулируют интенсивность нагрузок, самостоятельно выбирая момент" отдыха.

     Увеличить или уменьшить длину пробегаемой дистанции, число повторений упражнении в игре. При проведении совместных игр для более слабой команды следует упростить условия игры. 

2.1 Изучение творческих работ учащихся

       Если  физическое развитие детей можно  отследить через нормативы, то качественную оценку нравственных и психологических аспектов развития детей количественно получить невозможно. Каким способом можно измерить воспитанность учащихся, их нравственное развитие? Каким инструментом измерить их честность?  Так как в программу преддипломной практике входило классное руководство я имел возможность попытался провести анкетирование на классном часу в 7 «В» классе (анкета “Моё отношение к уроку…”), и проведя сочинение “Больше всего мне нравится урок…”. Результаты получились очень интересными. Большинство детей выбрало любимым уроком урок физкультуры. Что нравится детям в этом уроке? Вот выдержки из некоторых сочинений:

       “Мне  нравится урок физкультуры за то, что  мы много бегаем и играем. А ещё  я люблю этот урок, потому что  на нём мы путешествуем в страну сказок, где есть медведь, совушка, хитрая лиса и другие жители леса”;

       “Я  люблю урок физкультуры, потому что  на нём я себя чувствую батыром. Он сильный и смелый. Мне нравиться  игра Ак суек, в игре мы ищем спрятанную вещь и командой добираемся до исходной точки, особенно хорошо когда в моей команде Саша Фефелов и Аманжол Ахмеджанов… ”;

       “Мне  очень нравится урок физкультуры. Я  узнала много новых игр, и теперь играю в них со своими друзьями во дворе. Я люблю, когда на уроке  можно не только серьёзно учиться, но и поиграть”.

         Так же классный руководитель  заметил, что после активного  внедрения подвижных игр в  систему уроков физической культуры  класс стал более сплочённым, изменилась атмосфера в классе, стала более дружелюбной и эмоциональной.

       Итак, на основе фактов мы склонны заключить, что подвижные игры  являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

    В процессе игры у детей формируются  понятия о нормах общественного  поведения, а также воспитываются  определенные культурные навыки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Благодаря подвижным играм дети, могут добиться желаемых результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, но и физические. Игра не должна превратиться в монотонный процесс. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовольствия и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь нужного результата. Поэтому без подвижных игр здесь не обойтись. Занимаясь подвижными играми, дети укрепляют мышцы спины, верхних и нижних конечностей, корректируют походку12.

    Там, где подвижная игра, нет места  скуке. Эти игры помогают сделать  эмоциональную разведку, лучше познакомиться с ребятами. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.

    Подвижные игры наиболее полно соответствуют  природе детства. Мы не один раз были участниками и организаторами подвижных  игр. Поэтому вспомним, что самое  главное в организации таких  игр. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Нужно постараться именно ею увлечь ребят, заинтересовать их. Иногда полезно сыграть на самолюбии ребят, выразив «сомнение» в их силе, ловкости. Для этого стоит нарисовать перед детьми яркую картину предстоящего действия. Не стоит в начале ограничиваться одной лишь дежурной фразой: «А сейчас мы будем играть в...». Организуя подвижные игры, следует помнить, что лучше, если Вы будете в них таким же участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила их и нужно четко объяснить.

    Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом показывать действия, т.е. создать образное представление  об игре. Пусть кто-то из ребят повторит это, что потребует особого внимания в игре. Если во время игры правила не выполняются, следует приостановить игру, нужно быть эмоциональным и непосредственным, подбадривать ребят. Возможен и шуточный репортаж о происходящем.

    Если  интерес к игре пропадает, следует  попробовать усложнить правила, это обычно вдохновляет. Но помните: игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предугадать. Не пропустите момент, когда игру лучше всего завершить. И еще, для некоторых игр требуется несложный инвентарь, поэтому его следует приготовить заранее. А также хорошо подумать, где лучше организовать игру на воздухе или в помещении школы.

    В процессе проведенного исследования на базе ___________ было доказано необходимость  наличия подвижных игр в процессе физического воспитания школьников. В процессе игр у школьников проявляется интерес к занятиям, формируются нравственно-эмоциональные качества, комплексно развиваются физические качества. А так же способствуют гармоничному развитию личности ребенка.

      В заключении хочется сказать, что под влиянием игры можно оценивать и систематизировать по двум направлениям преимущественной направленностью на развитие физических качеств и совершенствованию двигательных навыков, необходимых для сдачи учебных нормативов и контрольных тестов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. –       № 1.
  2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 4.
  3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2002.
  4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Геллер Е.М. На старт вызывает Спортландия. – Мн., 1988.
  6. Дворкина Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
  7. Женило М. Ю. Театрализованные праздники 1-4 классы. Найди свою звезду. – М.: 2004. – 288 c. 
  8. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Изд-во: Академия. –  
    2000. – 160 с.
  9. Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе (практическое пособие). – М.: Изд-во Айрис Пресс, 2004. – 40 с.
  10. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 2001.
  11. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: ФиС, 2001.
  12. Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. – М.: Издательство: Феникс, 2006.
  13. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека: монография / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 120 с.
  14. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6.
  15. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Миронова Р.М. – Минск: Нар. асвета, 1989. - 176 с.
  16. Самоухина Н. В. “Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы”. – М.: 1993. – 215 с.
  17. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей).
  18. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника// Избр. произв. В пяти томах. – Т.1. – К.: Рад. школа, 1979.
  19. Физическое воспитание детей школьного возраста // Под ред. Л.В. Русскова, Л.И. Баканенкова. – М., 1982.

Информация о работе Подвижные игры в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры