Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:

Исследование влияния оздоровительной формы занятий физической культуры на студентов специальной медицинской группы.


Задачи:

1. Дать теоретический анализ современного состояния проблемы оздоровительной физической культуры со студентами специальной медицинской группы;

2. Проанализировать основные современные виды оздоровительной формы обучения физической культурой, их сущность и особенности;

3. Изучить структуру и методику проведения оздоровительного учебного занятия по физической культуре;

4. Провести занятия по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) по оздоровительной методике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы совершенствования системы физического воспитания в вузах ………………………………………………...5

1.1. Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ……………………………………………5

1.2. Физиологические основы оздоровительной тренировки …………..9


Глава 2. Основные современные формы оздоровительной физической культуры ………………………………………………………………………....14

2.1. Ациклические упражнения ………………………………………….14

2.2. Циклические упражнения …………………………………………...19


Глава 3. Особенности физического воспитания студентов специальной медицинской группы при использовании оздоровительных методик ………23

3.1. Комплектование групп студентов специального медицинского отделения ………………………………………………………………………...23

3.2. Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) ……………………………………………………….27


Заключение ……………………………………………………………….34

Список литературы ………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Студентам с различными заболеваниями необходимо проводить углубленное функциональное обследование с определением величины общей физической работоспособности и направлять в специальную медицинскую группу лиц с низкими показателя работоспособности.

     Показатели  физического развития в студенческом возрасте, как считают Апанасенко г.л. и Волков В.В. (1985), мало влияют на факторную структуру физического состояния, тогда как показатели физической подготовленности, по мнению Наумова Б.А. (1962), Прониной Н.А., Снеткова Г.П. (1986) и других, должны учитываться при определении медицинской группы наравне с показателями физической работоспособности и другими функциональными показателями сердечнососудистой и дыхательных систем [6].

     И.М. Сеченов и И.П. Павлов – известные российские физиологи показали роль центральной нервной системы в развитии тренированности на всех стадиях упражнения при формировании приспособительных процессов организма. В дальнейшем многие исследователи доказали, что упражнение вызывает глубокую перестройку во всех органах, и системах организма человека. Сущность упражнения составляют физиологические, биохимические, морфологические изменения, возникающие под воздействием многократно повторяющейся работы или других видов активности и при изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме [14].

     Во  время упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы их нейрогуморального регулирования. Так, к числу показателей тренированности в покое можно отнести:

     – изменения в состоянии центральной  нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;

     – изменения опорно-двигательного  аппарата (увеличенная масса и  возросший объем скелетных мышц, гипертрофия мышц, сопровождаемая улучшением их кровоснабжения, положительные биохимические сдвиги, повышенная возбудимость и лабильность нервномышечной системы);

     – изменения функции органов дыхания (частота дыхания у тренированных в покое меньше, чем у нетренированных); кровообращения (частота сердечных сокращений в покое также меньше, чем у нетренированных); состава крови и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита)

     С целью дифференцированного подхода к организации занятий физической культурой в начале 2010/2011 учебного года все студенты 1-4-го курсов университета в зависимости от состояния здоровья были разделены на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (СМГ). Занятия в этих группах отличались учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

     Процент студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной программе, в ЗабГГПУ на разных факультетах составил от 20 до 25%. Диапазон заболеваний достаточно широк, однако наиболее распространенными являются нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой системы и органов зрения.

     В начале учебного года СМГ условно была разделена нами на две подгруппы: подгруппу А, в которую вошли студенты с обратимыми заболеваниями (после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу), и подгруппу Б, в которую были включены студенты с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями).

     Нами  определены основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам:

     - укрепление здоровья, ликвидация  или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

     - улучшение показателей физического  развития и физической подготовленности;

     - освоение жизненно важных двигательных  умений, навыков и качеств; 

     - постепенная адаптация организма  к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных  возможностей физиологических систем  организма;

     - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

     - формирование волевых качеств  личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

     - воспитание сознательного и активного  отношения к ценности здоровья  и здоровому образу жизни;

     - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

     - обучение правилам подбора, выполнения  и формирования комплекса упражнений  утренней гигиенической гимнастики  с учетом рекомендаций врача и преподавателя; самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;

     - обучение способам самоконтроля  при выполнении упражнений различного  характера;

     - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

     К такой категории занимающихся организация работы требует принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровьеформирующих технологий [23].

     При анализе медицинских карт было выявлено, что с каждым годом количество студентов университета, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличивается. Так, если в начале 2010/2011 учебного года их число составляло 25% от всех видов отклонений в состоянии здоровья, то в начале нового 2011 учебного года нарушения функции кровообращения имеют уже 30% обучающихся в СМГ ЗабГГПУ (в основном из числа студентов, поступивших на 1-й курс).

     Возникновению сердечно-сосудистых заболеваний в студенческом возрасте способствуют, как известно, гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стрессовые ситуации и эмоциональные перегрузки (экзаменационные сессии). Кроме того, Тольятти - центр химической промышленности и автомобилестроения, что говорит о наличии отрицательных экологических факторов в городе.

     Реабилитация студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями - одна из самых актуальных проблем, решение которой в большой степени зависит от построения адекватного двигательного режима для данной категории обучающихся.

     Таким образом, наши исследования показали, что систематические физические нагрузки (3-4 раза в неделю по 35-45 мин) способствуют развитию приспособительных реакций, повышают сопротивляемость организма различным стрессовым воздействиям, обеспечивая психическую разрядку и улучшая эмоциональное состояние.

     Если  активизировать двигательный режим различными физическими упражнениями, то он начинает совершенствовать функции систем, регулирующих кровообращение, улучшает сократительную способность миокарда и кровообращение, снижает гипоксию, то есть предупреждает и устраняет проявления большинства факторов риска основных болезней сердечно-сосудистой системы. Физическая тренировка развивает физиологические функции и двигательные качества, повышая умственную и физическую работоспособность занимающихся.

     Специалисты-медики считают, что физические упражнения как средство реабилитации и вторичной профилактики показаны при всех заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Противопоказания носят лишь временный характер [26].

     Поэтому программа физического воспитания для студентов СМГ ЗабГГПУ, имеющих такого рода заболевания, разработана на базе плавания.

     Плавание, как оздоровительная форма занятий физкультурой – мощный положительный эмоциональный фактор. Физические свойства водной среды, в частности плотность воды, оказывают специфическое влияние на функции кровообращения, дыхания, кожные рецепторы, нервную систему. При погружении человека в воду вытесняется объем воды, равный весу тела, в связи с чем облегчается удерживание его в горизонтальном положении. Сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, отсутствует статическое напряжение мышц. Глубокое дыхание и давление воды на венозные сосуды облегчают его работу, что особенно важно для студентов с ослабленным здоровьем.

     Далее исследовались студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата. Так, нарушения осанки и сколиозы разных степеней зафиксированы у 30% занимающихся физическим воспитанием в СМГ университета.

     Нарушения связанные с позвоночником ведут к различным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физической культуры – приостановление прогрессирования болезни и коррекция искривлений позвоночника.

     Очень часть неоправданно освобождают студентов с нарушением осанки от занятий физическим воспитанием, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями. В программе адаптивного физического воспитания, составленной для данной СМГ обучающихся, преобладают упражнения, совершенствующие опорно-двигательный аппарат, а также обще развивающие и направленно корригирующие физические упражнения.

     Но  практика показала, что более всего для формирования хорошей осанки и лечения сколиозов полезны занятия плаванием, во время которого обеспечивается естественная разгрузка позвоночника. Программа физического воспитания для студентов СМГ, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, составлена на базе способа "брасс на груди с удлиненной паузой скольжения", во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. Положительный опыт работы свидетельствует, что при этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе.

     Нарушение зрения занимает третье место. По численности среди всех обучающихся в СМГ занимают в настоящее время близорукие студенты - их 31%. У девушек этот показатель выше (35%), по нашему мнению, из-за меньшей двигательной активности.

     Возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития у лиц с нарушениями зрения. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к физическим упражнениям и труду.

     При анализе исходных показателей, полученных в результате обследования студентов, выявилось, что обучающиеся с нормальным зрением в начале учебного года имели более высокий уровень физического развития и физической подготовленности, чем слабовидящие студенты. Также, у большинства слабовидящих юношей и девушек по результатам медицинского осмотра выявлены искривления позвоночника, плоскостопие и другие заболевания.

     Преподаватели при работе в СМГ в первую очередь учитывали ограничения, накладываемые на занятия физической культурой с лицами, имеющими патологии органов зрения, исключая прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове. Программа физического воспитания разрабатывалась на базе следующих рекомендуемых видов оздоровительных упражнений: на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие.

     На всех занятиях со слабовидящими студентами специального медицинского отделения проводилась зрительная гимнастика по методике Г.Г. Демирчогляна и А.Г. Демирчогляна [11], направленная на улучшение и сохранение зрения; профилактику близорукости и дальнозоркости (в рисунках).

Информация о работе Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы