Подвижные игры в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования поставила цель – определить роль и место подвижных игр в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры.


Задачи работы:
Доказать влияние подвижных игр на формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
Выявить значение подвижных игр на развитие физических качеств;
Провести опытно-экспериментальное исследование, результаты обосновать;

Работа содержит 1 файл

Использование подвижных игр на уроке.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

    В этом возрасте им нравятся те игры, в  которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Большой интерес подростки проявляют к командным играм. У подростков хорошо используются игры, подготовительные к спортивным, и спортивные игры. Подростки любят тренировать отдельные навыки, необходимые для спорта. Они понимают их пользу и с увлечением играют в игры с мячом, подготовительные к различным видам спорта. Подростки любят строгое объективное судейство и стремятся честно соблюдать правила игры. Характерно для учащихся этого возраста склонность к переоценке своих сил10.

    Нередко проявляется неустойчивость поведения, большая впечатлительность. У подростков ещё большое место занимают игры в воде на занятиях плаванием и игры с элементами борьбы. Широко применяют соревнования по подвижным играм в виде эстафет с преодолением полосы препятствия, с борьбой, метаниями, прыжками, лазанием и перелазанием, а так же по полуспортивным играм.

    Чем  старше и более развиты дети, тем  требовательнее они  к  предметам  игры, тем больше  сходства  ищут  с  действительностью.  Отсюда  естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из  тенденций  развития игры – все большая связь ее с обучением.  Задача  учителя  –  поддержать  это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться  и   помочь  ему  в этом.

    Подростковый  возраст  называют  переходным  возрастом,  потому  что  в течении  этого  периода  происходит  своеобразный  переход  от  детского   к  взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В  этом  смысле  подросток  – полуребёнок и  полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не  наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития  подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и  нравственное  развитие – и все виды его деятельности.

    Игра  всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и  очень  важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней.   Так  как  игра  –  явление многогранное, ее можно рассматривать как  особую  форму  существования  всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен  для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности,  стремление  к взаимопомощи, солидарности, привычка  подчинять  личные  интересы  интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка  коллективом  поступков  и поведения подростка для него очень важны. Как правило,  общественная  оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем  мнение  учителей  или родителей,  и  он  обычно  очень  чутко  реагирует  на  дружное  воздействие коллектива товарищей.

    При проведении подвижных игр с детьми старшего возраста надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.

    Постоянное  внимание нужно уделять увеличению двигательной активности учащихся, ежедневный объем которой должен составлять не менее двух часов. Он включает утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры и школьные соревнования, подвижные игры на свежем воздухе, самостоятельные занятия физкультурой и спортом.

    В процессе учебных занятий в старших  классах общеобразовательных школ у учащихся снижена двигательная активность, возникает риск психоэмоциональных нагрузок, вызывающих утомление. В таких  условиях пассивный отдых не обеспечивает полноценного восстановления. Таким образом, возникла необходимость применения средств физического воспитания в оздоровительных целях. В связи с этим, необходимо планомерное развитие физкультурных занятий: прогулки, походы, подвижные игры, спортивно-любительские занятия и т.д.

    Известно, что большую часть свободного времени учащаяся молодежь использует на различные игры и развлечения. Исходя из этого, весьма важной и актуальной является проблема комплексного исследования всех внеурочных или дополнительных занятий учащихся. Все виды занятий, проходящие в свободное от учебы время, тесно связаны с общей и физической культурой, воспитанием, гигиеной, заботой о здоровье. На внеурочных занятиях происходит интеграция всех изучаемых в школе предметов, которые влияют на физическое и психическое развитие учащихся.

      Важность рассматриваемой проблемы  состоит в том, чтобы школьники  не теряли попусту свободное  время, а отдыхали от учебных  нагрузок с помощью игр и  развлечений. В этом процессе  большую роль играет физическая культура и спорт.

    Итак, физическое воспитание детей и подростков должно быть направлено на улучшение  состояния здоровья и физического  развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков  и двигательных качеств11.

    Рациональный  двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует  осуществлять с учетом состояния  здоровья, половозрастных возможностей детей и сезона года.

    Организованные  формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику и т.п.

    Для решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр. Игры распределяют:

1. По степени сложности их содержания – от самых простых к более сложным (полуспортивным).

2. По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей): 7–9, 10–12, 13–15 лет. Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ.

3. С учетом полового признака (игры для мальчиков, для девочек, общие игры).

4. По содержанию (творческие, имитационные, игры с музыкальным сопровождением, сюжетные, игры-забавы, игры-состязания).

5. По видам систем движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).

6. По направленности на развитие физических качеств и их проявлений (игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др.), которые чаще всего проявляются в сочетании.

7. Игры, подготоавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта.

8. В зависимости от взаимоотношений играющих:

 а) игры, в  которых игроки не вступают  непосредственно в соприкосновение  с «противником»; 

б) игры с ограниченным соприкосновением с «противником»;

в) игры с непосредственной борьбой «соперников».

Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному  их отбору в разных случаях:

а) по форме организации занятий (игры на уроке – подготовительная, основная, заключительная части; во внеурочное время; на спортивном празднике и т.д.); 
б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней и малой подвижностью); 
в) с учетом места и времени года (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       II Организация практического исследования 

       Я проходил преддипломную педагогическую практику в средней школе_____________.

     Цель  исследования: выявить место и значение подвижных игр на уроке физической культуры.

     Тщательно изучив теоретический материал по данной теме и используя эти знания на преддипломной практике можно сказать, что подвижными играми можно заниматься не только на больших спортивных площадках, но и во дворике, на любой ровной площадке, в небольшом помещении. Они не требуют много места, дорогого инвентаря, специальной технической подготовки и имеют несложные правила.

     Значение  подвижных игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. - ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья.

     Роль  движений, мышечных усилий для роста  и развития ребенка выражена в "энергетическом правиле двигательной активности" (Армавский 1971 г.) Его суть о следующем. От работы скелетных мышц зависит  физиологическая зрелость всех внутренних органов, а следовательно, и всего организма. Чем интенсивнее работают мышцы (естественно, без превышения возможностей организма), тем раньше достигают физиологической зрелости внутренние органы и организм в целом.

     Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интерес детей, их физические возможности, особенности психического развития.

     Средний школьный возраст характеризуется  растущей устойчивостью организма  по отношению к проявлению физических усилий. Резко попытаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в играх с большей интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. Примером могут служить игры "Круговая лапта", "Прыжок за прыжком".

     Учащиеся 4-6 классов справляются с играми более сложными, чем в предыдущих классах. Объясняется это до некоторой степени тем, что дети в этот период обладают большей устойчивостью, а работе сердца, большей емкостью легких, хотя дыхательная система еще недостаточно развита (дыхание не глубокое). В этом возрасте крепнет костно-связочный аппарат, продолжает развиваться мышечная система. Дети, особенно мальчики, любят играть, где преимущественно развивается сила ("Бой петухов", "Перетягивание через черту", "Сильнее и ловчее" и др.). Мальчики имеют некоторое преимущество перед девочками в играх с бегом на скорость, с метанием на дальность и в цель. Поэтому в ряде игр девочки не могут вступать в единоборство с мальчиками. Их больше привлекают игры с различными движениями, элементами равновесия, хотя в большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно. Нервная система совершенствуется. Нарастает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга.

     Так же было замечено, что тормозные функции у подростков значительно лучше развиты, чем в младшем школьном возрасте, сильнее развита волевая сфера. Игры более длительны по времени и более насыщены сложными движениями, что способствует развитию выносливости.

     Подростки (в нашем случае 6 «Б») мыслят более критично и отвлеченно, выходя за пределы образов, предпочитают опираться на чувственные представления и восприятия. Способность к отвлеченному мышлению, приобретенный запас знаний, и двигательный опыт позволяют им осваивать более сложные игра с многочисленными правилами и сложными взаимоотношениями ("Перестрелка", "Борьба за мяч", "Мяч капитану" и т.д.). Подростки любят игры, в которых каждый может наилучшим способом показать свои личные возможности и использовать их в интересах своего коллектива ("Вызов", "Часовые и разведчики", "Веревочка под ногами" и др.).

     В связи с акселерацией наступает  более раннее половое созревание. У девочек оно начинается именно в этот период (10-12 лет). В связи  с ускорением полового созревания наблюдается  дисгармония физиологических функций нервной системы и сердечнососудистой систем. Отмечается нарушение функций вегетативной нервной системы (головокружения, сердцебиение, повышенная чувствительность к звукам, запахам и др.). Все это отражается на играх детей. Дети не уравновешены психологически, бурно проявляют свои эмоции в процессе игры. В связи с этим необходимо повышать требования к соблюдению правил игры, и в случае чрезмерной возбудимости делать перерывы в игре.

     Подвижные игры учащихся среднего звена способствуют их дальнейшему всестороннему гармоническому развитию и физическому образованию.

     Влияние игры на развитие физических качеств  учащихся младшего подросткового возраста. За период преддипломной практики мы с учениками проходим программный материал по спортивным играм и по лыжной подготовке, с помощью этих видов спорта мы можем развить такие качества как быстроту, выносливость. Но отсутствие специального инвентаря, оборудования и не выполнение программы в полном объеме не дают возможность развивать такие качества у детей, как сила (частично развивается за счет лыжной подготовки сила рук и прыжков в легкой атлетике) и гибкость. В данной сложной ситуации нам помогало использование подвижных игр. Но при этом нужно учесть, что все физические качества ребенка развиваются в разные периоды в зависимости от пола и возраста.

Информация о работе Подвижные игры в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры