Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:

Исследование влияния оздоровительной формы занятий физической культуры на студентов специальной медицинской группы.


Задачи:

1. Дать теоретический анализ современного состояния проблемы оздоровительной физической культуры со студентами специальной медицинской группы;

2. Проанализировать основные современные виды оздоровительной формы обучения физической культурой, их сущность и особенности;

3. Изучить структуру и методику проведения оздоровительного учебного занятия по физической культуре;

4. Провести занятия по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) по оздоровительной методике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы совершенствования системы физического воспитания в вузах ………………………………………………...5

1.1. Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ……………………………………………5

1.2. Физиологические основы оздоровительной тренировки …………..9


Глава 2. Основные современные формы оздоровительной физической культуры ………………………………………………………………………....14

2.1. Ациклические упражнения ………………………………………….14

2.2. Циклические упражнения …………………………………………...19


Глава 3. Особенности физического воспитания студентов специальной медицинской группы при использовании оздоровительных методик ………23

3.1. Комплектование групп студентов специального медицинского отделения ………………………………………………………………………...23

3.2. Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) ……………………………………………………….27


Заключение ……………………………………………………………….34

Список литературы ………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Если сочетать силовые упражнения с упражнениями на выносливость, то положительное влияние атлетической гимнастики умножается (бег, лыжи, плавание, велосипед). Занятия с гантелями в сочетании с другими оздоровительно-физкультурными мероприятиями помогают поддерживать свой жизненный тонус, не позволяют мышцам ослабевать. Гантели можно использовать в любом помещении, элементарно просто разнообразя выполняемые упражнения, воздействуя практически на каждую мышцу всего тела. Предлагаемый ниже гантельный комплекс с успехом может использоваться начинающими атлетами и лицами со средним опытом занятий атлетизмом (до года), позволяет подготовиться к занятиям со штангой и на специальных тренажёрах, успешно овладеть силовыми и скоростно-силовыми упражнениями.

     Нужен набор разных по массе гантелей для занятий (от 5 до 25 кг и более), иначе на определённом этапе, когда организм привыкнет к нагрузкам, рост результативности занятий может приостановиться, а при работе с недостаточной интенсивностью возможны и регрессивные тенденции. Для развития силы и выносливости рекомендуется следующая методика. Вес гантелей для начала должен позволять выполнение 10 – 12 повторений, после чего — отдых до восстановления дыхания, а затем — выполнение очередной серии того же упражнения. Отдых можно постепенно сокращать от 2 мин до 30 с, поднимая тем самым интенсивность тренировок. После достижения 15 повторений во всех подходах в упражнения для крупных мышц к гантелям добавляется 2—3 кг, для мелких групп мышц — 1 кг, начинайте снова работать по 8—10 повторений в серии. Начинать занятие необходимо с хорошей разминки (до лёгкой испарины): для этого подойдет любой комплекс утренней зарядки на 5—10 мин, без отягощении. Частота занятий — 3—7 раз в неделю. Приступать к тренировке следует не позднее чем за 1 час до и не ранее чем через 2 часа после еды; по утрам серьезные нагрузки не рекомендуются. В комплекс включают до 12—15 упражнений, а количество серий — в зависимости от физической подготовленности и предыдущей нагрузки. Начинающие в течение 1—2 недель выполняют по 1 подходу, затем, в зависимости от самочувствия, добавляют 1—2 подхода. Для более слабых групп мышц можно делать впоследствии по 4—6 серий, для остальных — 2—4 серии. Повторения в сериях выполняются плавно, без рывков, с полной амплитудой. В конце занятий необходимы успокаивающие и расслабляющие упражнения (медленный бег, ходьба, подъём рук в стороны, потягивание). После занятий полезно посидеть или полежать 5—10 мин. затем обязательно принять тёплый душ или растереться жёстким мокрым полотенцем.  
 
 
 
 

     2.2. Циклические упражнения

     "Аэробика" происходит от слова аэробный, что значит кислородный (от греческого слова “аэро” - воздух и “биос” - жизнь), впервые был введен доктором К. Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры [2, 26]. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

       Аэробика в дальнейшем стала развиваться по разным направлениям - аэробические танцы, аэробная гимнастика, аэробика Джейн Фонды, степ-аэробика, шейп-аэробика и другие (США, Европа). По содержанию все эти направления незначительно отличаются друг от друга, а по сути они объединены в одну форму проведения занятий такого рода - ритмическую гимнастику, которая широко используется как средство физического воспитания в общеобразовательных школах, колледжах и вузах.

     Основные  методы, используемые при проведении занятий  аэробикой.

     Ритм и темп движения определяет музыка. Необходимо подбирать музыку к определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме, подбирать упражнения с соответствующим ритмом и темпом. Для поддержания интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений.

     Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее "удобным" для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой. Чаще всего в аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов.

     Метод усложнений - так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Педагогически грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода усложнения. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела (например один из вариантов аэробного шагов - скрестный шаг), то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части (1-е упражнение: шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на месте, приставить левую в исходное положение. 2-е упражнение: приставные шаги в сторону, вправо и влево), которые выполняются как самостоятельные упражнения, а потом соединяются. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов:

     - изменение темпа движения (сначала  каждое движение выполняется  на 2 счета, а затем на каждый);

     - изменение ритма движения (например, вариант ходьбы: "1"-шаг правой, "2" - шаг левой, "3-4" - шаг правой. Для того чтобы занимающиеся лучше усвоили этот ритм движения можно применить подсказку - "быстро - быстро - медленно");

     - добавление новых движений в  ранее изученные комбинации (например, скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед);

     - изменять технику выполнения  движения (например, выполнение подъема колена сочетать с прыжком);

     - изменение направления движения (какой то одной части тела  или перемещения в пространстве);

     - изменение амплитуды движения;

     - сначала разучить упражнение  по частям, а затем объединить  в одно целое, что и будет являться усложнением по отношению к первоначальному разучиванию.

     В результате применения этих приемов  переход от элементарных к более  сложным по координационной структуре  движениям осуществляется занимающимися без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы усложнений упражнений.

     Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад). Такой комплекс может состоять от 2 и более упражнений. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым (количество повторений каждого упражнения планируется с учетом его длительности - 2, 4 ,8 счетов и координационной сложности, но так, чтобы переход осуществлялся в соответствии с "музыкальным квадратом").

     Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для "блока" упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение №1, 2, 3, 4).

     Метод "Калифорнийский стиль" фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по "квадрату", по кругу, по диагонали).

    Ациклические формы оздоровительной физической культуры (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ. Ведущая роль в этом отношении принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости.  
 
 
 
 
 

     Глава 3. Особенности физического воспитания студентов специальной медицинской группы при использовании оздоровительных методик

     3.1. Комплектование групп студентов специального медицинского отделения

     Студенты, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которым необходимо ограничить физические нагрузки, направляются в специальную медицинскую группу.

     Комплектование специальной медицинской группы заключается в том, что в ней занимаются студенты не только с заболеваниями, но и с различным уровнем физической подготовленности. Значительная масса студентов имеет слабое физическое развитие, низкий уровень физической подготовленности, длительное текущее хроническое заболевание.

     Для учащихся вузов Чоговадзе А.В. (1986) предложил некоторые рекомендации для комплектования специальной медицинской группы. При первичном медицинском осмотре некоторые студенты первого курса скрывают ранее перенесённые заболевания или возникающие при физических нагрузках неприятные ощущения, тогда как большое нервное перенапряжение на 1 - 2 курсах, несоблюдение режима питания, сна, отдыха, приводит к обострению и проявлению заболеваний, что выявляется при повторных врачебных осмотрах. Процентный состав студентов с ослабленным здоровьем по диагнозам заболеваний в различных вузах России неоднороден [6].

     Литературный анализ показал, что из года в год увеличивается число лиц, имеющих при поступлении в вуз нарушения в состоянии здоровья и занимающихся физической культурой в специальном медицинском отделении. При комплектовании групп в специальном учебном отделении необходимо иметь чёткие определения, по каким критериям студент направляется для занятий физическими упражнениями в специальную медицинскую группу. В условиях массовых обследований студентов с участием узких специалистов решающим в определении медицинской группы является: диагноз заболевания, а функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, дыхательных систем, общая физическая работоспособность и физическая подготовленность этих лиц порой совсем не учитывается, и в специальную медицинскую группу нередко попадают лица, которые без ущерба для здоровья могли бы заниматься в подготовительной или даже в основной группах, а процент студентов специальной медицинской группы был бы гораздо ниже.

     Оценка состояния здоровья, динамики положительных и отрицательных изменений не будет объективной, если она не будет дополнена данными самоконтроля - самостоятельными наблюдениями за результатами влияния физических нагрузок на организм занимающегося.

     Одной из главных задач вузовской физической культуры является обучение технологии слежения за своим здоровьем. Достаточный уровень умений и навыков самоконтроля (ведение дневника самоконтроля, правильная самооценка на основе анализа данных дневника) – достижение одной из целей для студентов с ослабленным физическим здоровьем. Регулярно анализируя состояние своего здоровья, данные тестирования и проведения различных проб, студент получает возможность корректировать объёмы труда и отдыха, время для восстановления, выбирать средства повышения физической умственной работоспособности, вносить необходимые изменения в собственный стиль и, возможно, образ жизни. Студентам, занимающихся физическим воспитанием по учебной программе или самостоятельно в оздоровительных целях, рекомендован набор субъективных показателей, что не означает запрета на увеличение их количества.

     Следует отметить, что в основу распределения студентов в медицинскую группу для занятий физическими упражнениями должно быть положено не заболевание, а уровень развития здоровья, определяемый по функциональному состоянию основных физиологических систем и резистентности организма к различным социальным и экологическим факторам [14].

     Многие  авторы указывают на необходимость совершенствования врачебного контроля за студентами, занимающимися физической культурой. Основным, по их мнению, критерием направления в специальную медицинскую группу при ряде заболеваний должен быть не диагноз, а функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общая физическая работоспособность. Как указывают многие авторы функциональные показатели сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общая физическая работоспособность у студентов с ослабленным здоровьем заметно снижены и уступают показателям здоровых студентов.

Информация о работе Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы