Подвижные игры в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования поставила цель – определить роль и место подвижных игр в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры.


Задачи работы:
Доказать влияние подвижных игр на формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
Выявить значение подвижных игр на развитие физических качеств;
Провести опытно-экспериментальное исследование, результаты обосновать;

Работа содержит 1 файл

Использование подвижных игр на уроке.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     Для развития быстроты можно использовать любые подвижные игры (например, «Лапту», «Котел» и др.), включающие быстрые кратковременные перемещения и локальные движения по командам преподавателя, и такие упражнения, как прыжки, многоскоки, выпрыгивания, выполняемые с максимальной скоростью.

     Для развития ловкости могут использоваться игры, содержащие элементы новизны, физические упражнения большой координационной трудности, упражнения на равновесие и точность движений, а также игры, связанные с необходимостью быстро принимать нестандартные двигательные решения в условиях дефицита времени и с использованием различных предметов. Например, «Олемба» может быть организована и для развития ловкости, если усложнить исходное положение играющих перед стартом (стоя спиной к противнику, упор лежа, бег из положения стоя на коленях и т.д.).

     Для развития ловкости у школьников могут эффективно применяться такие подвижные игры, как «Веревочка», «Пленники», «Часовые и разведчики» и др.

     Развивая  ловкость у школьников, необходимо помнить, что ловкость – относительно специфическое качество и дети, ловко  владеющие мячом, могут не так успешно двигаться в других играх. Это должно учитываться руководителем игр при их организации.

     Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь  совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

     Для развития силы можно эффективно использовать подвижные игры, включающие упражнения с внешним сопротивлением (вес предметов, противодействие партнера и т.д.) или упражнения с преодолением тяжести собственного тела (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазанье по канату и т.п.). Подвижные игры, направленные на развитие силы, целесообразно применять после игр на быстроту и ловкость, подготавливающих дыхательную и сердечно-сосудистую систему школьников к силовым нагрузкам. В качестве примера можно назвать такие игры, как «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Безрукий победитель» и т.п.

     Особое  значение в физическом воспитании школьников имеет развитие общей выносливости, которая обусловливается функциональными возможностями всего организма, его энергетическим потенциалом и всегда зависит от уровня мотивации, волевых качеств, специальной технической подготовленности ребенка.

     По  данным возрастной физиологии, динамическая выносливость возрастает с 7 до 14–15 лет в 3–4 раза. В процессе морфологических и функциональных преобразований выносливость достигает «взрослого» уровня значительно позднее быстроты, ловкости и силы.

     Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность подвижных игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.

1.2 Педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений на учебных занятиях по физической культуре

     Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей, не должна оказывать отрицательного влияния на их здоровье. Педагогу необходимо, с одной стороны, регулировать нагрузку, получаемую детьми в играх, в зависимости от их здоровья, уровня физической подготовки, возраста, пола и индивидуальных особенностей, с другой стороны, – обеспечивать проведение врачебного и педагогического контроля.

Педагог должен стремиться:

– укреплять здоровье занимающихся; 
– воспитывать необходимые морально-волевые качества; 
– формировать организаторские способности; 
– содействовать формированию жизненно необходимых навыков и умений; 
– учитывать психофизические особенности каждого ребенка.

     Чтобы интерес к игре у детей не падал  и одновременно выполнялись поставленные задачи, необходимо:

    – из числа известных игр выбрать ту, что в большей степени соответствует поставленной задаче; 
    – оценить доступность игр и использовать такую, которая соответствует физическому и умственному развитию играющих. Излишняя сложность игры снижает интерес к ней, а чрезмерная простота не требует мобилизации и поэтому не развивает; 
    – место для игры должно быть предварительно хорошо подготовлено.

     П.Ф. Лесгафт считал, что физические упражнения и движения, выполняемые без осознания и познавательного интереса, мотивации, ведут к механическим и ограниченным изменениям, не дают возможности даже физически развитой личности рационально использовать свои силы. В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» отмечается, что главная задача педагогов – приучить ученика к сознательным действиям, научить управлять своими движениями, анализировать и сравнивать их, иначе его действия будут только имитационными.

     В игровой деятельности создаются  благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные  игры позволяют раскрывать потенциальные  возможности и творческую инициативу ребенка, поскольку:

– создают условия для их активности; 
– предоставляют возможность выбора; 
– создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами; 
– предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей; 
– нацеливают на способ достижения результата; 
– учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей; 
– развивают учебно-познавательные мотивы.

     При подборе игр желательно больше внимания уделять таким, которые проводятся на свежем воздухе. В этих играх решается задача адаптации детей к неблагоприятным условиям внешней среды.

     Ведущее значение имеют имитационные игры, творческие или сюжетно-ролевые  игры, разнообразные игры-забавы.

     Имитационные  игры – это игры, содержанием  которых является подражание движениям животных, птиц, они не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки.

     В творческих (сюжетно-ролевых) играх участники сами определяют цель и правила игры. Школьникам младших классов присуща способность к перевоплощению. Они с удовольствием выполняют хорошо им понятные, имеющие конкретное содержание движения птиц, животных или движения, имитирующие труд человека.

     Игры-забавы имеют определенные правила. Поэтому  именно такие игры и составляют основное содержание народных игр, передающихся от поколения к поколению.

     Если  в творческих и имитационных играх  главная задача воспитателя (руководителя) – использовать и направлять деятельность детей, то в играх-забавах вся  организация и руководящая деятельность зависят от самого воспитателя. При подборе игр воспитатель должен анализировать их содержание и сопоставлять с физическими возможностями детей.

     В физическом воспитании школьников основная форма организации занятий –  урок, содержание которого определяется государственной программой. Однако в начальных классах игры могут являться основным содержанием урока. К образовательным задачам относятся: совершенствование естественных движений (ходьба, бег, лазанье, метание и др.) в изменяющихся условиях, а также совершенствование двигательных навыков, полученных по различным разделам программы.

     Игра  оказывает большое воздействие  на формирование личности: это такая  сознательная деятельность, в которой  проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, а также в гимнастике, спорте и туризме.

     Правила и двигательные действия подвижной  игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.

     Образовательное значение имеют игры, по структуре  и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми, лыжным и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники двигательных действий и облегчают овладение ими. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

     Многократное  повторение двигательных действий во время игры помогает формировать  у занимающихся умение экономно выполнять  их. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки и умения в  нестандартных условиях.

     Подвижные игры развивают способность адекватно  оценивать пространственные и временные  параметры движений, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

     Не  менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с  мячами, мешочками и другие повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов.

     При проведении подвижных игр на уроках физкультуры руководитель в зависимости от ситуации должен сочетать фронтальный и групповой методы, показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на школьной площадке.

     В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

     В образовательном аспекте очень  важны те игры, которые по своей  структуре или по характеру действия родственны движениям, изучаемым в соответствии с программой. Применение таких игр на начальном этапе ознакомления с движением облегчает изучение техники. То есть игра выступает в роли подводящих упражнений и создает благоприятные условия для дальнейшего выполнения движения.

     На  этапе ознакомления игры помогают избежать скованности и неправильного  выполнения движений. На этапе совершенствования  игры позволяют, с одной стороны, развивать физические качества и  их проявления, определяющие качество выполнения движения, а с другой, – познать закономерности и логику движений действия. Игры могут помочь и в формировании навыков и умений выполнения действий в нестандартных и изменяющихся условиях. Образовательная направленность подвижных игр на уроке состоит в том, чтобы учитель научил детей играть. Однако нужно не только объяснить ребенку значение игры, но и научить применять игру как средство физического воспитания дома, во время отдыха и т.д.

     Основой формирования личности школьника является его деятельность, которая осуществляется вместе с учителем и под его руководством. Каждую подвижную игру следует использовать для воспитания положительных нравственных качеств, укрепления воли, развития творческой активности детей. Формирование у школьников волевых качеств, черт характера, привычек и навыков поведения предполагает использование подвижных игр и самобытных физических упражнений в школьной программе. Игровая деятельность дает больше эффекта, так как всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных отношений, что способствует активному общению детей, установлению контакта с одноклассниками. Воспитательные возможности игры заключаются в ее содержании. Подбирая игру, надо обязательно обдумать, с какой целью проводить ее, какие задачи она решает. Успех игры, эффективное решение образовательных и воспитательных задач во многом зависят от формирования команд, выбора капитана и водящего в игре. Необходимо хорошо знать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовленности, характер отношений в коллективе.

     К оздоровительным задачам относятся содействие нормальному физическому развитию детей и укрепление их здоровья. Полноценное использование оздоровительного потенциала каждой игры является важнейшим условием применения подвижных игр на уроках физической культуры.

     При правильной организации занятий, с  учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные  игры оказывают благоприятное влияние  на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональные возможности организма.

     В связи с этим на уроках физической культуры рекомендуется применять  разнообразные по содержанию игры.

Информация о работе Подвижные игры в развитии учащихся средней школы на уроке физической культуры