Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:

Исследование влияния оздоровительной формы занятий физической культуры на студентов специальной медицинской группы.


Задачи:

1. Дать теоретический анализ современного состояния проблемы оздоровительной физической культуры со студентами специальной медицинской группы;

2. Проанализировать основные современные виды оздоровительной формы обучения физической культурой, их сущность и особенности;

3. Изучить структуру и методику проведения оздоровительного учебного занятия по физической культуре;

4. Провести занятия по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) по оздоровительной методике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы совершенствования системы физического воспитания в вузах ………………………………………………...5

1.1. Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ……………………………………………5

1.2. Физиологические основы оздоровительной тренировки …………..9


Глава 2. Основные современные формы оздоровительной физической культуры ………………………………………………………………………....14

2.1. Ациклические упражнения ………………………………………….14

2.2. Циклические упражнения …………………………………………...19


Глава 3. Особенности физического воспитания студентов специальной медицинской группы при использовании оздоровительных методик ………23

3.1. Комплектование групп студентов специального медицинского отделения ………………………………………………………………………...23

3.2. Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) ……………………………………………………….27


Заключение ……………………………………………………………….34

Список литературы ………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Организуя работу специального медицинского отделения, врач и преподаватели физического воспитания кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии студентов постоянно оценивали уровень их физической подготовленности при помощи двигательных тестов, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

     При анализе физической подготовленности полученные результаты оценивались нами по 5-уровневой шкале: "высокий" (результат на уровне 100% от должного возрастно-полового норматива и выше); "выше среднего" (85-99%); "средний" (70-84%); "ниже среднего" (51-69%) и "низкий" (50% и ниже от должного норматива) с расчетом индекса физической готовности (ИФГ).

     Анализ  состояния физической подготовленности студентов СМГ в начале осеннего семестра 2010/2011 учебного года показал, что ИФГ юношей в среднем составил 62%, девушек - 58%. То есть в целом уровень физической подготовленности обучающихся СМГ оказался на 5-9% ниже нижней границы гигиенического норматива, составляющего 70% от должного возрастно-полового уровня, что позволило отнести обследованную популяцию к группе риска.

     Повторный анализ физической подготовленности студентов СМГ, проведенного в начале весеннего семестра 2010/2011 учебного года, выявил эффективность программ физического воспитания, разработанных для студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и зрения. ИФГ юношей составил 70%, девушек - 64%. Иначе говоря, в целом уровень физической подготовленности обучающихся СМГ несколько повысился: у юношей - на 9%, у девушек - на 7% и сравнялся с гигиенической нормой (70%).

     Проверка остроты зрения обучающихся СМГ в конце второго полугодия 2011 учебного года подтвердила эффективность применения зрительной гимнастики – офтальмотренинга по методике Г.Г. Демирчогляна и А.Г. Демирчогляна в целях улучшения и сохранения зрения студентов. Анализ медицинских карт слабовидящих юношей и девушек показал, что их зрение в течение года не ухудшилось, что также является положительным результатом.

     Таким образом, содержание адаптивного физического  воспитания направлено на:

     – формирование у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков;

     – развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма. 
 
 

     Заключение

     Теоретический анализ современной литературы по физическому воспитанию показал, что сохранение и укрепление здоровья составляет одно из важнейших направлений развития оздоровительной физической культуры. Формы ее с каждым годом совершенствуются и что самое главное вводятся в современный педагогический процесс.

     А знания педагогов физического воспитания особенностей влияния на организм различных видов циклических упражнений позволят правильно выбрать оздоровительные программы в зависимости от состояния здоровья, возраста и уровня физической подготовленности. Для более разностороннего влияния на организм, исключения монотонности занятий и адаптации к привычной физической нагрузке в течение многолетних тренировок целесообразно временное переключение с одного вида циклических упражнений на другой или же использование их в сочетании. Так, например, любители лыж в зимнее время могут полностью переключаться на данный вид спорта (включая участие в соревнованиях), а летом обязательно использовать регулярные беговые тренировки.

     Основная  задача адаптивного физического  воспитания заключается в формировании у данной исследуемой категории студентов осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к преодолению необходимых для полноценного функционирования организма физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

     По  результатам практической части  данной работы можно сделать вывод, что уровень физической подготовленности обучающихся СМГ повысился у юношей на 9%, у девушек на 7%. Цель и задачи данной курсовой работы выполнены. 
 
 

     Список  литературы

     1. Астраханцев Е.А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентами: Автореф. дис...канд. пед. наук. М., 1991. – 25 с.

     2. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев, 1987. – 175 с.

     3. Белкина Н.В. Атлетическая гимнастика. Хабаровск, 1997. – 29 с.

     4. Белов В.И. Определение уровня здоровья и оптимизация физической нагрузки у занимающихся оздоровительной физической культурой \\Теория и практика физической культуры. 1989. №3. – С. 6.

     5. Бельгов А.Ю. Факторы риска поражения сердечно-сосудистой системы в юношеском возрасте // Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения: Материалы I научно-практ.конф. М., 1994. – С. 85.

     6. Васильева В.Е. Лечебная физическая культура. М.: Физкультура и спорт, 1970. – 115 с.

     7. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М., 1982. – 68 с.

     8. Виленский М.Я. Физическая культура  в гуманитарном образовательном  пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 1996. №1. – С. 27 – 32.

     9. Вишневский В.И. и др. Об уровне физического состояния студентов МАДИ // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Тез. докл. IV Межунивер. Научно-метод. конф. Краснодар, 1996. – С. 115.

     10. Дибнер Р.Д., Павлова В.А. О распределении студентов на учебные группы для занятий физической культурой // Теория и практика физической культуры. М., 1990. N4. – С. 53.

     11. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский спорт, 2000. – 160 с.

     12. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Т.1. М.: Советский спорт. 2002. – 448 с.

     13. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных индивидуальных технологий: Автореф.дисс.докт.мед.наук. Киев, 1995. – 38 с.

     14. Ильина И.В. Основы охраны здоровья. Орел: ОРАГС, 2002. – 328 с.

     15. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983. – С. 12.

     16. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 23.

     17. Красавина В.Ф. Особенности организации учебного процесса в техническом обучении // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной работы: Тез. докл. II научно-практ.конф. Казань, 1992. – С. 31 – 32.

     18. Матов В.В., Иванова О.А., Ланцберг Л.А. Ритмическая гимнастика. М.: Знание, 1985. – С. 42.

     19. Мильнер Е.Г. Формула бега. М.: Приложение к журналу "Физкультура и спорт", 1998. – 52 с.

     20. Михайлов B.C. Исследование уровня потребностей в занятиях физической культурой и спортом у студентов 1 курса технического вуза. – Хабаровск, 1996. – С. 5.

     21. Мякотных В.В. Оздоровительная тренировка студентов. – Новосибирск, 1996. – 32 с.

     22. Пономарёва В.В., Саркисянц Э.Э., Сараджева О.П. и др. Влияние физической реабилитации на функциональное состояние ЦНС и работоспособность студенток // Теория и практика физической культуры. 1991. №6. – С. 18 – 21.

     23. Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физической культуры. Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.

     24. Посохов В.П. Количественная оценка уровня здоровья у студентов факультета физической культуры. Чебоксары, 1994. – С. 143 – 147.

     26. Рубинштейн М.Н. Методические указания по организации занятий аэробикой в вузе. Уфа, 1996. – 32 с.

     27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2001. – 480 с. 
 
 
 
 

Информация о работе Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы