Подвижные игры в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования поставила цель – определить роль и место подвижных игр в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры.


Задачи работы:
Доказать влияние подвижных игр на формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
Выявить значение подвижных игр на развитие физических качеств;
Провести опытно-экспериментальное исследование, результаты обосновать;

Работа содержит 1 файл

Использование подвижных игр на уроке.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Введение

     В настоящее время главной задачей  общеобразовательной школы является становление личности каждого школьника. За годы обучения должно произойти  раскрытие и становление способностей учащихся, воспитание у них интереса и желания к овладению новыми знаниями о мире, природе, себе самом. В создаваемом же фундаменте общеобразовательной подготовки, даже при условии постепенной дифференциации, одним из основных предметов на всех ступенях обучения должна оставаться физическая культура.

    Актуальность  данной курсовой работы подтверждается в том, что забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

    Огромную  потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

    Говоря  о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает  мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

    Игра  – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

    Игра  является эффективным средством  формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»1.

    Прежде  всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это  осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

    Игра  человека – порождение деятельности, посредством которой человек  преобразует действительность и  изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир  в этом основное, центральное и самое общее значение игры2.

    Игровая деятельность особенно важна в период наиболее активного формирования характера – в детские и юношеские годы. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод занимает ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания. Следует отметить, что, несмотря на соответствующий уровень системной сформированности подвижных игр, процесс их не прекратился, а неустанно продолжается.

       Объектом исследования являются: учащиеся 7 «В» класса;

       Предмет исследования – является процесс применения подвижных игр на уроке физической культуры с целью развития физических качеств учащихся.

         Актуальность темы  исследования поставила цель – определить роль и место подвижных игр в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры.

       Гипотеза: Действительно ли подвижные игры являются эффективнейшим разностороннего физического воспитания школьников.

Задачи  работы:

  1. Доказать влияние подвижных игр на формирование устойчивого интереса  к занятиям физической культурой;
  2. Выявить значение подвижных игр на развитие физических качеств;
  3. Провести  опытно-экспериментальное исследование, результаты обосновать;

Методы  исследования:

- Наблюдение;

- Изучение творческих работ учащихся;           

     Эффективность формирования физической культуры во многом зависит от того, насколько  творчески подходит учитель к  планированию учебного материала. Отмечено, что нужны новые концепции, одной  из которых может стать внедрение подвижных игр с целью решения широкого круга задач физической культуры  школьников.  
 
 
 
 
 
 
 

    1. Характеристика  подвижных игр
 

       Подвижные игры адаптации детей в не стандартных условиях (например: в бассейне, на лыжах, коньках и т.д). К тому же подвижные игры способствуют более быстрому снятию напряжения, перевозбуждения, скованности детей. Способствуют воспитанию морально-волевых качеств личности школьника и сплочению детского коллектива.

       А так же в большой степени способствуют развитию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. А так же адаптации детей в не стандартных условиях (например: в бассейне, на лыжах и т.д). К тому же подвижные игры способствуют более быстрому снятию напряжения, перевозбуждения детей.

       Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные  на необходимости мгновенных ответов  на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

       Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый  переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

       Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений3.

       Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает  их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали  те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

       Соревновательный  характер коллективных подвижных игр  также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.

       Руководитель  должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.

       Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

       Игре  свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию4.

       Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные  движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и  ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

       Оздоровительные, воспитательные и образовательные  задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная  игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.

       В подвижных играх у детей развиваются  и совершенствуются основные движения,   формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

       Наличие в подвижных играх правил "бросать мяч только с определенного расстояния", "бежать только после сигнала", "бежать до условного места", "прыгать только на одной или двух ногах" воспитывает у детей волевые качества. В играх с мячами, обручами, скакалками дети закрепляют понятия вверх, вниз,  далеко, близко и т. д.

       Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих  детей. Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

       Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности  играющих, коллективности действий и  непрерывности изменения условий  деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения5.

       Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения  между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в  отношениях между игроками разрешает выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущим и без ведущего.

       Так же командные игры делятся на два  основных вида: игры с одновременным участием всех играющих, игры с поочередным участием. Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними6.

       Различают игры: имитационные, с перебежками, с преодолением препятствий, с мячом, с палками. Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

1.1 Педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений для улучшения психофизической подготовленности учащихся

       Народные  подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны  при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.

     Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность  добиться значительного улучшения  показателей психофизической подготовленности учащихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично.

     Народные  подвижные игры, включающие выполнение каких-либо физических упражнений (бег, удары, прыжки) в ответ на следующие  друг за другом сигналы, могут эффективно использоваться для развития реактивности, резкости (способности быстро напрягать мышцы), быстроты (способности ускорять быстрое суставное движение). Например, в игре «Наступление» игроки обеих команд должны быстро реагировать на свисток руководителя, при этом одни убегают, а другие пытаются их осалить. Для развития реакции на движущийся объект очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом.

     Существенную  помощь в развитии быстроты оказывает  также применение различных скоростных упражнений (бег на короткие дистанции, прыжки и др.), выполняемых с предельной скоростью. Такие упражнения должны длиться не более 20–22 секунд с последующим отдыхом, чтобы не развивалось утомление. Если оно все же наступает, происходит уже не совершенствование быстроты, а развитие скоростной выносливости. По этой же причине необходимо использовать подвижные игры, направленные на развитие быстроты, в начале занятий.

Информация о работе Подвижные игры в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры